Проблема черкесского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад

Краткое описание

В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема черкесского народа.docx

— 179.73 Кб (Скачать файл)

последующих конгрессах постоянно поднимался вопрос

о признании независимости Абхазии. Общественные ор-

ганизации регулярно выступали против экономической

блокады Абхазии. Созданный в Нальчике Союз абхаз-

ских добровольцев со временем превратился в самую

активную общественную организацию в республике и

широко отпраздно вал свое 15-летие вместе с призна-

нием независимости Абхазии. Абхазия со своей стороны

учредила постоянное представительство в Нальчике.

Признавая важную роль черкесской диаспоры в абхазо-

грузинском кон фликте, министр иностранных дел России

С. Лавров 31 июня 2008 года провел встречу с черкесскими

общественными лидерами Турции. На торжества, посвя -

щенные признанию Россией независимости Абхазии, в

авгу сте 2008 года в Сухум были приглашены делегации

из всех частей черкес ского мира. 96

Зимние Олимпийские игры в Сочи

и черкесский вопрос

Черкесская проблема, практически сошедшая с по-

литической повестки дня до того, как в 2007 г. Россия

выиграла право проведения Олимпиады, актуализиро-

валась вновь. Черкесский вопрос связан с Сочинской

олимпиадой несколькими символическими моментами.

По иронии судьбы Олимпийские игры в 2014 г. совпа-

дают с 150-й годовщиной поражения черкесов в Русско-

Кавказской войне, когда в 1864 г. царь Александр II

провозгласил победу России. Ежегодно 21 мая черкесы

во всем мире зажигают 101 свечу и проводят минуту

молчания в память о 101 годе войны. Город Сочи стал

ареной последних боев этой войны. Сочинский порт –

место, откуда черкесы были депортированы в Османскую

империю. Парад русских войск в связи с победой над

черкесами прошел 21 мая 1864 г. на Красной Поляне

(Кбаада по-черкесски), которая  станет центром прове-

дения Олимпийских игр.

Ситуация осложнилась преимущественно из-за не-

правильной информационной компании организаторов

Олимпиады. С самого начала организаторы Олимпиады

проигнорировали исторический период присутствия чер-

кесов в регионе. Несмотря на официальное обращение

Парламента Адыгеи, оргкомитет Олимпиады отказался

от использования черкесской символики во время Игр.

Кабардино-Балкария, Адыгея и Карачаево-Черкесия не

были задействованы также в экономических проектах

Олимпиады ни в качестве строительства дорог к Сочи из

Нальчика, Майкопа и Черкесска, ни в плане проведения

части соревнований в Приэльбрусье или Лаго-Наки.

В 2011 году Парламент Грузии признал геноцид чер-

кесов. Это стало своеобразным симметричным ответом

Грузии на признание Россией Абхазии и Южной Осетии.

Первое признание геноцида страной – членом ООН во

многом изменило отношение черкесского мира к Грузии в

положительную сторону. Таким образом, Россия упустила

благоприятную возможность использовать всеобщую 97

благожелательность черкесского мира, сложившуюся

сразу после признания независимости Абхазии.

Международная Черкесская Ассоциация неодно-

кратно обращалась к руководству страны по вопросу

включения в информационный контекст и программу

подготовки и проведения Олимпийских игр в г. Сочи

компонентов истории и культуры черкесов, как коренного

народа Российского Причерноморья. Однако до сих пор

ответа не последовало. Поэтому в последнем обращении

МЧА к Президенту РФ Д. А. Медведеву от 27 декабря

2011 г. говорится: «Подобное  невнимание к общественно 

значимому для одного из российских народов вопросу,

вместе с продолжающейся спекуляцией на черкесской

трагедии, игнорированием и фальсификацией истори-

ческих фактов в информационном поле, формируемом

вокруг Олимпиады, способствует созданию повода для

радикальных настроений у определенной части россий-

ских и зарубежных черкесов». Политика замалчивания,

безусловно, снижает уровень доверия черкесов к феде-

ральным властям, что в свою очередь может быть исполь-

зовано деструктивными силами в целях дестабилизации

обстановки на Юге России.

Вместе с тем большинство черкесов как в России,

так и за рубежом уверено, что только современная Россия

может исправить допущенную в XIX веке несправед-

ливость по отношению к черкесам. Многие черкесские

организации по-прежнему считают главным приоритетом

признание геноцида именно Россией.

Заключение

Окончание холодной войны положило начало знаме-

нательной эре в раз витии черкесского мира. Важнейшим

достижением черкесской нации стали объединение

усилий на международном уровне и ответ на вызовы но-

вого времени с позиции своих национальных интересов.

Идеология новой эры сформировала три стратегические

задачи черкесского мира – признание геноцида, объеди-

нение черкесских территорий в единый субъект в составе

Российской Федерации и возвращение соотечественников

на родину.

7 Заказ № 20098

Налицо зна чительные достижения в международном

черкесском движении – разви тие государственного строи-

тельства в трех черкесских республиках, начало репа-

триации диаспоры, признание геноцида Грузией и осо-

бенно признание Россией независимости Аб хазии. Эти

события имели решающее значение для формирования

современного черкесского мира. Национальные обще -

ственные движения ставят в своих программах такие

тактические задачи, как перепись населения черкесов в

диа споре, проведение международных черкесских Олим-

пийских игр и др.

Важнейшим условием развития черкесского мира яв-

ляется позитивное отношение к нему со стороны России.

И в связи с этим вселяет надежду тот несомненный факт,

что позиции России в черкесском мире в последние де-

сятилетия ориентированы на помощь и сотрудничество.

Только Россия может помочь черкесскому миру решить

его стратегические задачи.

Очевидно, что главные проблемы черкесов еще не

решены. И ответы черкесско го мира на вызовы нового

времени демонстрируют основные тенденции развития мо -

билизации и самоидентификации черкесской нации.

См. сб.: «Этнополитические и религиозные проблемы

Кабардино-Балкарии: предпосылки, характер и перспективы

решения». Нальчик, 2011. С. 66–78.99

 Е. Невельская

ЧЕРКЕССКИЙ ВОпРОС: пОИСКИ ОТВЕТА

Не подлежит сомнению, что вокруг черкесского во-

проса, заключающегося прежде всего в преодолении

трагических для побежденных последствий Кавказской

войны 1763–1864 годов, сконструировано заметное ко-

личество исторических и псевдоисторических мифов.

Значительная их часть сформирована внутри самого чер -

кесского об щества, в том числе представи телями акаде-

мических и поли тических кругов.

Вместе с тем следует под черкнуть, что способность к

мифотворчеству не является эксклюзивной культурной

осо бенностью кавказских наро дов. В результате черкес-

ский вопрос в настоящее время является поводом для

создания не только эндогенных, но и в не меньшей сте-

пени экзоген ных мифов.

Наиболее устойчивым и рас пространенным среди

мифов яв ляется следующий: черкесский вопрос возник

лишь с момента ре шения МОК о проведении Белой Олим-

пиады –2014 в г. Сочи. Из вестно, что в его окрестностях,

на территории современного посел ка Красная Поляна,

21 мая 1864 года состоялось  последнее сражение Кавказ -

ской войны, став шее началом трагического (в том числе

и насильственного) исхода большей части черкесского

и аб хазского народов за пределы Рос сийской империи.

Особо подчеркивается замет ное участие в иницииро-

вании и чрезмерной политизации черкесского вопроса

различных поли тических, в том числе враждеб ных сил,

находящихся за предела ми Российской Федерации.

Безусловно, полностью отрицать роль олимпийского

фактора в сегодняшнем обострении про блемы, как и уча-

стие в процес се внешних сил, было бы нелепо. Вместе с

тем попытки реабилита ции абхазского, адыгского и аба-

зинского народов (общее иноназвание – черкесы) впервые

были предприняты еще в рамках Горской Республики в

1918 году.

Кроме того, в течение послед них 25 лет состоялся ряд

знамена тельных событий, непосредствен но связанных с

7*100

черкесским вопро сом, что служит убедительным свиде-

тельством несостоятельно сти данного экзогенного мифа

в целом.

Так, еще в 1989 году группа молодых активистов

Народно го форума Абхазии «Аидгылара» («Единство»)

предприняла по пытку установления памятного знака

в Красной Поляне к 125-лет ней годовщине окончания

Кавказ ской войны. После достижения соответствующих

договоренно стей с администрацией г. Сочи и жителями

поселка был изготовлен небольшой гранитный обе лиск

с надписью «Памяти павших в Кавказской войне 1763–

1864 го дов».

Между тем, когда инициатив ная группа прибыла в

Красную Поляну для установления памят ного знака, там

находились уже другие представители сочинской адми-

нистрации, которые запретили мероприятие. Памятный

ка мень и сегодня находится на тер ритории Храмового

комплекса в г. Пицунде Республики Абхазия.

В тот же день на набережной столицы Абхазии г. Сухум

(ныне Набережная мухаджиров) активистами «Аидгы -

лара» был заложен памятный знак на месте, выбран ном

для установления памятника изгнанникам- мухаджирам.

Этот проект был осуществлен в 2010 году (автор мону-

мента – Г. Лакоба).

21 мая как День памяти  и скорби в последние четверть 

века от мечался и отмечается массовыми мероприятиями

как в Абхазии, так и в ряде субъ ектов Российской Фе-

дерации, в местах исторической локализа ции черкес-

ского народа: Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-

Черкесии.

Общественные организации черкесов за эти годы на-

правили целый ряд петиций о необходимости решения

проблемы как к Пре зиденту и Федеральному Собра нию

РФ, так и к международным организациям – ОНН и

Европарламенту, проведение при котором ежегодных

«черкесских дней» стало уже традицией.

Принятие обращений и проведение массовых

мероприятий стали традиционными и для нацио нальных

организаций многомил лионной черкесской и абхазской 101

диаспоры, проживающей в Турции, Иордании, Сирии,

Израиле, Германии, США и других стра нах мира.

Особенно существенно, что в минувшие два десяти-

летия чер кесский вопрос находился в фокусе внимания

не только общественности, но и органов государствен ной

власти субъектов Российской Федерации и Республики

Абха зия.

7 февраля 1992 года было  при нято постановление 

Верховно го Совета Кабардино-Балкарской ССР об осуж-

дении геноцида чер кесов в годы Кавказской войны.

15 октября 1997 года аналогичное  постановление 

было принято На родным Собранием – Парламентом

Республи ки Абхазия.

29 апреля 1996 года Госсовет  – Хасэ Респу блики 

Адыгея обратился к Государственной Думе РФ с требо-

ванием признания геноцида черкесов на фе деральном

уровне.

Болезненно острое отноше ние черкесов к созданию на

тер ритории Красной Поляны горно лыжного комплекса

и перспек тиве проведения в г. Сочи и его окрестностях

Белой Олимпиады стало отправной точкой для создания

еще одного экзогенного мифа: о некоей особой щепетиль-

ности кавказцев по отношению к ме стам, казалось бы,

давным-давно отгремевших и забытых битв.

Безусловно, народ, которому слишком хорошо из-

вестны по тенциальные возможности бесче ловечности,

острее воспринимает малейшие ее проявления. Между

тем было бы неверным полагать, что стремление черкесов

и абхазов добиться достойного отношения к знаковым

местам их националь ной истории и памяти павших со-

племенников объясняется особенностями их этнической

психоло гии и культуры. Напротив, подоб ное стремление

является общече ловеческим и свойственно, в том числе

и русскому народу.

Достаточным подтверждением может служить воз-

мущенное от ношение нашей общественности к конф-

ликтной ситуации, вызванной планом постройки дачного

поселка на территории Бородин ского поля. Наиболее

яркой стала реакция известного русского поэта Андрея

Дементьева:102

ПОЗОРНыЙ ТОРГ

Торгаши продают Бородинское поле.

Наша горькая память идет с молотка.

Эту землю, омытую кровью и болью,

Расчленяют, словно старую тушу быка.

По великому полю настроят заборы...

И российские воины, павшие здесь,

Из далекой дали вслед посмотрят с укором

На манкуртов, утративших совесть и честь.

Что молчишь ты, любимая матерь-Россия?

Ведь сыны твои здесь защищали тебя.

Или ты сохранить нашу славу не в силах?

Иль живешь ты, уже никого не любя?

Если первую строку этого сти хотворения, проникну-

того высо ким духом патриотизма и граж данственности,

изменить на «Тор гаши распоясались в Красной По ляне»,

то им в полной мере можно проиллюстрировать чувства,

которые современные черкесы испы тывают к происходя-

щему там, где 150 лет назад героически пали не только

черкесские, но и русские воины!

Следует особо подчеркнуть, что Бородинское сражение

состо ялось на полвека раньше – 200 лет назад и было

проиграно русской армией, как сражение на Красной По-

ляне было проиграно черкес ским народным ополчением.

Оче видно, «не одними победами горд человек», и память

о столь зна чимых для национальной исто рии событиях,

как правило, весь ма долгая.

Трудно предполагать, что, при нимая решение о по-

даче заявки на проведение зимней Олимпиады в Сочи,

российское руководство ис ходило из некоей кощун-

Информация о работе Проблема черкесского народа