Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:07, курсовая работа
Специфика и особенности профессиональной подготовки специалиста по социальной работе.Профессиональные требования к социальному работнику.Нравственное сознание социального работника.Личностные качества социального работника.
Функции, которые должны выполнять социальные
работники в своей профессиональной деятельности
для обозначенной цели, наиболее полно
отражены в работах Е.И.Холостовой. Автором
определяются следующие функции: диагностическая;
прогностическая; правозащитная; организационная;
предупредительно-
Для достижения обозначенной выше цели и реализации перечисленных функций необходимы соответствующие технологии. Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели. Использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели.
Наиболее удачным видится определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в работах Е.И. Холостовой. Здесь социальная работа трактуется как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, осуществления эффективности реализации задач социальной защиты населения. Социальные технологии как совокупности приемов, методов и воздействий разрабатываются на основе определенных принципов или ценностных установок.
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие особенности социальной работы. Субъектом социальной работы на микроуровне является «человек нуждающийся», объектом – социальный работник. Социальные технологии как методы и средства социальной работы подчинены основной цели – помощи «человеку нуждающемуся». Существуют два пути достижения указанной цели: создание необходимых социальных условий для достойного существования клиента социальной работы и помощь клиенту в реализации своих возможностей для самостоятельного решения своей проблемы. Основной акцент в деятельности социального работника с клиентом делается на активности последнего в решении его проблем.
Как указывалось выше,
основное в социальной работе занимает
индивидуализированная помощь людям,
оказавшимся в трудной
Рассматривая специфику подготовки современного специалиста по социальной работе, отметим важность социально-правовых дисциплин, изучаемых студентами, значение которых основывается на практической значимости юридических знаний при формировании профессионального сознания будущего специалиста.
Во-первых, юридические знания обладают организационной ценностью, которая раскрывает их положительную роль и для общества и для отдельной личности. Во-вторых, ценность юридических знаний заключается в том, что, обладая ими, человек приобретает социальную свободу, что немаловажно как для самого субъекта, так и для общества в целом. В-третьих, юридические знания работают на аксиологическую идею справедливости, что явно свидетельствует о гуманистическом их характере, который проявляется не только в том, что они открывают личности доступ к благам, но и в том, что они выступают действенным средством ее социальной защищенности. В-четвертых, юридические знания выступают мощным фактором прогресса, который является источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития, а также эффективным инструментом социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. В-пятых, юридические знания влияют на формирование толерантного сознания социального работника, что весьма важно, так как толерантность в социальной работе признается одним из руководящих принципов. Под толерантностью подразумевается признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями.
Важное место в процессе
обучения отводится специализации
социального работника в оказан
Современный социальный работник по своему профессиональному назначению должен стремиться, по возможности, предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и таким образом оздоровить их окружающую среду.
Главной направленностью деятельности социального работника является содействие саморазвитию личности и формирование убеждения, что человека нельзя научить, если он сам себя не научит, никакие советы не помогут, если не захотеть им следовать. Отсюда: задача социального работника – поддержать, обнадежить и стимулировать людей на развитие их способностей, знаний и умений. То есть – вместе с детьми, вместе со взрослыми, а не за них.
В интересах личности формы социальной помощи не должны носить характер благотворительной подачки. Социальный работник призван развивать различные виды самопомощи, он поддерживает и стимулирует людей на развитие их собственных сил, конструктивную деятельность, использование их внутренних резервов. Учет именно этих особенностей современного психологического взгляда на деятельность социального работника в практике профессиональной подготовки будущих специалистов должен быть осуществлен при обучении на соответствующих специальностях вузов.
Должность социального
работника и специалиста
Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи4. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.
Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.
Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:
Специфика функций
социального работника
Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:
- эмпатийность;
- психологическая компетентность;
- деликатность и тактичность;
- человечность и гуманность, милосердие;
-организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;
- высокая духовная культура и нравственность;
- социальный интеллект (то есть умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
- умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
- направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
- учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
- стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;
- честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п.
Профессиограмма представляет собой совокупность требований, предъявляемой профессией к личности, способностям, мастерству и возможностям специалиста. Профессиограмма определяет психологическую структуру профессиональной деятельности, её основные компоненты и связи между ними. Психологическая структура деятельности, в свою очередь, детерминируется общим характером деятельности, её содержанием и задачами, стоящими перед специалистом. Социальный работник нацелен на решение целого комплекса разнообразных задач, таких как:
- адаптация клиентов в общество, формирование их активной жизненной позиции в решении своих проблем;
- создание условий для самоутверждения представителей уязвимых социальных групп;
- диагностика социальных и личностных проблем;
- социальная профилактика;
- социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся;
- консультирование;
- социальная реабилитация и терапия;
- социальный надзор и попечительство;
- социальное проектирование;
- посредничество между клиентами и различными организациями;
- инновационная деятельность в области социальной работы и т. д.
Социальный работник заботится о создании условий для проявления способностей клиентов, увеличивающих степень их самоконтроля и самоорганизации. Реализация социальной работы осуществляется на непосредственном и опосредованном уровне. Непосредственный уровень - это уровень личных контактов специалиста с клиентом. Опосредованный уровень связан с решением общих социальных задач в рамках общества.
Информация о работе Профессиональные требования и личностные качества социального работника