Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:33, лекция
Государственная политика в отношении женщин – это часть социальной политики, которая формирует правовой и социальный статус женщин как крупной социально-демографической группы, регламентирует их взаимоотношения с обществом.
Лекция 10
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН (1900-2000)
Государственная политика в отношении
женщин – это часть социальной
политики, которая формирует правовой
и социальный статус женщин как крупной
социально-демографической
Выделение государственной политики в отношении женщин в качестве самостоятельного предмета исследования обусловлено рядом причин.
Во-первых, на протяжении всего 20 в. Социальный статус женщин зависел не только от внутренней политики государства в целом, но и от степени гендерной асимметрии в обществе на том или ином историческом этапе. Во-вторых, участие женщин в профессиональной и общественно-политической деятельности имеет ряд специфических проблем, связанных с их репродуктивными и семейными ролями. В-третьих, женщины являются крупной социально-демографической группой населения, поэтому детальное изучение их роли в различных сферах жизни общества способствует более полному осмыслению исторического пути, пройденного российским государством в последнее столетие.
В предлагаемом исследовании государственная политика в отношении женщин рассматривается в конкретно-историческом аспекте.
На каждом историческом этапе детерминантами
ее содержания и результативности являются
господствующие в обществе и у
политической элиты представления
о роли и статусе женщины в
обществе; тип экономических отношений
и уровень социально-
В основу анализа положен принцип историзма, который позволил рассмотреть государственную политику в развитии, выявить качественные изменения подсистем, осмыслить направленность трансформации политики властных структур в отношении женщин на различных временных этапах.
Гендерный анализ применен автором для изучения социальной политики в сферах образования, занятости, вовлечения женщин в сферу управления.
Различают несколько типов
Патриархальный тип основан
на концепции определенного
Основными целями патриархальной политики можно считать сокращение участия женщин в профессиональной деятельности; создание условий для выполнения женщиной «естественных» функций матери и хозяйки дома, ограничение ее участия в процессе принятия управленческих решений, общественной сфере, пропаганда идеала неэмансипированной женщины.
Патерналистская политика- это политика
государственного протекционизма по отношению
к женщине, в основу которой положено
марксистко-ленинское
Эгалитарный тип государственной политики ставит основной целью создание равных условий для самореализации личности во всех социальных сферах независимо от пола. Речь идет не об «усреднении» человека, а об устранении полоролевых различий в процессе его социализации, достижении такого состояния общества, когда женщинам и мужчинам будут гарантированы равные возможности для реализации их творческого и личностного потенциала.
Основным направлениями
Советский период в истории России характеризуется установлением юридического равноправия полов.
Период 1992-1997гг. отличается от предыдущего новыми социальными процессами: становлением российской государственности, формированием политической системы демократического типа, радикальным реформированием социально-экономической сферы, многоплановой социальной дифференциацией общества, снижением уровня жизни значительных слоев населения, в том числе женщин.
Государственная политика в сфере образования женщин
Российская государственная
В начале 20в. Задачи демократического
преобразования политической системы
выдвинули в число
Однако в реальной практике развитие начального образования для девочек сталкивалось с рядом преград. Во-первых, в соответствии с господствовавшей патриархатной концепцией предназначения женщины быть матерью и хозяйкой дома образование девочек и женщин считалось необязательным. Во-вторых, экономическая элита была заинтересована в дешевой неграмотной женской рабочей силе. В результате начальное образование развивалось медленными темпами и носило дискриминационный в отношении женщин характер. В начальных школах всех ведомств девочки составляли всего 27% учащихся.
Женское среднее образование
Развитию высшего женского образования
в России способствовали инициативы
либерального течения женского движения.
Действовавшие с конца 70-х годов
19 в. высшие женские курсы в Санкт-
В начале 20в. потребности экономического
развития страны стимулировали
Следует отметить, что развитие среднего
и высшего образования
В советский период политика в области
образования женщин претерпела принципиальные
изменения. Повышение уровня образования
женщин рассматривалось как
В связи с активным развитием
промышленного производства и ростом
потребности в
В целом образование явилось
одной из немногих сфер, где женщины
достигли фактически равного положения
с мужчинами. В начале 90-х годов
из тысячи женщин, занятых в народном
хозяйстве, 927 имели высшее и среднее
образование; а из тысячи занятых
мужчин только 914 имели такое образование.
Однако социальная практика выявила
ряд крупных проблем и
Во-вторых, они имели ограниченные
возможности для продвижения
по службе, составляя всего 5,6% от общего
числа руководителей
В постсоветский период ( с 1991г.) в ходе осуществления социально-экономических и политических реформ в рамках нового российского государства система высшего и среднего образования претерпела определенные изменения. Параллельно государственной системе образования стали функционировать частные, коммерческие учебные заведения всех типов, ежегодно растет число студентов вузов, обучающихся на платной основе. Анализ показывает, что на современном этапе не наблюдается крупных изменений в составе студентов вузов, учащихся техникумов по половому признаку. Вместе с тем наметилась тенденция сокращения доли девушек среди студентов вузов (с 58% в советский период до 49% к середине 90-х годов). Продолжается процесс концентрации женщин в низкооплачиваемых профессиях. Так, девушки составляют 71% студентов педагогических, 65% студентов медицинских вузов. Вместе с тем, идет вытеснение женщин из высокооплачиваемых профессий. В учебных заведениях экономики и права в 1995г. Девушки составляли 65% против 74% в 1985г.
По-прежнему не в полной мере реализуется интеллектуальный потенциал женщин в сфере науки. Среди докторов наук женщины составляют 17,9%, среди кандидатов наук – 31,9%.
Таким образом, на этапе 1917-2000гг. в
российском государстве осуществлены
коренные перемены, позволившие обеспечить
доступ женщин ко всем формам образования.
Однако высокое образование
Государственная политика в сфере занятости женщин
Для этапа 1900-1917гг. была характерна патриархатная концепция полоролевых различий в обществе. Мужчине предназначались роли субъекта государственной, профессиональной и общественной деятельности. «Естественным» предназначением женщины считались сферы материнства, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства.
Государственные структуры законодательно закрепили недопущение женщин на государственную службу, в сферы политики и хозяйственного управления, к интеллектуальным профессиям, связанным с высшим и специальным образованием.
Вместе с тем, потребности промышленного
производства требовали новых источников
рабочей силы. Этой дополнительной
рабочей силой в начале 20 века
стали выступать женщины. Одной
из причин роста женской занятости
можно также считать
Органы государственной власти
не считали необходимым
Отсутствовали законы об охране мужского и женского труда, что приводило к большому числу производственных травм. Закон о вознаграждении получившим увечье появился только в 1903 г. Социальное страхование рабочих было введено лишь в 1912 г.
Установление в 1906 г. 10-часового рабочего дня и разрешение рабочим по Манифесту от 17 октября 1906 г. учреждать союзы для защиты своих интересов с последующим объединением в профессиональные общества явились следствием давления трудящихся масс, в том числе работниц, на властные органы.
Следует отметить, что занятые в промышленном и сельскохозяйственном производстве женщины, подвергаясь экономической эксплуатации наравне с мужчинами, испытывали и дискриминацию по признаку пола. Гендерное неравенство проявлялось в нескольких направлениях и имело определенную правовую базу.
Образцовый бюджет рабочих, разработанный в 1902-1905 гг. по высочайшему поручению, утверждал прожиточный минимум в месяц для мужчины – 21 руб., для женщин – 17 руб. В данную сумму не включались средства на отдых, образование, воспитание детей, лечение. В начале 20 в. заработная плата женщин, занятых в мануфактурной промышленности, составляла 10 рублей в месяц, против 14-15 рублей у мужчин.
Информация о работе Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)