Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:33, лекция

Краткое описание

Государственная политика в отношении женщин – это часть социальной политики, которая формирует правовой и социальный статус женщин как крупной социально-демографической группы, регламентирует их взаимоотношения с обществом.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 11.docx

— 100.29 Кб (Скачать файл)

Лекция 10

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН (1900-2000)

 

Государственная политика в отношении  женщин – это часть социальной политики, которая формирует правовой и социальный статус женщин как крупной  социально-демографической группы, регламентирует их взаимоотношения  с обществом.

Выделение государственной политики в отношении женщин в качестве самостоятельного предмета исследования обусловлено рядом причин.

Во-первых, на протяжении всего 20 в. Социальный статус женщин зависел не только от внутренней политики государства в  целом, но и от степени гендерной асимметрии в обществе на том или ином историческом этапе. Во-вторых, участие женщин в профессиональной и общественно-политической деятельности имеет ряд специфических проблем, связанных с их репродуктивными и семейными ролями. В-третьих, женщины являются крупной социально-демографической группой населения, поэтому детальное изучение их роли в различных сферах жизни общества способствует более полному осмыслению исторического пути, пройденного российским государством в последнее столетие.

В предлагаемом исследовании государственная  политика в отношении женщин рассматривается  в конкретно-историческом аспекте.

На каждом историческом этапе детерминантами ее содержания и результативности являются господствующие в обществе и у  политической элиты представления  о роли и статусе женщины в  обществе; тип экономических отношений  и уровень социально-экономического развития страны; характер политического  режима, уровень демократии в государстве  и обществе; уровень взаимодействия субъектов государственной политики: властных структур, политических партий, женских масс.

В основу анализа положен принцип  историзма, который позволил рассмотреть  государственную политику в развитии, выявить качественные изменения  подсистем, осмыслить направленность трансформации политики властных структур в отношении женщин на различных  временных этапах.

Гендерный анализ применен автором для изучения социальной политики в сферах образования, занятости, вовлечения женщин в сферу управления.

Различают несколько типов государственной  политики в отношении женщин.

Патриархальный тип основан  на концепции определенного разделения функций в семье и обществе между мужчиной и женщиной. При  этом «естественным» предназначением  женщины считаются материнство, воспитание детей и ведение домашнего  хозяйства. Мужчине предназначаются  роли субъекта государственной, профессиональной и общественной деятельности, главы  и «кормильца» семьи, связующего звена между семьей и обществом  в целом.

Основными целями патриархальной политики можно считать сокращение участия  женщин в профессиональной деятельности; создание условий для выполнения женщиной «естественных» функций матери и хозяйки дома, ограничение ее участия в процессе принятия управленческих решений, общественной сфере, пропаганда идеала неэмансипированной женщины.

Патерналистская политика- это политика государственного протекционизма по отношению  к женщине, в основу которой положено марксистко-ленинское понимание  путей решения женского вопроса. Основными компонентами этого типа политики являются: достижение равноправного юридического социального положения женщины и мужчины; широкое участие женщин в общественном производстве; создание условий для совмещения женщиной трех ролей: работницы, матери и хозяйки дома; организация системы социальной защиты женщины в виде льгот, пособий, отпусков в связи с рождением ребенка и уходом за ним, ограничений применения женского труда и т.п.

Эгалитарный тип государственной  политики ставит основной целью создание равных условий для самореализации личности во всех социальных сферах независимо от пола. Речь идет не об «усреднении» человека, а об устранении полоролевых различий в процессе его социализации, достижении такого состояния общества, когда женщинам и мужчинам будут гарантированы равные возможности для реализации их творческого и личностного потенциала.

Основным направлениями эгалитарной  политики являются: участие женщин во всех сферах профессиональной деятельности, включая управление государством; выравнивание соотношения в оплате труда по отраслям производственной и непроизводственной профессиональной деятельности; создание условий для максимального освобождения членов семьи от выполнения рутинной домашней работы; распространение государственных льгот, связанных с уходом за детьми, на обоих родителей; преодоление патриархатных стереотипов мужских и женских ролей в обществе, создание благоприятного общественного мнения о социальном равенстве полов.

Советский период в истории России характеризуется установлением  юридического равноправия полов.

Период  1992-1997гг. отличается от предыдущего  новыми социальными процессами: становлением российской государственности, формированием  политической системы демократического типа, радикальным реформированием  социально-экономической сферы, многоплановой  социальной дифференциацией общества, снижением уровня жизни значительных слоев населения, в том числе  женщин.

Государственная политика в сфере  образования женщин

Российская государственная политика в сфере образования женщин включает несколько исторических этапов: 1900-1917гг.; 1917-1991гг.;1991-2000гг.

В начале 20в. Задачи демократического преобразования политической системы  выдвинули в число первоочередных вопрос о всеобщем начальном образовании. С этим требованием выступили политические партии, общественные организации, крестьянские сходы, собрания рабочих, государственные думы. 3 мая 1908г. Правительством был принят закон об обязательном бесплатном начальном образовании для детей 8-12 лет.

Однако в реальной практике развитие начального образования для девочек  сталкивалось с рядом преград. Во-первых, в соответствии с господствовавшей патриархатной концепцией предназначения женщины быть матерью и хозяйкой дома образование девочек и женщин считалось необязательным. Во-вторых, экономическая элита была заинтересована в дешевой неграмотной женской рабочей силе. В результате начальное образование развивалось медленными темпами и носило дискриминационный в отношении женщин характер. В начальных школах всех ведомств девочки составляли всего 27% учащихся.

Женское среднее образование развивалось  медленными темпами. Средние учебные  заведения открылись для девиц  всех сословий. С 1870г. Они были преобразованы  в женские гимназии. Учебная программа  в этих учебных заведениях ориентировала  девушек на выполнение материнской  функции. Женское среднее образование  функционировало на средства общественных и частных пожертвований. В начале 20в. По всей России в городских школах высшего типа училось всего 22914 девочек.

Развитию высшего женского образования  в России способствовали инициативы либерального течения женского движения. Действовавшие с конца 70-х годов 19 в. высшие женские курсы в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Казани и других городах  были открыты под давлением женской  демократической общественности и  функционировали на средства женских  организаций.  Первым высшим учебным  заведением для женщин стал Женский  медицинский институт, открытый по указу императора в 1895г.

В начале 20в. потребности экономического развития страны стимулировали институционализацию  женского профессионального образования. Были открыты Высшие женские коммерческие курсы, Женские сельскохозяйственные курсы, Технико-графический институт, Высшие педагогические курсы в Петербурге и Москве, высшие женские юридические, строительные, технические и другие курсы.

Следует отметить, что развитие среднего и высшего образования затрагивал интересы женщин привилегированных  и разночинных слоев. Для большинства  женского населения России, работниц и крестьянок, доступ к полноценному образованию был закрыт.

В советский период политика в области  образования женщин претерпела принципиальные изменения. Повышение уровня образования  женщин рассматривалось как непременное  условие достижения равноправия  полов. Ведущим субъектом политики выступали партийные комитеты и  органы государственной власти. В  результате сочетания идеологических и административных мер к 1926г. В  советской России грамотность женщин в возрасте 9-49 лет достигла 42,7%, а  уровень их грамотности в городе стал приближаться к грамотности  мужчин: соответственно 73,9% и 88,0%.  К  началу 30-х годов неграмотность  среди женщин была в основном ликвидирована.

В связи с активным развитием  промышленного производства и ростом потребности в квалифицированной  рабочей силе с конца 20-х годов  в стране стала формироваться  система среднего и высшего профессионального  образования. С целью вовлечения в эту систему женщин для них бронировалось 50% мест в школах ФЗУ , 25% мест на рабфаках высших технических учебных заведений. В результате к 1938г. Женщины составляли 43% от общего числа студентов. В послевоенный период квотирование мест в учебных заведениях было упразднено, поскольку все виды образования стали для женщин доступны.

В целом образование явилось  одной из немногих сфер, где женщины  достигли фактически равного положения  с мужчинами. В начале 90-х годов  из тысячи женщин, занятых в народном хозяйстве, 927 имели высшее и среднее  образование; а из тысячи занятых  мужчин только 914 имели такое образование. Однако социальная практика выявила  ряд крупных проблем и противоречий. Во-первых, женщины были сконцентрированы на малопрестижных и малооплачиваемых работах, в том числе таких, которые требовали высшего образования (народное образование, здравоохранение, культура).

Во-вторых, они имели ограниченные возможности для продвижения  по службе, составляя всего 5,6% от общего числа руководителей предприятий. В-третьих, интеллектуальный потенциал  женщин был мало востребован и  в сфере науки, процент докторов наук – женщин был незначителен. В-четвертых, как в обществе, так  и во властных структурах продолжал  держаться стереотип, что политика и управление государством не являются сферой самореализации женщин.

В постсоветский период ( с 1991г.) в ходе осуществления социально-экономических и политических реформ в рамках нового российского государства система высшего и среднего образования претерпела определенные изменения. Параллельно государственной системе образования стали функционировать частные, коммерческие учебные заведения всех типов, ежегодно растет число студентов вузов, обучающихся на платной основе. Анализ показывает, что на современном этапе не наблюдается крупных изменений в составе студентов вузов, учащихся техникумов по половому признаку. Вместе с тем наметилась тенденция сокращения доли девушек среди студентов вузов (с 58% в советский период до 49% к середине 90-х годов). Продолжается процесс концентрации женщин в низкооплачиваемых профессиях. Так, девушки составляют 71% студентов педагогических, 65% студентов медицинских вузов. Вместе с тем, идет вытеснение женщин из высокооплачиваемых профессий. В учебных заведениях экономики и права в 1995г. Девушки составляли 65% против 74% в 1985г.

По-прежнему не в полной мере реализуется  интеллектуальный потенциал женщин в сфере науки. Среди докторов наук женщины составляют 17,9%, среди  кандидатов наук – 31,9%.

Таким образом, на этапе 1917-2000гг. в  российском государстве осуществлены коренные перемены, позволившие обеспечить доступ женщин ко всем формам образования. Однако высокое образование практически  не стимулирует экономическую мобильность, продвижение по службе, не влияет на рост материального положения женщин. Поэтому у нас нет оснований  утверждать, что в сфере образования  российского государства достигнута гендерная симметрия.

 

Государственная политика в сфере занятости женщин

 

Для этапа 1900-1917гг. была характерна патриархатная концепция полоролевых различий в обществе. Мужчине предназначались роли субъекта государственной, профессиональной и общественной деятельности. «Естественным» предназначением женщины считались сферы материнства, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства.

Государственные структуры законодательно закрепили недопущение женщин на государственную службу, в сферы  политики и хозяйственного управления, к интеллектуальным профессиям, связанным  с высшим и специальным образованием.

Вместе с тем, потребности промышленного  производства требовали новых источников рабочей силы. Этой дополнительной рабочей силой в начале 20 века стали выступать женщины. Одной  из причин роста женской занятости  можно также считать активизацию  рабочего движения и, как результат, замену рабочих – мужчин менее  требовательными к условиям труда  и менее социально активными  женщинами. В 1913 г. В мануфактурной  промышленности женщины составляли  52,9% занятых в отрасли рабочих.

Органы государственной власти не считали необходимым разрабатывать  последовательную политику в области  создания условий для достойного труда женщин, совмещения ими производственной и репродуктивной функций.

Отсутствовали законы об охране мужского и женского труда, что приводило  к большому числу производственных травм. Закон о вознаграждении получившим увечье появился только в 1903 г. Социальное страхование рабочих было введено  лишь в 1912 г.

Установление в 1906 г. 10-часового рабочего дня и разрешение рабочим по Манифесту  от 17 октября 1906 г. учреждать союзы  для защиты своих интересов с  последующим объединением в профессиональные общества явились следствием давления трудящихся масс, в том числе работниц, на властные органы.

Следует отметить, что занятые в  промышленном и сельскохозяйственном производстве женщины, подвергаясь  экономической эксплуатации наравне  с мужчинами, испытывали и дискриминацию  по признаку пола. Гендерное неравенство проявлялось в нескольких направлениях и имело определенную правовую базу.

Образцовый бюджет рабочих, разработанный  в 1902-1905 гг. по высочайшему поручению, утверждал прожиточный минимум  в месяц для мужчины – 21 руб., для женщин – 17 руб. В данную сумму  не включались средства на отдых, образование, воспитание детей, лечение. В начале 20 в. заработная плата женщин, занятых в мануфактурной промышленности, составляла 10 рублей в месяц, против 14-15 рублей у мужчин.

Информация о работе Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)