Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:33, лекция

Краткое описание

Государственная политика в отношении женщин – это часть социальной политики, которая формирует правовой и социальный статус женщин как крупной социально-демографической группы, регламентирует их взаимоотношения с обществом.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 11.docx

— 100.29 Кб (Скачать файл)

Третий этап участия женщин в  выборных органах власти начался  в 1987 г., в начальный период реформ, и завершился к моменту распада  СССР, образования самостоятельного российского государства. Он характеризуется  отменой партийной разнарядки представительства  женщин в местных Советах. Это  привело к резкому снижению доли женщин в законодательных структурах всех уровней. По итогам выборов 1989 года в Верховном совете СССР они составили 18,5%. Еще ниже был уровень представительства  женщин на Всесоюзном съезде народных депутатов.

Период российской государственности (1991-1999 годы) отличается углублением  гендерной асимметрии в сфере политики и управления. Характерной чертой данного этапа является выступление общественного движения «Женщины России» в качестве самостоятельного субъекта политической жизни. Получив 8,13% голосов избирателей, движение образовало в V Государственной Думе РФ (1993-1995 гг.) фракцию, состоящую из 21 депутатки.

В ходе выборов в Государственную  Думу 1995 года движение «Женщины России»  не сумело набрать необходимые 5% голосов  избирателей. Сказались разобщенность  женского движения, жесткая конкуренция  со стороны мужчин, отсутствие финансовых средств.

Опыта полноценного представительства  в органах исполнительной власти женщины нашей страны не умеют. Поскольку  в дореволюционный период эти  должности были для женщин официально запрещены, целесообразно выделить два этапа в осуществлении  политики привлечения женщин к управлению государством: советский и постсоветский  периоды.

В период строительства социализма в партийных документах был провозглашен курс на равноправное участие женщин и мужчин в управлении государством. Однако женщины не назначались на высшие государственные посты, не занимали постов министров, за исключением должностей министров культуры и здравоохранения  СССР. В состав Политбюро ЦЦК КПСС они избирались лишь трижды: Е.Фурцева, А.Бирюкова, Г.Семенова. Периодически женщины  стояли во главе президиумов Верховных  Советов отдельных союзных республик. Вместе с тем, партийные комитеты контролировали процесс участия  женщин в деятельности исполнительных органов власти через привлечение  их на должности заместителей председателей  президиумов Верховных Советов  СССР, Советов Министров СССР и  союзных республик. Регулировался  процесс представительства женщин на вторых ролях в руководстве  отраслевых министерств, партийных  комитетов на местах.

Государственная поддержка решения  проблемы адекватного представительства  женщин в сфере управления осуществлялась по нескольким направлениям: создание женщинами условий для совмещения профессиональной и семейной ролей (увеличение мест в дошкольных учреждениях, снижение уровня заболеваемости детей в детских учреждениях, приближение сферы бытовых услуг к месту работы женщин). Данные меры были направлены в основном на увеличение доли женщин в управлении производственными коллективами всех отраслей, где их процент был также незначителен.

В период радикальных социально-экономических  преобразований (1991-1999 годы) наметилась тенденция отстранения женщин от участия в управлении государством на всех уровнях. В федеральном правительстве  до начала 1994 года была одна женщина-министр  – Э.Памфилова. Две женщины являлись советниками Президента РФ. Женщины  отсутствовали в высшем управленческом аппарате. В состав правительства  в 1997 году входили две женщины  – министры здравоохранения и  культуры. Три женщины возглавляли  федеральные комитеты, имеющие ранг министерств. Однако все эти государственные  посты не являются ключевыми при  разработке внутренней и внешней  политики государства. В составе  правительства 1999 г. трудится одна женщина, В.Матвиенко, в должности вице-премьера, среди министров женщины отсутствуют. Нет их в Совете безопасности.

Нельзя утверждать, что властные структуры устранились от управления процессом продвижения женщин в  сферу управления. 30 июня 1996 г. был  принят Указ Президента РФ «О повышении  роли женщин в системе федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Однако анализ показывает, что данная проблема остается нерешенной на всех уровнях  власти. Женщины занимают большинство  должностей низшей ступени государственной  службы.

В ходе предварительной компании 1999 г. ситуация существенно не изменилась. Ведущие женские организации  не смогли объединиться для участия  в выборах в Государственную  Думу на автономной основе. «Общественно-политическое Движение Женщины России» вошло  в состав избирательного блока «Общество  – Вся Россия». Движение «Женщины России» включились в предвыборную борьбу самостоятельно. Политические партии и избирательные блоки, следуя сложившимся стереотипам, при составлении  избирательных списков отдали мужчинам явное предпочтение.

Результаты выборов в Госдуму  оказались прогнозируемыми. Женщины  составляют 7,6% депутатского состава.

В целом  среди факторов, препятствующих адекватному представительству  женщин в сферах политики и управления, целесообразно выделить:

• социокультурные стереотипы, ориентирующие женщину на семью, воспитание детей и в значительно меньшей степени на участие в политике;

• низкую степень самооценки, отсутствие в жизненной стратегии большинства женщин  притязаний на карьеру политика или руководителя;

• кризисную ситуацию в экономике страны, падение жизненного уровня большинства семей, разрушение социальной инфраструктуры;

• жесткую конкуренцию со стороны мужчин в борьбе за значимые посты во властных структурах, отсутствие у большинства женщин необходимых навыков, деловых контактов и финансовых средств для полноправного участия в этой борьбе.

В целом в 90-е годы, в условиях социальных трансформаций, идет смена  парадигмы «женской» государственной  политики от патерналистской модели в направлении эгалитаризма. Этому  способствует ряд обстоятельств: демократизация политического режима, формирование гражданского общества, активная деятельность новых государственных структур, женщин-депутатов Государственной  Думы, ученых, инициативы женских организаций, развитие гендерных исследований в академических научных центрах и системе высшего образования, использование зарубежного опыта.

Однако закрепленная в документах концепция достижения равноправия  женщин и мужчин находится в ярко выраженном противоречии с социальной практикой. Экономические и политические реформы последнего десятилетия  сопровождаются снижением социального  статуса женщин по всем основным направлениям.

В чем причина? Однозначного ответа нет. Вероятно, сказываются условия  переходного периода в развитии государства и общества. Интегрируясь в мировое сообщество, Российская Федерация участвует в ряде международных  соглашений, принятых по инициативе ООН  и направленных на обеспечение равноправия  мужчин и женщин. Международные обязательства, взятые на себя Российской Федерацией, стимулируют законотворческую деятельность в области достижения равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин. Подтверждением данного вывода служит тот факт, что из 12 правительственных решений и Указов Президента РФ по данной проблеме 11 приняты после завершения работы IV Всемирной конференции по положению женщин.

Немаловажным фактором является и  развитие гражданского общества, элементом  которого выступает «новое» женское  движение. Многочисленные женские инициативы побуждают органы власти к действию.

Что касается финансового и ресурсного обеспечения принимаемых решений, то здесь органы исполнительной власти действуют по проверенному историей «остаточному принципу», поскольку  относят проблему гендерного равенства к второстепенным вопросам внутренней государственной политики.

 

Примечания.

1. Хвостов В.М. Женщина накануне новой эпохи. М., 1905, с. 93.

2. Народное образование в России. М., 1910. С. 122.

3. Стасов В.В. Надежда Васильевна Стасова: Воспоминания и очерки. Спб., 1899, с. 311-314

4. Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. Сб. М., 1977, с. 269.

5. Опыт КПСС в решении женского вопроса. М., 1981, с. 155

6. Социальное развитие СССР. М., 1990, с. 215, 217.

7. Женщины в СССР: Стат. материалы. М., 1990, с. 27.

8. Женщины России: Стат. Сборник. М., 1995, с. 84.

9. Там же.

10. Там же, с. 85.

11. Федоров А.С., Воронов Л.Н. Мануфактурная промышленность. Трехсотлетие царствования дома Романовых: Россия в ее прошлом и настоящем (1613-1913). М., 1914. С. 24.

12. Труды Первого Всероссийского женского съезда в Санкт-Петербурге 10-16 декабря 1908 г. Спб., 1909, с. 298.

13. Там же, с. 168.

14. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970, Т.4, с.49.

15. Сталин И.В. К международному женскому дню. – Сталин И.В. Собр. Соч. М., 1953. Т.7, с.49.

16. Женщины в СССР…, с. 24.

17. Там же, с. 25.

18. Женщины и дети в СССР. Стат. материалы. М., 1963, с. 90-91.

19. Фонг М. Роль женщины в перестройке российской экономики. Препринт. Вашингтон, 1994, с. 17.

20. Вестник статистики. 1991. № 2, с. 53-54.

21. Фонг М., Указ.соч., с. 18.

22. Женщины и мужчины в России: Краткий статистический сборник. М., 1997, с. 56-57.

23. Там же, с. 67.

24. Информационно-аналитические материалы о численности и составе женщин, занятых в федеральных и региональных органах государственной власти. М., 1998, с. 5.

25. Женщины и мужчины России…, с. 52, 53.

26. Женский вестник. 1917, 9/10, с. 108.

27. Крупская Н.К. Женщина – равноправный гражданин СССР. М., 1937, с. 17.

28. Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР. М., 1976, с. 178.

29. Женщины в СССР…, с. 65.

30. Там же, с. 21.

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 11

ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ПАРЛАМЕНТСКИХ  ВЫБОРОВ 1999 ГОДА В РОССИИ1

 

Подводя итоги двадцатого века, серьезные  аналитики, как правило, относят  к числу его достижений массовый прорыв женщин в политику, в сферу  управления обществом.

Наиболее успешной «тихая женская  революция» оказалась в таких  странах, как Канада, Исландия, Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия. Женщины этих стран добились паритетного представительства во всех структурах власти. И, что самое важное, изменили содержание политики. Ее главными приоритетами являются отныне вопросы повседневной жизни людей – здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение и т.д. Именно сюда – в социальную сферу – и направляется большая часть бюджетных средств.

Под воздействием женщин, пришедших  к власти, эти страны стали самыми спокойными и удобными для жизни  рядового человека. И именно поэтому  – самыми развитыми, устойчивыми. Демократия здесь опирается на прочный фундамент  участия граждан в жизни общества, в определении целей и задач  его развития. Всех граждан – как мужчин, так и женщин.

Ценность этого опыта признана мировым сообществом. Этот опыт побудил  ООН сопоставить особенности  и основные направления деятельности парламентов стран мира с различными гендерными характеристиками. По оценкам ООН, только тогда, когда в составе депутатского корпуса той или иной страны больше 20% женщин, законодатели всерьез начинают разрабатывать законопроекты в интересах детей. И только тогда, когда их доля приближается к 30%, появляются законы и государственные программы, отвечающие насущным интересам женщин. Но главный вывод ООН заключается в том, что только паритетное участие мужчин и женщин в структурах государственной власти гарантирует принятие ответственных политических, социальных, экономических решений, а потому обеспечивает устойчивое развитие любой страны.

А как участвуют в политическом процессе российские женщины?

Верность истории заставляет нас  вспомнить, что вплоть до начала 20 в. Россия была абсолютной монархией и правом на участие в политике, правом голоса в ней не обладал никто – ни женщины, ни мужчины. Буржуазная революция 1905 г. принципиально изменила ситуацию. На ее волне 17 октября 1905 г. появился Высочайший манифест Николая II, объявивший о том, что в стране вводится новый конституционный строй и созывается Государственная Дума – орган народного представительства. Опубликованный 11 декабря 1905 года Закон о порядке выборов в Думу предоставил избирательные права только мужчинам. Женщины оказались, таким образом, исключенными из категории граждан, обладающих политическими полномочиями.

С этого момента возникает вопрос о гражданском равенстве мужчин и женщин, о предоставлении женщинам прав и возможностей участвовать  в политическом процессе, избирать и быть избранными в органы представительной власти. Его разрешением занялись, в первую очередь, женские организации, активно отстаивавшие в начале века идеи женского равноправия. Они использовали разнообразные формы коллективного  действия – петиции в органы государственной  власти, собрания, митинги, демонстрации.

Одной из самых известных акций  тех лет было Обращение Русского женского взаимно-благотворительного общества – старейшей из женских  организаций – в 1-ю Государственную  Думу, под которым подписались 5000 женщин. Обсуждение этого Обращения  в Думе привело к образованию  специальной Комиссии, которая должна была разработать законопроект о  предоставлении женщинам избирательных  прав. Но 1-я Государственная Дума не успела рассмотреть этот вопрос. Она была распущена сразу же после  возникновения данной Комиссии.

«Равнопраки» (так звали в начале века поборниц женского равноправия в России) обратились и во 2-ю Государственную Думу. Но ни она, ни сменившие ее 3-я и 4-я Думы так и не предоставили женщинам политических прав. И только революционные события 1917 г., в которых женщины участвовали очень активно, изменили ситуацию. Февральская революция официально признала равноправие женщин одним из важнейших принципов общественной жизни. Октябрьская – с помощью целой серии декретов по-своему воплотила этот принцип в жизнь.

Сформированная на его основе государственная  политика по обеспечению равноправия  полов стала своеобразной моделью  освобождения женщин и послужила  стимулом для утверждения идеи женского равноправия во всем мире. Но в нашей стране ее реализация имела достаточно противоречивые последствия. Женщины были втянуты в общественное производство, получили доступ к образованию, были даже привлечены к участию как в органах местного самоуправления, так и в Верховном Совете – парламенте страны.

Информация о работе Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)