Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
3. Заключительный этап.
Оценка воспитательной работы.
Один из основных принципов – индивидуальный и дифференцированный подход, при этом учитывают:
Один из возможных вариантов работы – воспитательные центры для несовершеннолетних преступников, в состав которых должны входить:
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
План:
Дети-инвалиды входят в широкую группу формулировок: «дети с особыми потребностями», «дети с отклонениями (нарушениями) в развитии», «дети с ограниченными возможностями», «особые» дети. Эти термины используются в среде профессионалов с целью замещения понятия «инвалид» другими, не привносящими уничижительный смысл в характеристику детей, чья жизнь отличается от традиционного понятия детства и наполнена физической болью и душевными страданиями.
Особые потребности ребенка с отклонениями в развитии в процессе социализации определяют механизмы организации социально-педагогической деятельности путем построения образовательного пространства при помощи «обходных путей» (Л.С.Выготский):
• раннее начало коррекционно-педагогического процесса (с момента определения нарушения);
• постановка специальных задач по профилактике вторичных нарушений развития (например, расширение коммуникативных возможностей за счет обучения невербальным средствам общения - жестовой речи);
• применение особых форм
организации социально-
• расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;
• организация сопровождения
ребенка в образовательном
• активная позиция семьи
в процессе социализации ребенка, включение
членов семьи в социально-
Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности.
Показателем эффективной социально-педагогической деятельности считается социальная интеграция - полное включение личности во все сферы жизни, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе (Аксенова Лидия Ивановна).
Гражданин признается инвалидом при наличии следующих условий:
1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма;
2) ограничение жизнедеятельности;
3) необходимость осуществления мер социальной защиты.
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы на основании заявления гражданина или его законного представителя или по направлению медицинского учреждения.
Все инвалиды делятся на несколько групп по разным критериям:
по возрасту - дети-инвалиды и инвалиды-взрослые;
по причинам происхождения инвалидности - инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;
по степени трудоспособности - инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные: инвалиды 1-й группы (нетрудоспособные), инвалиды 2-й группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды 3-й группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
Классификация нарушений развития:
• дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
• дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержки психического развития);
• дети с нарушениями речи;
• дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;
• дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.
В Федеральную целевую программу "Дети России" входят подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети - сироты", "Дети - инвалиды".
Цель подпрограммы "Дети – инвалиды" – решение проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни, интеграция с обществом.
Задачи:
Мероприятия:
2. Технология оказания социально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии
Социально-педагогическая деятельность по оказанию помощи лицам с отклонениями в развитии рассматривается как комплекс разнообразных образовательных технологий, применяемых в конкретной микросреде для восстановления социальных отношений личности в условиях ограничения возможностей.
Социально-педагогическая технология - это инструментарий взаимодействия субъектов социально-педагогической деятельности в процессе передачи социального опыта в системе педагогических знаний (Аксенова Лидия Ивановна).
Основными принципами построения образовательных технологий социально-педагогической деятельности являются следующие:
1. Человек с ограниченными
возможностями не является
2. Инвалидность - это не столько медицинская проблема, сколько проблема социальная, проблема неравных возможностей,
3. Не существует панацеи - чудодейственного средства - для преодоления всех проблем, связанных с инвалидностью, поэтому необходимо использовать все доступные резервы общества,
4. Объем личностно
ориентированной помощи
2.1. Социально-педагогическая диагностика
Технологии диагностики социальной среды являются важнейшей составляющей процесса организации социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая диагностика - это комплексный процесс изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в социуме на всех уровнях (макро, мезо, микро). Диагностика осуществляется с помощью специфических методических средств.
Первым этапом технологии диагностики социальной среды является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением.
Сбор первичной информации - метод эмпатического слушания.
(хороший собеседник не даст вам закрыть рта).
Теория эмпатического слушания разработана американским психологом К. Роджерсом. Эффективность первоначального контакта с клиентом напрямую зависит от умения выслушать его проблему. Цель - создание атмосферы доверительного диалога, совместного поиска выхода из трудной ситуации.
В исследованиях К. Роджерса и Т. Гордон разработана технология эмпатического слушания, представленная в виде коммуникативного невербального процесса:
Начальная точка этого процесса обозначена авторами как контакт глазами, одобрительные кивки головой и т. д., т. е. проявление невербального понимания.
Следующая точка процесса получила название «попугайство». Это повторение за говорящим некоторых слов, выражений, понятий, что подтверждает: говорящего понимают и искренне сочувствуют ему.
На третьем этапе
воспроизводятся некоторые
Важна интонация слушателя, выражаемая в вопросительных фразах и высказываемая в форме догадок.
Как отмечает Е. Р. Смирнова, следует представить свои чувства в сходной ситуации, как бы «примерить обувь другого человека».
Слушатель должен выполнять ряд рекомендаций:
1) улыбаясь, представиться клиенту, поздороваться с ним за руку;
2) расспросить о том,
как он доехал к месту встречи,
3) высказать комплимент по поводу внешнего вида и т.п.;
4) перейти к расспросам об общих знакомых, обсудить общие вопросы, не имеющие отношения к обозначенной проблеме;
5) издалека обозначив начало проблемного разговора, перейти к поэтапному процессу эмпатического слушания.
Анализ:
1) Необходимо соотнести представленную клиентом ситуацию с собственным опытом. Социальный педагог может откладывать принятие решения, пока все обстоятельства дела будут ясны.
2) Нужно резюмировать и систематизировать услышанное. Сначала выделить главную тему, причинно-следственные связи, затем второстепенные линии повествования.
3) Нельзя ни безоглядно
верить, ни постоянно оказывать
недоверие клиенту и
Полезным вспомогательным средством является конспектирование, что способствует концентрации внимания на важнейших деталях, дает возможность вернуться к услышанному. Но, если социальный педагог недостаточно владеет умением конспектирования, то запись может негативно повлиять на взаимоотношения с клиентом, снизить уровень его доверия и открытости. Использование звукозаписывающей аппаратуры в процессе эмпатийного слушания недопустимо, так как это препятствует налаживанию личностного контакта с клиентом, нарушает доверительную, интимную атмосферу общения.
Важно при конспектировании: пользоваться упрощенной системой записи, записывая только отдельные слова и фразы. Записи должны быть понятны только самому социальному педагогу. Но необходимо быть уверенным, что их можно впоследствии расшифровать.
Второй этап технологии диагностики социальной среды - общая диагностика. Задача - определение наиболее значимых проблем исследуемого социального явления. Этот этап включает использование комплекса методов по изучению социума
1) Методы изучения форм общественного мнения:
Наблюдение. Это метод, применяемый при изучении
внешних проявлений поведения людей, без
активного вмешательства в деятельность.
Беседа. Метод получения и корректировки информации
на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Анкетирование. Метод множественного сбора информации путем опроса респондентов (испытуемых).