Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
5) налоговые льготы:
освобождение от арендной платы за землю;
освобождение от налога владельцев транспортных средств;
освобождение от платы за содержание в детских дошкольных учреждениях;
льгота по уплате подоходного налога с физических лиц;
освобождение от государственной пошлины;
освобождение от платы за услуги учреждений культуры и спорта.
Социальное обслуживание семей, имеющих детей-инвалидов:
1) предоставление материальной
помощи в виде денежных
2) социальное обслуживание
на дому путем оказания
3) полустационарное социальное обслуживание (бытовое, медицинское, культурное обслуживание, организация питания и отдыха, обеспечение участия инвалидов в посильной трудовой деятельности);
4) социальное обслуживание в стационарных учреждениях, когда необходим постоянный уход (в законодательстве предусмотрено более 10 видов стационарных учреждений, в том числе реабилитационные центры, детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
5) предоставление временного
приюта в специализированных
учреждениях для детей-
Социальная защита семьи, имеющей ребенка-инвалида, ориентирована не только на решение конкретных проблем, но и на укрепление, развитие ее собственного потенциала. В этом процессе важна роль социального педагога, который должен не только помогать семье преодолевать ежедневные трудности, но и обучать членов семьи способам самопомощи и взаимопомощи.
Глава 16 Социально-педагогические возможности СМИ
План
1. СМИ: виды и основные функции;
2. Методы воздействия СМИ на личность и группу.
Средства массовой информации (СМИ) обладают огромными возможностями влияния на личность и массы. Во многих случаях они становятся воспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования мировоззрения, побуждения к активным действиям.
1. СМИ: виды и основные функции
Средства массовой информации - социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе
К основным видам СМИ относятся:
• радио - акустическое, словесно-звуковое воздействие;
• печать -.словесное и графическое воздействие;
• кино - художественно-образное воздействие;
• телевидение - интегрированное акустическое и художественно творческое воздействие;
• компьютерные технологии (Интернет) - оперативное взаимодействие потребителя с информационными потоками
Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии.
Основные функции СМИ:
• общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач);
• воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).
• информационная (от лат. informatio - разъяснение): осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации;
• обучение и просвещение: профессионально-
• художественно-репродуктивная: трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;
• художественно-продуктивная: распространение произведений особого вида искусства - рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале;
• развлечение: заполнение досуга приятным отдыхом, развлечением (музыка, кино и т.д.).
Исследование воздействия СМИ на личность и группу (массы) потребителей осуществляется социологией, психологией и педагогикой. Психология изучает в большей степени механизмы влияния на аудиторию, а педагогика - способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного воздействия, а также условия, обеспечивающие эффективность использования различных программ.
Существует выражение «педагогика средств массовой информации», под которым подразумевается теория и практика исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения влияния на человека, группу.
Теории влияния СМИ на личность, группы и их последствия.
• Теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаково, т.е. у них похожие реакции. Предрасположенность аудитории (человека) к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач.
Даже если какая-то телепрограмма оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 млн. человек, то это влияние распространится на 4 тыс. зрителей!
• Теория социального научения (Альберт Бандура). Подход возник в бихевиористской психологии. В основе лежит утверждение, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. СМИ демонстрируют примеры поведения, что становится источником научения. Чтобы происходило социальное научение, необходимо:
1) наличие примера;
2) запоминание модели поведения;
3) осмысление действий;
4) мотивация;
5) реализация модели поведения.
• Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер). СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени способствует постепенному изменению у потребителей представлений о социальной реальности. Такое влияние формирует определенные взгляды, что находит применение в процессе решения политических задач, проведения предвыборных кампаний и пр.
• Теория социализации (теория социального развития). СМИ - источник знаний о мире. Направленность телевидения на детскую и молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию (элементы развлекательности, состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему влиянию на них. Именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ.
• Теория использования и удовлетворения. СМИ существует, когда есть зритель. Важная задача - создание своей аудитории. Поэтому создаются передачи, которые максимально захватывают зрителя сюжетом, для этого активно используют знания психологии.
Влияние СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря:
• актуальности информации;
• настрой зрителя на восприятие этой информации.
• соответствие информации интересам, потребностям аудитории.
• эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций - эффект «взаимозаражения». Может быть эмоциональное единство с героем фильма - «эмоциональная инфекция». Это характерно для детей и подростков, после просмотра фильма они имитируют речь, поступки героев фильма.
• создание эффекта достоверности предлагаемой информации. Для усиления достоверности информации приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторитету: «он не может врать»;
• напряженное ожидание
создает у аудитории
Последствия:
• поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный СМИ, является руководством для зрителя.
• когнитивные последствия. Изменяются знания, мировоззрение, суждение зрителей.
• отношение человека к жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно Интернетом приводят к формированию «виртуальных» интересов, потребностей, человеку скучно от реальной жизни;
• психологические последствия. При просмотре триллеров, фильмов ужасов и пр. у человека возникает возбуждение, страх и пр. Он долго не может уснуть, у людей с нарушениями психики могут быть более сложные последствия;
• физиологические последствия. - определенные физиологические изменения в организме. Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порнографии. Просмотр фильма ужасов или спортивного матча вызывает учащение дыхания и сердцебиения (см. табл.2),
2. Методы воздействия СМИ на личность и группу
Метод СМИ |
Преимущества эффекта воздействия метода | |
Информационный метод |
Используется при подготовке реклам. Информирование зрителей о том или ином событии, человеке, явлении | |
Эмоциональный метод |
Создание эмоционального напряжения, активное включение зрителя в сопереживание с героями события, чем усиливается эффект воздействия | |
Патриотический метод |
Воздействие на патриотические чувства аудитории, вызывающие чувство гордости или глубокого возмущения Применяется в рекламных целях, при проведении политических акций, выполнении определенных социальных заказов, для побуждения людей на определенные действия (вызвать протест к чему-либо либо организовать «всеобщую» поддержку чего-либо и пр.) | |
Метод пробуждения страха |
Искусственное нагнетание страха с целью формирования отвращения, негодования и возмущения по отношению к какому-либо явлению Используется в рекламных целях, при проведении различных политических акций и кампаний | |
Метод создания достижений, ситуации успеха |
Создается состояние удовлетворения развивающимися событиями, навязывается решение проблемы. Создавая иллюзию простоты достижения успеха, втягивают человека в игры, викторины, конкурсы (участие в лото и пр.) | |
Юмористический метод |
Увлекая аудиторию легким юмором, ненавязчиво делают ее активным потребителем информации. Запоминается такая информация легче и устойчивее Требование - необходимо учитывать особенности аудитории и соответствие юмора ее культуре, возрасту, менталитету и пр. | |
Специальные методы (приемы) - основанные на психологических эффектах, предусматриваются ограничения для просмотра | ||
Эффект процесса, искаженного восприятия действительности (Метод разработан Маей Дерен) |
Представление о явлении, которым человек мог бы восхищаться, в связи с ужасными событиями, усиливающими естественные страхи человека. Например, красивейший крупный мак вдруг превращается в окровавленное нечто, вызывающее безотчетный страх. | |
Создание фона резкого эмоционального сопереживания, вкрапливая в него кратковременные (в пределах двух секунд) факты. Для усиления эффекта воздействия используется специальная музыка (Автор метода Стэн Брэкидж) |
Мощное психологическое воздействие на психику человека, его восприятие определенной информации, провоцируется формирование неадекватной реакции на нее Используется в клипах, ужастиках и рекламе. Стэн Брэкидж Его фильм «Окно. Вода. Движение Младенца» (1959) — это череда сцен реальных мучений рожающей женщины, ловко смонтированных с двухсекундными кадрами. | |
Эффект постепенного ненавязчивого восприятия, приводящий к психическому истощению зрителя (Энди Уорхолл- известный художник) |
Полное обезоруживание человека как потребителя информации, при котором он безропотно воспринимает все, что ему предлагает экран Известно, что нарушение психики начинается после полуторачасового такого «занудства». В картине «Девушки из Челси» на протяжении трех часов на двух экранах с разным звуком и сюжетом (вернее, их отсутствием) идут почти житейские сцены. Парень расспрашивает девушку о ее первом сексуальном опыте: девушка стрижет челку; парень медленно раздевается и любуется собой... Периодически сцена с одного экрана перепрыгивает на соседний, повторяется и логически возникает в конце... По этому принципу строятся многие проповеди или телевизионные публицистические передачи, ток-шоу, рекламные блоки (одинаковые на разных каналах). |
Британские специалисты провели исследование психического состояния трех групп людей, которым предлагали прослушать или увидеть репортажи негативного, положительного или нейтрального уровня. Поведение первой «негатив» группы характеризовалось повышением беспокойства, депрессивным состоянием или страхом. Когда ученые предложили участникам эксперимента перечислить, что их заботит, то «у негативистов» проблем набралось больше, чем у остальных. (В последние время фильмы ужасов сильно проигрывают выпускам новостей).
СМИ имеют и положительные, и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать социальному педагогу:
Положительные стороны СМИ |
Отрицательные стороны СМИ |
Массовость |
Однообразие в мышлении, ощущениях |
Получение знаний о мире |
Иллюзия знания |
Скорость передачи информации |
Нарушение внутреннего ритма, выработка автоматизма |
Проживание определенного жизненного опыта |
Доминирование эмоции, отключение разума |
Просмотр большого количества фильмов |
Привитие плохого вкуса к разным видам искусства |
Спокойная (домашняя) обстановка пользования |
Иллюзия одиночества |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что понимается под средствами массовой информации?
2. Назовите основные виды СМИ
и дайте им социально-
3. Каковы основные функции СМИ?
4. Каковы основные концептуальные подходы, определяющие социально-педагогическое влияние СМИ на аудиторию?
5. Назовите и дайте
6. Каковы наиболее типичные
7. Назовите и дайте характеристику основных методов, используемых при подготовке информационных программ.
8. Какова специфика специальных
методов, приемов,
9. Что понимается под
10. Место и роль семьи в
педагогизации информационной
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Телевидение как совоспитатель ребенка в семье.
2. Компьютерные технологии в социальном формировании личности растущего ребенка.
3. Основы культуры