Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

3. Воробьев В.В. Твоя информационная культура. М., 1988.

4. Воспитательное воздействие  на личность средств массовой  информации и учреждений культуры. М., 1979.

5. Голицын ГА., Петров В.М. Информация — поведение — творчество. М., 1991.

6. Трушин БА. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.

7. Закон Российской  Федерации «О средствах массовой  информации» // Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 7.

8. Малахова Ю. Ловцы человеческих душ // Российская газета. 2000. 10 ноября.

9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

10. Харис Р. Психология массовых коммуникаций. Изд. 4-е. СПб., 2001.

 

ЛЕКЦИЯ 21. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

План:

1.Определение одаренности.

2. Обучение одаренных  детей

Юркевич В.

Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Одаренность бывает различной. Так, одна из них - социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.

Больше всего изучена художественная (музыкальная, изобразительная и сценическая) одаренность. Исключительные спортивные способности - это психомоторная одаренность.

Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем.

Интеллектуальная одаренность - это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты.  Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим.

Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Часто слывут «неудачниками». Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.

 

Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят умственный труд и тем пугают родителей.

Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, так как  они его понимают и восхищаются им. Сверстники его не понимают и дают прозвища.

Чаще у них особая речь. Их особенная моторика или  восприятие отличает их от других детей. Одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.

В целом же  можно  представить  одаренность  как  систему,  включающие следующие компоненты:

   1. биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

   2.  сенсорно - перцептивные блоки,  характеризуемые  повышенной  чувствительностью;

   3.  интеллектуальные  и мыслительные  возможности,  позволяющие  оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

   4.   эмоционально  -  волевые  структуры,   предопределяющие   длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

   5.  высокий  уровень продуцирования новых  образов, фантазия, воображение и целый ряд других.

      А. М. Матюшкин определил структуру  творческой одаренности:

   1) доминирующая роль познавательной мотивации;

   2) исследовательская творческая активность,  выражающаяся  в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;

   3) достижение оригинальных решений;

   4) прогнозирование и предвосхищение;

   5) способности  к  созданию  идеальных  эталонов,  обеспечивающих  высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.

 

Виды одаренности:

Актульная (видна сразу  же) – потенциальная (потенциал пока не развит)

Явная – скрытая

Общая (в неск. областях) – специальная (в одной)

Ранняя (в музыке, искусстве) – поздняя (в науке)

 

Особенности личности одаренного ребенка:

  • стремление к творческой деятельности
  • повышенная самостоятельность в обучении
  • стремление добиваться совершенства
  • стремление к новым познавательным ситуациям
  • устойчиво высокая самооценка
  • независимость

 

Что мешает развиваться  одаренному ребенку:

  • родители – непонимание, останавливают
  • учителя – ориентируются на среднего, «делай как все!», отсутствие мотивации

 

Надо развивать память, мышление, внимание!

 

Скрытая одаренность: (фанатики) - дети увлеченные одним делом. Появилось много компьютерных фанатиков. Для них школа - помеха. Лентяи, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать. Скромники - дети с заниженной самооценкой, стремятся не демонстрировать себя. Есть еще один тип - невротики, или даже психопаты, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими. Чудаки или странные - спокойные мягкие дети, не любят конфликтов.

Важно, чтобы о скрытой одаренности знали в семье, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, воспитателей, социальных педагогов.

Если ребенок в семье  первый или все дети талантливы, никто из них не выделяется, и их воспринимают как обычных. Родители чаще всего, замечают употребление сложных слов, раннюю речь, раннее усвоение счета или чтения, хорошую память и любопытство. Характерно также быстрое восприятие и воображение. Но иногда эти особенности ярко не проявляются.

Иногда родители «вымучивают» талант, стараясь из небольших способностей «делать» талант, истощая силы ребенка.

 

У Н.Н. Римского-Корсакова обнаружили способности в 2 года. И.Е.Репин начал рисовать в 4 года, у П.И.Чайковского в 5 лет. А.С.Пушкин начал писать стихи в 9 лет, М.Ю. Лермонтов - в 10 лет.

 

Как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, трудиться, самостоятельно принимать решения. Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым. Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.

Не следует забывать, что талант ребенка ослепляет родителей.

Социальный педагог  помогает родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направляет его к специалистам, организовывает консультации, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителям.

 

Одной их форм работы с  талантливыми детьми в современных  условиях является создание Домов детского творчества. (Так, в Клинском Доме детского творчества (Московская область) существует Школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. Ребята собирают и записывают старинные песни, частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, в шитье костюмов, в оформлении концертов помогают родители).

 

2. Обучение  одаренных детей

 

Ускоренное  обучение одаренных детей

Формы ускоренного  обучения:

ранее поступление  в  школу; 

ускорение  в   обычном   классе; 

занятия   в   другом   классе;

«перепрыгивание»  через  класс;

профильные  классы; 

частные   школы;

раннее поступление  в высшее учебное заведение.

 

Основные  требования при включении учащихся  в учебные программы с использованием ускорения следующие:

-   Учащиеся   должны   быть   определенно   заинтересованы   в   ускорении демонстрировать явный интерес и повышенные способности   в  той  сфере,  где будет использовано ускорение;

- Дети должны  быть достаточно зрелыми в  социально-эмоциональном плане;

- Необходимо  согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Считается, что ускорение -  наилучшая стратегия обучения  детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.

 

Альтернатива  для ускоренного обучения – обогащение (направлено на расширение изучаемой  области  знаний)

Обогащение  обучения может  быть  направленно  на  развитие творческого  мышления (занятия по  решению проблем с применением мозгового штурма). Занятия, ориентированные   на   развитие   личностных характеристик - упражнения  на  релаксацию, медитацию визуализацию и т.п.

 

В Федеральную  целевую программу "Дети России" входят подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети - сироты", "Дети - инвалиды".

Цель программы "Одаренные дети" – создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их развития и профессионального самоопределения

Задачи:

  • создание условий для выявления одаренности и развития детей;
  • развитие центров работы с одаренными;
  • создание системы научного, методического и информационного обеспечения работы с одаренными.

Мероприятия:

    • развитие и поддержка сети организаций, работающих с одаренными детьми;
    • государственная поддержка и социальная защита одаренных;
    • развитие системы работы с кадрами.

 

Подготовка  педагогов для работы с одаренными

Работа педагога в  такой школе - сложный и тяжелый труд, так как дети в этой школе всегда «вредные», большинство неспокойные. Они прямолинейны, упрямы, самолюбивы и чистолюбивы.

В работе с одаренным  ребенком воспитателю сложно признать, что ребенок умнее его.

      - Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей,

            не знают их особенностей;

          -  Неподготовленные  к  работе  с  высокоинтеллектуальными   детьми

            учителя равнодушны к  их  проблемам  (они  не  могут   их понять);

          - Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению

            к  выдающимся  детям,  ведь  они создают определенную   угрозу

            учительскому авторитету;

          - Такие учителя  часто  используют  для  одаренных  детей   тактику

           количественного  увеличения  заданий, а не   качественное   их изменение.

 

Всеволод Петрович Кащенко выступил с докладом на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в декабре 1910г. «Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?».

(Д/з: Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова Социальная педагогика М. 2001 стр. 385-389)

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ  ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ

 

Д/з Ф.А. Мустаева Социальная педагогика –М., -Екатеринбург 2003 (США: стр.375 - 419; Германия: стр. 419 – 448; Франция: 448 – 465; Великобритания: 465 – 480; Швеция: 480 – 505)

 

Социальная  работа в США

    • Социальная работа распространяется на:
    • правительственные учреждения
    • предприятия
    • офисы
    • школы
    • центры охраны здоровья
    • агентства по охране семьи и ребенка
    • центры физического и психического здоровья
    • госпитали
    • психиатрические больницы
    • воинские подразделения
    • церкви
    • тюрьмы

Социальные педагоги заботятся, чтобы бездомные провели  ночь в церкви, поели. В армии проявляют заботу о семьях солдат, офицеров, помогают решить конфликтные ситуации. Медицинские социальные работники, оказывают психологическую помощь больному, помогают поддержать дух больного, работают с безнадежно больными (в т.ч. с умирающими от СПИДа и рака)

Психолого-педагогическая служба "Гайденс"

(от глагола "гайд" – вести, направлять)

Служба занимается помощью  в затруднительной для человека ситуации, помошь в выборе профессии  и жизненного пути. Работа с детьми из неполны семей, с подростками  беглецами, с правонарушителями, гомосексуалистами  и т.д.

В службу входят: каунслер (советник, воспитатель), социальный работник, психолог, учителя-консультанты, атташе по связи с органами юстиции, врачи, руководители кружков, клубов, ассистенты – секретари.

Федеральные законы:

Закон о предупреждении жестокого обращения с детьми

Закон о бежавших из дома и бездомных детях.

Закон об оказании помощи пропавшим детям (дети, место нахождение которых неизвестно родителям).

Закон об оказании помощи по усыновлению детей

Закон о содействии в  профессиональной подготовке

 

4 типа воспитательных  заведений для несовершеннолетних:

Информация о работе Социальная педагогика