Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.
3. Воробьев В.В. Твоя информационная культура. М., 1988.
4. Воспитательное воздействие на личность средств массовой информации и учреждений культуры. М., 1979.
5. Голицын ГА., Петров В.М. Информация — поведение — творчество. М., 1991.
6. Трушин БА. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.
7. Закон Российской
Федерации «О средствах
8. Малахова Ю. Ловцы человеческих душ // Российская газета. 2000. 10 ноября.
9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
10. Харис Р. Психология массовых коммуникаций. Изд. 4-е. СПб., 2001.
ЛЕКЦИЯ 21. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
План:
1.Определение одаренности.
2. Обучение одаренных детей
Юркевич В.
Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Одаренность бывает различной. Так, одна из них - социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.
Больше всего изучена художеств
Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем.
Интеллектуальная одаренность - это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим.
Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Часто слывут «неудачниками». Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.
Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят умственный труд и тем пугают родителей.
Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, так как они его понимают и восхищаются им. Сверстники его не понимают и дают прозвища.
Чаще у них особая речь. Их особенная моторика или восприятие отличает их от других детей. Одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:
1. биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
2. сенсорно - перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
3. интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
4. эмоционально - волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
5. высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.
А. М. Матюшкин определил структуру творческой одаренности:
1) доминирующая роль познавательной мотивации;
2) исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
3) достижение оригинальных решений;
4) прогнозирование и предвосхищение;
5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Виды одаренности:
Актульная (видна сразу же) – потенциальная (потенциал пока не развит)
Явная – скрытая
Общая (в неск. областях) – специальная (в одной)
Ранняя (в музыке, искусстве) – поздняя (в науке)
Особенности личности одаренного ребенка:
Что мешает развиваться одаренному ребенку:
Надо развивать память, мышление, внимание!
Скрытая одаренность: (фанатики) - дети увлеченные одним делом. Появилось много компьютерных фанатиков. Для них школа - помеха. Лентяи, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать. Скромники - дети с заниженной самооценкой, стремятся не демонстрировать себя. Есть еще один тип - невротики, или даже психопаты, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими. Чудаки или странные - спокойные мягкие дети, не любят конфликтов.
Важно, чтобы о скрытой одаренности знали в семье, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, воспитателей, социальных педагогов.
Если ребенок в семье первый или все дети талантливы, никто из них не выделяется, и их воспринимают как обычных. Родители чаще всего, замечают употребление сложных слов, раннюю речь, раннее усвоение счета или чтения, хорошую память и любопытство. Характерно также быстрое восприятие и воображение. Но иногда эти особенности ярко не проявляются.
Иногда родители «вымучивают» талант, стараясь из небольших способностей «делать» талант, истощая силы ребенка.
У Н.Н. Римского-Корсакова обнаружили способности в 2 года. И.Е.Репин начал рисовать в 4 года, у П.И.Чайковского в 5 лет. А.С.Пушкин начал писать стихи в 9 лет, М.Ю. Лермонтов - в 10 лет.
Как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, трудиться, самостоятельно принимать решения. Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым. Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.
Не следует забывать, что талант ребенка ослепляет родителей.
Социальный педагог
помогает родителям развивать
Одной их форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества. (Так, в Клинском Доме детского творчества (Московская область) существует Школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. Ребята собирают и записывают старинные песни, частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, в шитье костюмов, в оформлении концертов помогают родители).
2. Обучение одаренных детей
Ускоренное обучение одаренных детей
Формы ускоренного обучения:
ранее поступление в школу;
ускорение в обычном классе;
занятия в другом классе;
«перепрыгивание» через класс;
профильные классы;
частные школы;
раннее поступление в высшее учебное заведение.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы с использованием ускорения следующие:
- Учащиеся должны быть определенно заинтересованы в ускорении демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использовано ускорение;
- Дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
- Необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.
Считается, что ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.
Альтернатива для ускоренного обучения – обогащение (направлено на расширение изучаемой области знаний)
Обогащение обучения может быть направленно на развитие творческого мышления (занятия по решению проблем с применением мозгового штурма). Занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик - упражнения на релаксацию, медитацию визуализацию и т.п.
В Федеральную целевую программу "Дети России" входят подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети - сироты", "Дети - инвалиды".
Цель программы "Одаренные дети" – создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их развития и профессионального самоопределения
Задачи:
Мероприятия:
Подготовка педагогов для работы с одаренными
Работа педагога в такой школе - сложный и тяжелый труд, так как дети в этой школе всегда «вредные», большинство неспокойные. Они прямолинейны, упрямы, самолюбивы и чистолюбивы.
В работе с одаренным ребенком воспитателю сложно признать, что ребенок умнее его.
- Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей,
не знают их особенностей;
- Неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми
учителя равнодушны к их проблемам (они не могут их понять);
- Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению
к выдающимся детям, ведь они создают определенную угрозу
учительскому авторитету;
- Такие учителя часто
количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Всеволод Петрович Кащенко выступил с докладом на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в декабре 1910г. «Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?».
(Д/з: Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова Социальная педагогика М. 2001 стр. 385-389)
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ
Д/з Ф.А. Мустаева Социальная педагогика –М., -Екатеринбург 2003 (США: стр.375 - 419; Германия: стр. 419 – 448; Франция: 448 – 465; Великобритания: 465 – 480; Швеция: 480 – 505)
Социальная работа в США
Социальные педагоги заботятся, чтобы бездомные провели ночь в церкви, поели. В армии проявляют заботу о семьях солдат, офицеров, помогают решить конфликтные ситуации. Медицинские социальные работники, оказывают психологическую помощь больному, помогают поддержать дух больного, работают с безнадежно больными (в т.ч. с умирающими от СПИДа и рака)
Психолого-педагогическая служба "Гайденс"
(от глагола "гайд" – вести, направлять)
Служба занимается помощью в затруднительной для человека ситуации, помошь в выборе профессии и жизненного пути. Работа с детьми из неполны семей, с подростками беглецами, с правонарушителями, гомосексуалистами и т.д.
В службу входят: каунслер (советник, воспитатель), социальный работник, психолог, учителя-консультанты, атташе по связи с органами юстиции, врачи, руководители кружков, клубов, ассистенты – секретари.
Федеральные законы:
Закон о предупреждении жестокого обращения с детьми
Закон о бежавших из дома и бездомных детях.
Закон об оказании помощи пропавшим детям (дети, место нахождение которых неизвестно родителям).
Закон об оказании помощи по усыновлению детей
Закон о содействии в профессиональной подготовке
4 типа воспитательных
заведений для