Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:10, курсовая работа
Цель настоящей работы: рассмотреть социально-педагогическое консультирование детей в условиях сиротского учреждения. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Определить понятие «социально- педагогическое консультирование».
2. Проанализировать по данным литературы основные социально-педагогические проблемы детей сиротского учреждения.
3. По данным литературы определить основные подходы и направления социально - педагогического консультирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. Современные социально-педагогические проблемы воспитания детей в сиротских учреждениях
§1. Характеристика образовательной системы сиротских учреждений……………………………………………………………..7
§2. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот (социальных сирот)…………………………………………………...10
ГЛАВА 2. Социально-педагогическое консультирование детей в сиротских учреждениях г.Оренбурга
§1.Мониторинг современных сиротских учреждений……………..16
§2.Изучение мнения современных школьников о детях – сиротах (социальных сирот)…………………………………………………..27
§3. Консультирование детей-сирот (социальных сирот)…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………38
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Кафедра социальной педагогики
Курсовая работа на тему:
Социально – педагогическое консультирование детей, воспитывающихся в условиях сиротских учреждений.
Выполнила:
студентка 301 СП гр.
Еремина А.О.
Оренбург
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Современные социально-педагогические проблемы воспитания детей в сиротских учреждениях
§1. Характеристика образовательной
системы сиротских учреждений……
§2. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот (социальных сирот)…………………………………………………...10
ГЛАВА 2. Социально-педагогическое консультирование детей в сиротских учреждениях г.Оренбурга
§1.Мониторинг современных сиротских учреждений……………..16
§2.Изучение мнения современных школьников о детях – сиротах (социальных сирот)…………………………………………………..27
§3. Консультирование детей-сирот (социальных сирот)…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В условиях нестабильности социально-политической обстановки, инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, снижения жизненного уровня семей, ослабления их инфраструктуры отмечается значительное увеличение размеров «социального» сиротства. В 2000 году количество детей в сиротских учреждениях выросло до 272,7 тысяч, за три года этот прирост составил почти 120 тысяч человек.
За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после 1-й мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в 1945 г. причины сиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять эти причины как естественные.
В исследовании Л.М. Шипицыной [2,с.6-8] выделены следующие причины сиротства:
- ведущей причиной
является алкоголизм и
- увеличивается число
«круглых» сирот из-за
- увеличение количества
недееспособных родителей, в
- увеличивается число детей, рождающихся вне брака (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остается без одного из родителей. В 2000 г. вне брака родилось 354 тысячи детей и почти 22 тысячи внебрачных детей у матерей, не достигших совершеннолетия.
- отмечается рост социальной дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, не здоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев.
Указанные причины социального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации семейной системы и человеческой личности, а как следствие этого процесса - невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка.
«Когда кричит душа? Наверное, тогда, когда нарастающая в ней боль вырывается сильным потоком. Боль о том, как не считают тебя человеком, унижают твое достоинство, мешают жить, задевают тебя, чтобы ты знал свое место, о том, как многим просто наплевать на тебя, на твои чувства и, вообще, на твое существование, о том, как прижимают тебя к стене и не дают свободно дышать… Может это волнует не всех, ведь у каждого в душе свое, своя радость, печаль, понимание жизни ».
(Из сочинения воспитанницы детского дома, [10, с.4]).
Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.
Цель настоящей работы: рассмотреть социально-педагогическое консультирование детей в условиях сиротского учреждения.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
Объект исследования: содержание социально-педагогического консультирования детей в условиях сиротского учреждения.
Предмет: социально-педагогические проблемы детей в условиях СУ, возможности их решений в процессе социально-педагогического консультирования.
Гипотеза: социально – педагогическое консультирование в условиях сиротского учреждения имеет свою специфику, особые задачи и является важной составной частью работы социального педагога.
Методы исследования: анализ литературы, опрос воспитанников и социальных педагогов сиротских учреждений, анкетирование современных школьников.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Характеристика образовательной системы сиротских учреждений
По данным Детского фонда,
в России насчитывается 650 тыс. детей- сирот (по данным веб-сайта www.sos-dd.ru/). Существующие в нашей стране формы
их устройства можно разделить на четыре
категории: семейные (опека (попечительство),
усыновление); государственные (дома ребенка,
детские дома, школы-интернаты различного
типа); государственно-общественные, сочетающие
элементы семейного воспитания с сохранением
части опекунских обязанностей у государства
(приемные семьи (семейные детские дома),
патронажные семьи, детские общины, приюты,
социальные гостиницы); негосударственные
(частные, церковные детские дома, приюты
и др.) [ 24,с.10].
Рассмотрим разные варианты обучения детей-сирот:
И первый, и второй вариант комплектования класса и обучение детей-сирот в условиях школы-интерната не благоприятствует их социально-эмоциональному развитию, так как «среда обитания ограничена», следовательно, особенно с детьми, воспитывающимися в семьях.
Предполагаются несколько путей решения этой проблемы:
2) Дети-сироты проживают в детском доме, посещаю школу, соответствующую уровню их образования, в микрорайоне.
В настоящее время
наблюдается две формы
Все сиротские учреждения (СУ) выполняют задачи не только физического «взращивания» ребенка, но и воспитательную, образовательную и иные, способствующие подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. Тем не менее, (СУ) не в состоянии полноценно выполнить функции благополучной семьи, и феномен социального сиротства исследователями рассматривается как стрессовая и трагическая ситуация, оставляющая глубокий след в судьбе ребенка.
Специфика организации
жизни детей в условиях сиротского
учреждения и необходимость компенсировать
разнообразные функции
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.
Поведение этих
детей характеризуется
Рассмотрим психолого-педагогические характеристики разного возраста у детей-сирот.
Дошкольный возраст
Дети дошкольного возраста в (СУ) отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.
В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из (СУ) значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей которые растут в семье.(1, с.5-13)