Социологический портрет женщины-предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить основные социальные характеристики женщин-предпринимателей в городе Дубна.
Задачи:
Проанализировать понятие и особенности предпринимательства и женского предпринимательства;
Изучить опыт отечественных и зарубежных социологов в изучении социального портрета женщины-предпринимателя;
Описать основные характеристики социального портрета женщин-предпринимателей на основе социологических исследований;
Исследовать соотношение женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей в городе Дубна и их распределение по видам деятельности;

Содержание

Введение 6
1.Теоретико-методологические основания социологического изучения социального портрета женщины-предпринимателя 9
1. 1. Понятие и признаки индивидуального предпринимателя и предпринимательской деятельности. Понятие женского предпринимательства и его особенности 9
1.2. Опыт изучения образа женщины-предпринимателя 13
1.3. Характеристики социального портрета женщины-предпринимателя 20
1.3.1 Личные качества женщины-предпринимателя 20
1.3.2 Мотивация женщин-предпринимателей 23
1.3.3 Специфика стиля управления женщин-предпринимателей 24
1.3.4 Социально-демографические характеристики 26
1.3.5 Причины женского предпринимательства 27
1.3.6 Сфера деятельности женщин-предпринимателей 27
2. Исследование социального портрета женщины-предпринимателя города Дубна 29
2.1. Интерпретация и операционализация основных понятий 29
2.2. Анализ документов и интервьюирование как методы исследования социального портрета женщины-предпринимателя 33
2.3. Анализ результатов социологического исследования социального портрета женщины-предпринимателя в городе Дубна 35

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

Дж. Розенер (Школа менеджеров при Университете штата Калифорния) исследовала особенности стиля женского управления фирмой и пришла к выводу, что, если первые женщины-управляющие принимали правила поведения, характерные для мужчин, и это приводило их к успеху, то женщины-руководительницы второй волны достигали успеха, создавая и разрабатывая свой "специфически женский" стиль управления [1, с. 74-85].

Исследование, проведенное Международным женским форумом [3, с. 39], показало, что между мужскими и женскими стилями управления имеются свои различия и совпадения. В частности, серьезные расхождения кроются в оценках, которые женщины и мужчины дают своей руководящей роли. Мужчины рассматривают свою деятельность как серию сделок с подчиненными: выдачу вознаграждения за удачно выполненную работу или применение наказания за ее неадекватное исполнение. Женщины-предприниматели считают, что в основе их стиля руководства лежит превращение интересов подчиненных в общеорганизационные цели рабочего коллектива: они в большей степени, чем мужчины, стимулируют участие сотрудников в общем деле, охотнее делятся информацией и т.п. Именно это, по мнению женщин- руководителей, побуждает сотрудников чувствовать себя частью организации и вовлекаться в активное обсуждение проблем, стоящих на пути достижения целей компании. Моральная поддержка подчиненных и их поощрение считаются основными характеристиками женского менеджмента.

Особо стоит отметить тот факт, что постепенно исследователи уходят от идеи маскулинных и феминных черт и их влияния на модели лидерского поведения, принимают новую системную модель полового поведения, которая получила название "андрогинной" теории. Согласно ей, андрогинными являются индивиды, имеющие высокие показатели и по шкале феминности, и по шкале маскулинности, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и т.п. Таким образом, при выборе стиля руководства и женщины, и мужчины демонстрируют достаточно вариативные модели деловых стратегий, которые опираются не на полоролевые особенности, а на требования эффективности. При этом декларируется необходимость поиска моделей сочетания мужского и женского типов лидерства в управлении фирмой.

Сопоставление данных, полученных при анализе эффективности руководства, осуществляемого мужчинами и женщинами, дает любопытную картину. При сравнении успешности по шести позициям мужчина более "эффективен" при постановке целей организации и по параметру лидерских качеств. С другой стороны, женщина "эффективнее" в сфере мотивации персонала, коммуникации и при принятии решений - она с большей пользой использует знания и потенциал сотрудников для анализа альтернатив. Что касается контроля, то мужчины и женщины реализуют его одинаково успешно. Вывод напрашивается однозначный: потенциалы преимуществ мужчин и женщин-руководителей дополняют друг друга. Оптимальная, с точки зрения эффективности, демографическая структура организации предусматривает одинаковое количество женщин и мужчин на всех уровнях управления.

1.3.4 Социально-демографические характеристики

Специалисты полагают, что женщины способны управлять компаниями любого уровня в том случае, если они приобрели необходимые для этого знания и умения. К числу важнейших из них относятся: умение подать себя, создать свой имидж, убедительно и грамотно представлять собственные идеи, окружать себя соответствующими людьми и управлять личным временем, правильно организуя приоритеты [9]. Западные исследователи относят к необходимым для занятия женщинами лидирующих позиций в бизнесе условиям и соответствующий образовательный уровень. Вообще облегчение доступа к образованию для женщин, не имевших такой возможности, и повышение их конкурентоспособности считаются основополагающими требованиями для расширения участия их в деловой жизни.

В России женщины, как правило, редко имеют профессиональное образование в области менеджмента: каналы рекрутирования их в бизнес остаются весьма разнообразными и, как правило, отражают достаточно стихийный процесс становления российского предпринимательства вообще, женского - в частности. По оценкам российских аналитиков, женщины приходят в бизнес из науки и образования (28%), здравоохранения (17%), сферы обслуживания (14%). До 54% из них занимали в свое время руководящие посты, подавляющее большинство остальных работали в качестве специалистов [8, с. 110]. Это позволяет сделать вывод, что успешному занятию предпринимательством, несомненно, способствует опыт управленческой работы. Несмотря на то, что развитие женского предпринимательства в нашей стране довольно плохо контролируется и учитывается, с определенностью можно утверждать следующее: постепенное наступление "мягкого" менеджмента в сферу предпринимательства России открывает новые возможности экономического развития. Опыт представительниц женской бизнес-элиты подтверждает наличие необходимого социально-психологического потенциала и готовность женщин участвовать в управленческой деятельности.

1.3.5 Причины женского предпринимательства

Согласно социологическим исследованиям [4], причины, способствующие приходу в бизнес, можно разделить на 3 группы. К первой принадлежат женщины-предприниматели "по убеждению", в основе мотивации которых находится интерес именно к этому виду деятельности, предоставляющему широкие возможности; осознанное намерение добиться успеха, сделать карьеру.

Ко второй, наиболее многочисленной группе, относятся те, кто пришел в бизнес "по случаю". Выбор этой сферы деятельности был сделан либо спонтанно, либо под влиянием определенным образом.

Третью группу составляют женщины, первоначально пришедшие в бизнес как бы "поневоле", вынужденные открыть свое дело в силу различных причин, неблагоприятных внешне, но, в действительности, стимулировавшими деловую активность субъектов.

 

1.3.6 Сфера деятельности женщин-предпринимателей

В странах с развитой традицией женского предпринимательства накоплен значительный опыт изучения отраслевой специфики женского предпринимательства. И практически все исследования фиксируют наличие «традиционно женских отраслей», где женщины чувствуют себя более комфортно за счет прошлого, в том числе домашнего опыта. К таким отраслям причисляют общественное питание, бытовое обслуживание, розничную торговлю, гостиничное хозяйство. С.Ю. Барсукова в своем исследовании [11] выяснила специфику женского предпринимательства в России. Автор попыталась учесть многопрофильность деятельности современных предприятий, и в ходе исследования респондентам было предложено указать до трех вариантов отраслевой принадлежности. Однако, большинство предпринимателей (65%) считают свои предприятия монопрофильными; 35% респондентов воспользовались возможностью указать вторую сферу деятельности и 10% — третью. При этом оказалась явно выраженной отраслевая специфика «женского бизнеса». К отраслям, наименее освоенным женщинами, принадлежат строительство и транспорт. «Второй эшелон» женского предпринимательства составляют промышленность, сельское хозяйство, оптовая торговля, деятельность по обеспечению функционирования рынка, финансовая сфера, где доля женщин-предпринимателей колеблется от 13% (в промышленности) до 20% (финансы). И, наконец, к группе отраслей, наиболее активно осваиваемых женщинами, принадлежат розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение: здесь доля женщин-предпринимателей составляет от 39% (в розничной торговле) до 56% (в науке).

Анализируя ответы, полученные в ходе интервью, С.Ю. Барсукова выделяет причины, по которым сфера обслуживания и торговли оказываются предпочтительными для женского предпринимательства:

- предыдущий опыт, навыки и знания  предопределяют концентрацию в  этих отраслях;

- женщины реже имеют техническое образование, что препятствует созданию ими предприятий в области строительства, транспорта и промышленного производства;

- женщинам труднее найти заемный  капитал, а именно «нетрадиционные»  для женщин отрасли требуют  больший объем первоначального  капитала;

- предпочтения по складу характера, имитация «домашности» в отношениях  с коллегами.

 

2. Исследование социального портрета женщины-предпринимателя города Дубна

2.1. Интерпретация и операционализация основных понятий

Женщины-предприниматели – это объективно складывающаяся  социально-профессиональная группа, объединенная общими условиями формирования и функционирования, с определенными социально-психологическими, сходными духовными ценностями, образом жизни.

Социальный портрет (предпринимателя) - совокупность различных социально-экономических, поведенческих, культурных признаков типичных для представителей данной социальной группы.

Ценности — набор стандартов и критериев, которым человек следует в жизни. Ценности - это представление человека о значимости для него различных явлений, предметов, о главных целях жизни, труда, а также о средствах достижения целей. Это набор стандартов и критериев, которым человек следует в жизни.

Терминальные (или конечные) ценности - это наши убеждения о целях и конечных состояниях, к которым мы стремимся (например, счастье, мудрость и т.д.).

Инструментальные (или опосредованные) ценности - представления о желаемых методах поведения с целью достичь ценностей терминальных (т.е. вести себя честно или принять на себя ответственность).

Стиль управления - это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.

 

Операционализация основных понятий


 


 


 

 

 


 

 

 

 

Рис. 1. Структурная операционализация понятия «социальный портрет»

 


 

 

 


 


 

 


 


 

 

                          

Рис. 2. Социально-демографические данные респондента

 

Из «Паспорта состояния и развития малого и среднего предпринимательства в городе Дубна по состоянию на 2009 год» [18], мы можем выявить сферы деятельности предприятий в городе Дубна.


 


 



 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Рис. 3 Сферы деятельности предприятий города Дубна

 

В документе представлена информация не по всем сферам деятельности предприятий. В операционализации (рис. 3) мы разделили сферы с известным распределением в них мужчин и женщин-предпринимателей, которые расположены слева, и сферы с неизвестным распределением, они расположены справа.

Ценностные ориентации женщин-предпринимателей мы будем измерять с помощью методики М. Рокича [в прил. 2].

 


 

 



 

Рис. 4 Ценностная структура личности

 

За основу в разделении стилей управления мы возьмем преобладание мужских или женских качеств в отношении с подчиненными.

 

 

 

 

 

 


 


 


 

 

 



 

 

 

 

Рис. 5 Структурная операционализация понятия «стиль управления»

 

Причины женского предпринимательства можно разделить на три группы [4]


 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6 Причины прихода в бизнес женщин-предпринимателей

 

2.2. Анализ документов и интервьюирование как методы исследования социального портрета женщины-предпринимателя

Для выявления социального портрета можно использовать много разных методов. Универсального метода, позволяющего выявить все характеристики социального портрета, не существует. Каждое методическое средство имеет как свои достоинства, так и недостатки. Для выявления социального портрета женщины-предпринимателя в городе Дубна будет использован метод интервьюирования, как наиболее адекватный цели данного исследования. Так же, мы будем использовать метод анализа документов, как вспомогательный, для построения выборки и для представления общей картины предпринимательской деятельности в городе Дубна.

Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Для нашего исследования мы выбрали полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем. 

Для выявления социально-демографических данных респондентов, дополним интервьюирование формализованной анкетой для самозаполнения.

В ходе интервью мы будем применять методику Рокича для выявления ценностной структуры респондента. Методика Рокича была разработана в 1973 г. М.Рокич строит свою типологию на следующих принципах:

- общее число ценностей, являющихся  достоянием человека, сравнительно  невелико;

- все люди обладают одними  и теми же ценностями, хотя  и в различной степени;

- ценности организованы в системы;

- истоки человеческих ценностей  прослеживаются в культуре, обществе  и его институтах и личности;

Информация о работе Социологический портрет женщины-предпринимателя