Социологический портрет женщины-предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить основные социальные характеристики женщин-предпринимателей в городе Дубна.
Задачи:
Проанализировать понятие и особенности предпринимательства и женского предпринимательства;
Изучить опыт отечественных и зарубежных социологов в изучении социального портрета женщины-предпринимателя;
Описать основные характеристики социального портрета женщин-предпринимателей на основе социологических исследований;
Исследовать соотношение женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей в городе Дубна и их распределение по видам деятельности;

Содержание

Введение 6
1.Теоретико-методологические основания социологического изучения социального портрета женщины-предпринимателя 9
1. 1. Понятие и признаки индивидуального предпринимателя и предпринимательской деятельности. Понятие женского предпринимательства и его особенности 9
1.2. Опыт изучения образа женщины-предпринимателя 13
1.3. Характеристики социального портрета женщины-предпринимателя 20
1.3.1 Личные качества женщины-предпринимателя 20
1.3.2 Мотивация женщин-предпринимателей 23
1.3.3 Специфика стиля управления женщин-предпринимателей 24
1.3.4 Социально-демографические характеристики 26
1.3.5 Причины женского предпринимательства 27
1.3.6 Сфера деятельности женщин-предпринимателей 27
2. Исследование социального портрета женщины-предпринимателя города Дубна 29
2.1. Интерпретация и операционализация основных понятий 29
2.2. Анализ документов и интервьюирование как методы исследования социального портрета женщины-предпринимателя 33
2.3. Анализ результатов социологического исследования социального портрета женщины-предпринимателя в городе Дубна 35

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

- влияние ценностей прослеживается  практически во всех социальных  феноменах, заслуживающих изучения.

На основе этих принципов Рокич разделяет ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Мы будем использовать известный в России список терминальных и инструментальных ценностей (по 18-ти каждого вида).

[в прил. 2]

Анализ и обработка полученной информации

Для выявления социального портрета женщины-предпринимателя в городе Дубна, мы проводили личные интервью с женщинами-предпринимателями, которые записывались на диктофон. Затем, составлялись транскрипты интервью.

Анализ полученных данных осуществлялся качественными методами, с использованием методики С. Квале – конденсация смыслов.

Мы разбили все транскрипты по блокам, каждый блок раскрывал определенную проблему. Далее, в каждом блоке, по интересующей нас проблеме, из транскриптов выделялись естественные смысловые единицы, по которым определялись точки зрения респондентов по данной проблеме. Затем, приводились цитаты из транскриптов, отражающие мнение большинства респондентов и осуществлялась интерпретация результатов.

Так же, был проведен анализ документов, в котором для наглядности представленной информации нами были использованы графики. Построение графиков происходило с помощью программ Microsoft Office PowerPoint 2007 и Microsoft Office Excel 2007.

Построение и объём выборки

Для данного исследования использовалась выборка методом снежного кома. Его идея состоит в том, что первоначально идентифицированная небольшая группа членов интересующей исследователя совокупности служит источником сведений о других членах этой совокупности. 

Генеральная совокупность – женщины-предприниматели города Дубна. Для исследования были выбраны сферы, где женщины-предприниматели представлены в наибольшем количестве: сфера розничной торговли, сфера услуг и сфера гостиниц и ресторанов.

Первого респондента в каждой сфере мы отбирали случайным образом, а затем просили его порекомендовать для интервью женщину-предпринимателя из той же сферы, но предлагающую иные услуги или товары. Это условие обеспечивало внутреннее разнообразие выборки. Так, в сфере розничной торговли нами были выбраны магазины, рынки и уличные ларьки. По предлагаемой продукции – одежда, продукты питания, цветы, электрика. В сфере услуг – ателье по пошиву одежды, парикмахерская и офис по заказу и распространению косметики. В сфере гостиниц и ресторанов был выбран наиболее успешный и известный в городе ресторан «Пронто» в ТЦ «Маяк». Выборочная совокупность составила 9 человек. Исследование проводилось в мае 2012 года.

2.3. Анализ результатов  социологического исследования социального портрета женщины-предпринимателя в городе Дубна

Анализ документов

Проведем качественный анализ «Паспорта состояния и развития малого и среднего предпринимательства в городе Дубна по состоянию на 2009 год» - [18]

Анализ позволит нам оценить состояние малого и среднего предпринимательства в городе Дубна и проследить распределение мужчин и женщин-предпринимателей по видам деятельности. Проанализировав документ, мы сможем проверить Гипотезу №1. Женщины-предприниматели в городе Дубна в основном представлены в сфере розничной торговли.

Рис.1 Соотношение мужчин и женщин-предпринимателей в городе Дубна

На графике представлено соотношение мужчин-предпринимателей и женщин-предпринимателей в городе Дубна. Доля женщин среди всех предпринимателей составляет 32,2% (173 человека), а доля мужчин – 67,8% (364 человека).

Всего по состоянию на 1 января 2010 года в городе Дубна насчитывалось 787 предпринимателей, однако, известна половая идентификация лишь 537 человек.

Мужчины и женщины неравномерно распределены по видам предпринимательской деятельности в городе Дубна. Проанализируем их распределение на графике.

Рис. 2 Распределение мужчин и женщин-предпринимателей по сферам деятельности

Данные распределения предпринимателей города Дубна по видам деятельности показаны на графике.  Больше всего женщин в сфере розничной торговли (23% от общего числа предпринимателей в городе Дубна), ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (5%) и в гостиничном и ресторанном бизнесе (3%). Тем не менее, нет ни одной отрасли, где количество женщин-предпринимателей было бы преобладающим. А в сферах оптовой торговли и производства и распределения электроэнергии, газа и воды женщины и вовсе не представлены.

Проверим Гипотезу №1. Женщины-предприниматели в городе Дубна в основном представлены в сфере розничной торговли.

По данным Паспорта состояния и развития малого и среднего предпринимательства в городе Дубна 173 женщины-предпринимателя. Их распределение по видам деятельности представлено на следующем графике.

Рис. 3 Распределение женщин-предпринимателей по видам деятельности

69,9% женщин-предпринимателей представлены  в сфере розничной торговли. Гипотеза 1 подтверждена. Однако, здесь следует учитывать то, что в документе представлена информация не по всем сферам деятельности предприятий Дубны. В частности, большое количество женщин-предпринимателей работают так же в сфере услуг.

Сферы розничной торговли и услуг относят к «традиционно женским отраслям». Здесь женщина чувствует себя более уверенно, так как имеет опыт работы в этих сферах из жизни. Так же, к причинам актуальности этих отраслей среди женщин можно отнести то, что они требуют наименьшего начального капитала.

 

Анализ интервью

Гипотеза 2. Работа и материальная обеспеченность входят в число наиболее значимых терминальных ценностей для женщин-предпринимателей.

Проранжируем терминальные ценности, в зависимости от количества выборов каждой ценности респондентами.

Таблица 1.

Терминальные ценности женщин-предпринимателей

Терминальные ценности

Количество выборов

(респондентов)

Счастливая семейная жизнь

8

Здоровье

7

Свобода

5

Жизненная мудрость

4

Продуктивная жизнь

4

Интересная работа

3

Уверенность в себе

3

Наличие хороших и верных друзей

3

Познание

3

Развитие

2

Любовь

2

Творчество

2

Общественное признание

2

Материально обеспеченная жизнь

2

Активная деятельная жизнь

1

Красота природы и искусства

1

Развлечения

1

Счастье других

0


 

 Самыми важными ценностями  для женщин-предпринимателей являются  счастливая семейная жизнь, здоровье и свобода.

Гипотеза 2 не подтвердилась.

Несмотря на то, что женщины выбрали для себя нелегкий путь предпринимательства, они в первую очередь остаются женщинами, для которых нет ничего важнее семьи.

Единственная ценность, которую не выбрала ни одна респондентка – счастье других. Возможно, это связано с особенностями самой предпринимательской деятельности. Предприниматель полностью зависит только от себя и от своих усилий. Как прозвучало в одном из интервью: «Любой человек может сделать для себя что-то, самое главное не лениться, потому что, если ты будешь лениться, ходить с протянутой рукой, естественно, ты будешь получать копейки, а когда ты будешь работать и думать о завтрашнем дне, что тебе надо будет завтра что-то сделать грандиозное, там, не знаю, машину купить, допустим, то ты начнешь работать, будешь работать, и ты заработаешь деньги на машину». [в прил. 4] Женщины-предприниматели привыкли всего добиваться сами. Вероятно, они считают, что счастье каждого человека в его руках.

Гипотеза 3. Независимость и ответственность входят в число наиболее значимых инструментальных ценностей для женщин-предпринимателей.

Таблица 2.

Инструментальные ценности женщин-предпринимателей

Инструментальные ценности

Количество выборов

(респондентов)

Ответственность

6

Честность

6

Терпимость

6

Исполнительность

4

Эффективность в делах

4

Жизнерадостность

4

Рационализм

4

Воспитанность

3

Самоконтроль

3

Широта взглядов

2

Аккуратность, чистоплотность

2

Независимость

2

Образованность

1

Чуткость

1

Твердая воля

1

Непримиримость к недостаткам в себе и других

1

Высокие запросы

0

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

0


 

 Наиболее значимыми  инструментальными ценностями для  женщин-предпринимателей являются  ответственность, терпимость и честность.

Гипотеза 3 подтверждается частично.

Для предпринимателя эти качества очень важны. Ответственность просто необходима при организации своего дела, от этого качества во многом зависит успех бизнеса. Терпимость к взглядам и мнениям других необходима, так как предпринимателю приходится постоянно общаться с людьми, с клиентами. Он должен ориентироваться на их мнения, ведь от них во многом зависит успех его дела.

Гипотеза 4. Большинство женщин-предпринимателей не имеют высшего образования в сфере управления.

Почти половина респонденток вовсе не имеют высшего образования. Высшее образование в сфере управление лишь у одной женщины из нашей выборки. В основном женщины-предприниматели имеют техническую специальность.

Гипотеза 4 подтвердилась.

Это объясняется несколькими аспектами. Как выяснилось в нашем исследовании, женщины-предприниматели в основном работают сами на себя, у них нет подчиненных, следовательно, и управленческая специальность для них не так важна. К тому же, когда женщины меняют свою работу на предпринимательскую деятельность, то они обычно не меняют сферу деятельности: женщина, работавшая в парикмахерской на начальника, открывает свое дело так же в парикмахерской, но теперь работает на себя. Женщины уже имеют опыт работы в своей сфере, который помогает им в бизнесе. Недостаток образования здесь компенсируется обучением в процессе работы.

 

Гипотеза 5. Большинство женщин-предпринимателей замужем, но имеют не более одного ребенка.

Почти все женщины-предприниматели замужем, но большинство имеет двух детей или даже более. Всего одна женщина в нашей выборке не имеет детей.

Гипотеза 5 не подтвердилась.

Тем не менее, хотелось бы отметить, что во время заполнения анкеты респондентами и по ходу самого интервью выяснилось, что у большинства женщин-предпринимателей дети уже взрослые, а некоторые уже имеют внуков. Как отметила одна из респонденток: «Чем взрослее дети, тем проще работать на себя. Когда маленькие дети, конечно, тут сложнее».[в прил. 4]

Большинство женщин-предпринимателей в нашей выборке уже в довольно зрелом возрасте, поэтому, когда они открывали свое дело, их дети уже были взрослыми, и женщины могли посвятить себя карьере.

 

Гипотеза 6. Большинство женщин-предпринимателей попадают в возрастную группу от 25 до 35 лет и имеют опыт работы в предпринимательстве менее 5 лет.

Информация о работе Социологический портрет женщины-предпринимателя