Социологический портрет женщины-предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить основные социальные характеристики женщин-предпринимателей в городе Дубна.
Задачи:
Проанализировать понятие и особенности предпринимательства и женского предпринимательства;
Изучить опыт отечественных и зарубежных социологов в изучении социального портрета женщины-предпринимателя;
Описать основные характеристики социального портрета женщин-предпринимателей на основе социологических исследований;
Исследовать соотношение женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей в городе Дубна и их распределение по видам деятельности;

Содержание

Введение 6
1.Теоретико-методологические основания социологического изучения социального портрета женщины-предпринимателя 9
1. 1. Понятие и признаки индивидуального предпринимателя и предпринимательской деятельности. Понятие женского предпринимательства и его особенности 9
1.2. Опыт изучения образа женщины-предпринимателя 13
1.3. Характеристики социального портрета женщины-предпринимателя 20
1.3.1 Личные качества женщины-предпринимателя 20
1.3.2 Мотивация женщин-предпринимателей 23
1.3.3 Специфика стиля управления женщин-предпринимателей 24
1.3.4 Социально-демографические характеристики 26
1.3.5 Причины женского предпринимательства 27
1.3.6 Сфера деятельности женщин-предпринимателей 27
2. Исследование социального портрета женщины-предпринимателя города Дубна 29
2.1. Интерпретация и операционализация основных понятий 29
2.2. Анализ документов и интервьюирование как методы исследования социального портрета женщины-предпринимателя 33
2.3. Анализ результатов социологического исследования социального портрета женщины-предпринимателя в городе Дубна 35

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

Женщины-предприниматели в городе Дубна представляют самые разнообразные возрастные группы. В нашей выборке минимальный возраст женщины-предпринимателя – 23 года, а максимальный – 53 года. Большинство женщин-предпринимателей старше 50 лет. В возрастную группу от 25 до 35 лет не попала ни одна женщина.

Гипотеза 6 не подтвердилась.

Преобладание женщин более зрелого возраста связано с тем, что предпринимательство требует некоторый начальный капитал, а так же довольно много времени. Женщины открывают собственное дело, когда у них имеется достаточно средств для этого, и когда они могут уделить своему делу достаточное количество времени. Естественно, если у женщины есть семья и, тем более, маленькие дети, то свое время она будет посвящать им. В нашем исследовании мы выяснили, что большинство женщин-предпринимателей замужем и имеют двоих детей. А свое дело, очевидно, женщины открыли, когда их дети подросли.

Что же касается опыта работы в предпринимательстве, то тут получился довольно интересный разрыв. Половина респонденток занимаются предпринимательской деятельностью не более 3-4 лет, а вторая половина женщин в бизнесе от 15 лет и более. То есть, женщины пришли в предпринимательство, либо в 2008-2009 годах, либо в начале 1990-х.

Конец 90-х – начало 2000-х – это время одного из самых тяжелых экономических кризисов в России. Вероятно, кризис и послужил причиной такого разрыва. Наша выборка не зафиксировала ни одного случая прихода в предпринимательство женщин за этот период. Конечно, не исключено, что женщины всё же приходили в бизнес и во время кризиса в стране, но кризис мог стать причиной прогорания их дела.

 

Анализ интервью методом Стейнара Квале – конденсация смыслов

 

Гипотеза 7. Основной причиной прихода женщин в бизнес является предпринимательство «по убеждению».

Блок 1: Причины прихода женщин в бизнес.

Естественные смысловые единицы: «Надоело с начальником работать на проценты», «На моей работе не платили вообще», «Надоело работать на кого-то», «Хотелось достичь каких-то других результатов», «Нестабильность», «Работать на кого-то – это не выгодно», «Лишний заработок в семью», «Интерес, просто интерес и желание работать с такой продукцией», «По профессии не хотела идти, решила открыть свое дело, пока была возможность», «Интересно было попробовать именно что-то свое», «Просто не хотелось на кого-то работать».

Респондент №1. - «Надоело с начальником работать на проценты. Неудобно и очень мало было денег. Проценты получаешь, от ста, например, у тебя где-то 40%, какая разница большая получается».

Респондент №5. - «Работать на кого-то – это невыгодно, а работать на себя, как бы, это выгодней. Потому что, когда ты работаешь на кого-то, на хозяина, то ты получаешь проценты, и, как правило, это всего 50%».

В основном к открытию собственного дела женщин вынудили какие-либо обстоятельства. Чаще всего в качестве причины упоминалась неудовлетворенность своим материальным положением, хотелось больше зарабатывать. Лишь для одной респондентки открытие своего дела было вызвано интересом, то есть, она пришла в бизнес «по убеждению». Остальные же связали свою жизнь с предпринимательством «поневоле».

Таким образом, Гипотеза 7 не подтверждается.

Это говорит нам о том, что женщины не задумывались о предпринимательской карьере, пока обстоятельства не вынудили их открыть свое дело. Женщины оказались в тяжелой жизненной ситуации, что подтолкнуло их стать предпринимателями. Это невероятно сильные женщины, ведь они столкнулись с проблемами в жизни, но не опустили руки, а, наоборот, нашли пути решения и стали действовать.

 

Гипотеза 8. Главным мотивом предпринимательской деятельности женщин является экономическая независимость.

Блок 2: Мотив предпринимательской деятельности.

Естественные смысловые единицы: «Самостоятельность», «Дает свободу в жизни», «Свободу, свободу во всем», «Нормально жить», «Материальная независимость, самостоятельность», «Для меня это хороший заработок», «Уверенность в том, что я могу это сделать», «Уверенность в себе, заработок, уверенность в завтрашнем дне», «Помогаешь молодежи встать на ноги, обрести профессию», «Самореализация», «Материальная заинтересованность», «Свободу, свободу действий», «Опыт».

Респондент №2 – «Но дает свободу…свободу…как сказать-то, свободу в жизни что ли. Предприниматель сам себе хозяин, мы в принципе не зависим ни от кого».

Респондент №3 – «Свободу, свободу во всем. В первую очередь, это планирование времени. Я задумалась об одной вещи, что вот многие говорят, что дети, там, не хотят учиться, там, или ещё что-то. Ну, то есть, некоторые моменты, которые родителям хотелось бы иметь, я  понимала, что дети не делают, особенно поколения 90-х. Потом поняла, что это происходит потому, что родителям некогда заниматься детьми, потому что они всё время работают. А очень хотелось быть побольше с детьми, побольше с родителями, побольше отдыхать, то есть, работать не для того, чтобы выжить как-то, а работать, чтобы была возможность жить. То есть, не жить, чтобы работать, а работать, чтобы жить».

Респондент №8 – «В жизни предпринимательство дает свободу, свободу действий. Это, вообще, очень сложно, на самом деле, когда ты зависишь от себя и только на себя рассчитываешь, это сложно, но тем не менее».

Главным мотивом для женщин-предпринимателей является свобода, независимость. Причем не только в материальном плане. Женщины хотят сами рассчитывать не только свой бюджет, но и свое время, они привыкли во всем полагаться только на себя.

Конечно, очень многие женщины отмечали, что предпринимательство дает им, в первую очередь, хороший заработок. Для женщин очень важна экономическая независимость: «Ты уже считаешь, что ты и сама можешь что-то себе купить и так далее, не просить»

Таким образом, гипотеза 8 подтверждается.

Как выяснилось ранее, главной причиной прихода женщин в предпринимательство послужили материальные затруднения. Естественно, что с помощью предпринимательства женщины эти трудности решают, поэтому материальная независимость является для женщин-предпринимателей главным мотивом. Возможность обеспечивать себя и свою семью для женщин очень важна, и свое дело дает им эту возможность.

Так же важной является свобода действий. Женщины хотят сами планировать свое время, их распорядок дня зависит только от них.

 

Гипотеза 9. Основную часть своего свободного времени женщина-предприниматель тратит на семью и домашние дела.

Блок 3: Свободное время женщин-предпринимателей.

Естественные смысловые единицы: «Больше на семью», «Чисто на домашние дела», «Много на что трачу свободное время, потому что у меня его много», «Путешествую», «На общение с друзьями», «Только занимаюсь домашней работой», «Позволяю себе отдохнуть два раза в год», «У меня пятеро детей, поэтому мне есть на что тратить», «Домашнее хозяйство, что-то приготовить, где-то прибрать», «В основном на семью, ну и связанные все какие-то удовольствия, путешествия», «На семью», «На ребенка».

Респондент №2. – «Чисто на домашние дела. Даже на отдых не всегда получается».

Респондент №6. – «У руководителя в любой отрасли, у нормального руководителя, телефон работает круглосуточно. Соответственно, даже те два выходных, которые у меня в неделю выпадают, я на телефоне. То есть, все вопросы, соответственно, что касается и руководителя, что касается и подчиненных – постоянная связь. Но между тем, домашнее хозяйство, что-то приготовить, где-то прибрать».

Свободное время женщин-предпринимателей уходит на семью, детей и домашние хлопоты – убрать, приготовить и т.д.

Гипотеза 9 подтвердилась.

Как уже выяснилось ранее, для женщин самым ценным в жизни является семья. Роли хозяйки, хранительницы домашнего очага умело сочетаются женщинами с ролью бизнес-леди.

В то же время, большинство женщин отмечали, что им абсолютно не хватает времени на что-то ещё. Женщина не успевает даже уделить время себе, разрываясь между семьей и карьерой.

Мы предложили респонденткам представить ситуацию, что каждый день они бы имели дополнительно по паре часов свободного времени и спросили, как бы они им распорядились. Почти все женщины были единогласны в желании потратить на себя это свободное время. На отдых, путешествия, развлечения, спорт, учебу и т.д.

«Спорт, спорт. Плавание, что-нибудь такое, прогулку по красивым местам Дубны». [в прил. 4]

«На себя потратила, конечно, хочется на себя ещё тратить». [в прил. 4]

«Спорт, спорт. Спорт, кино, театр – это с удовольствием». [в прил. 4]

«На себя. Всякие там косметические отделы, магазины, ну, всё на себя. Потому что, раньше, когда маленькие дети были, на детей больше тратили время, им нужно было уделить. А теперь дети большие уже». [в прил. 4]

 

Гипотеза 10. Главным качеством, помогающим женщинам-предпринимателям в своем деле, является целеустремленность.

Блок 4: Личные качества женщин-предпринимателей.

Естественные смысловые единицы: «Терпение, наверное, в первую очередь», «Терпение», «Целеустремленность первое», «Целеустремленность – это основная», «Планирование», «Конкретизация помогает очень», «Позитивный настрой на всё», «То, что я ставлю перед собой какую-то цель и стараюсь её достичь», «Здесь надо адское терпение», «Я добиваюсь своей цели», «Упёртость, целенаправленность», «Воспитание», «С детства могла отличить чёрное от белого», «»Прежде, чем что-то сделать, нужно очень хорошо взвесить», «Не делай с другими то, что бы было неприятно тебе», «Я ставлю себя на место другого человека», «Честность, справедливость, доброта», «Трудолюбие, прежде всего», «Заинтересованность, ответственность перед ближними», «Вера в людей», «Целенаправленность, трудолюбие».

Респондент №1. – «Терпение, наверное, в первую очередь. Терпение, оно во всем нужно, и в работе, и с людьми много надо терпения. Иногда не получается, всё равно, терпишь, делаешь, переделываешь».

Респондент №3. – «Целеустремленность первое, потому что я всегда вижу свою цель, и кто бы мне что не говорил, что, там, что-то не получится, или какой-то негатив я получаю, ещё что-то, меня ничто не заставит свернуть. Есть цель, всё, я к ней приду любыми путями, ну, конечно, без криминала, без всяких этих моментов».

Самыми главными качествами, помогающими в своем деле, респонденты считают целеустремленность и терпение.

Гипотеза 10 подтвердилась.

Целеустремленность и терпение – качества, без которых не может обойтись ни один предприниматель. Умение формировать цели, ставить и решать краткосрочные задачи и иметь долгосрочное видение. Всё это помогает женщинам развивать свой бизнес. Очень важно и терпение, ведь в бизнесе не всегда всё получается, нужно иметь в себе силы, чтобы продолжать работать дальше не смотря ни на что. В общении с клиентами так же необходимо терпение, предприниматель сталкивается с разными людьми, но со всеми должен быть одинаково приветливым.

 

Гипотеза 11. Женщинам-предпринимателям свойственен андрогинный стиль управления.

В основном женщины-предприниматели работают сами на себя и не имеют подчиненных, а, соответственно, и стиля управления. Стиль управления возможно выявить лишь у двух респонденток (Респондентки №6 и №8). Первая имеет в подчинении 50 человек, а вторая 3 человека. Чтобы выявить стиль управления женщин, мы спросили их о том, как они поощряют и наказывают своих работников. Обе респондентки в качестве поощрения подчиненных используют премии. Что же касается наказания, то респондентка №8 утверждает: «А наказывать, слава Богу, за это время я ещё никого не наказала - ни физически, ни морально, ни материально». [в прил. 4] Респондентка №6, в подчинении которой находятся значительно больше человек, причем в основном молодежи, наказывает особо провинившихся работников с помощью штрафов, объясняя это тем, что другие методы оказываются не действенными: «…только деньгами, по другому никак не получается. Даже если на собрании поднимешь и скажешь : «Ой-ой-ой, так нельзя. Ты нехорошо поступил». Ну что, поговорили и всё, в одно ухо впустили – в другое выпустили, завтра всё то же самое повторяем. Но только тогда, когда это по карману бьет, то только тогда, к сожалению, вот у нынешнего поколения не у всех, но в основном только так». [в прил. 4] В случае же повторяющихся нарушений, следует увольнение работника. Если работник не сильно провинился, то наказание проводится в форме беседы, предупреждения. При серьезных нарушениях, вплоть до нарушения закона (воровство), если человека удается поймать с поличным, сразу следуют жесткие меры – увольнение с невыплатой заработной платы, штрафы.

Такое вариативное поведение – от воспитательной беседы до мгновенного увольнения – относят к андрогинному стилю управления.

Так же, для выявления стиля управления, нас интересовало, как женщины-предприниматели принимают решения, касательные их бизнеса. Здесь респондентки были единогласны. Принимая решения, они обязательно советуются, избегая самостоятельных решений.

Респондентка №8: «Одно мнение хорошо, но два-то лучше. Поэтому есть у меня человек, с которым я всегда советуюсь» [в прил. 4]

Респондентка №6 советуется с администраторами, чтобы решение было объективным и на него не влияло личное отношение: «Он мне не нравится и всё, я его должен этого человека уволить. Ну, так нет. Там, или я должен этого человека наказать. Нет, это так не происходит. Мы все совещаемся, вызываем» [в прил. 4]

Совещательный метод при принятии решений исследователи относят к феминному «мягкому» стилю управления.

Маскулинность – это высокая ценность материальных вещей, власти и представительности, а феминность главной ценностью предполагает самого человека, его воспитание.

Информация о работе Социологический портрет женщины-предпринимателя