Социология как наука, ее предмет, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

Социология – наука об общих и специфических социальных законах организации, функционирования и развития общества как целостной социальной системы, путях и формах реализации этих законов в действиях личностей, социальных групп, общества в целом.
Предмет – система функционирования и развития социальных явлений, процессов и отношении, опосредованных обществом и реальной деятельностью личности, группы, общности и общества в целом в определенном социокультурном контексте.

Вложенные файлы: 1 файл

Kontrolnye_voprosy_po_sotsiologii.docx

— 105.56 Кб (Скачать файл)

1. Социология как наука, ее предмет, структура и функции.

Социология – наука об общих и специфических социальных законах организации, функционирования и развития общества как целостной социальной системы, путях и формах реализации этих законов в действиях личностей, социальных групп, общества в целом.

Предмет – система функционирования и развития социальных явлений, процессов и отношении, опосредованных обществом и реальной деятельностью личности, группы, общности и общества в целом в определенном социокультурном контексте.

 

 

 В структуре социологической науки можно выделить три уровня:

  • фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
  • прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
  • социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

 

Функции социологии как науки:

1. Познавательная функция, имеющая своей целью и содержанием изучение общества и понимание его структуры, особенностей взаимодействия в обществе различных индивидов и их групп. Она позволяет ответить на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»

2. Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему теорий, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности. Она позволяет ответить на вопрос «Что и как делается в обществе?»

3. Оценочная функция, т. е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?»

4. Объясняющая функция, дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей. Она позволяет ответить на вопрос «Почему в нашем обществе происходит именно так, а не иначе?»

5. Мировоззренчески- идеологическая функция, претворяющая в жизнь определенные общественно-политические идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя чего, для каких целей осуществляются те или иные социальные действия?»

6. Прогностическая функция, т. е. выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»

7. Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тенденции и закономерности социального развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов в обществе, - социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?»

8. Образовательная (обучающая) функция, вытекающая из того, что социология, определив социальную сущность тех или иных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности их развития, осуществив прогноз их изменений в будущем, - способна через систему учебных заведений и различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки. Она отвечает на вопрос: «Что нужно знать об обществе, как лучше использовать эти знания?»

Все эти функции органично взаимодействуют друг с другом, составляя своим единением и взаимодополнением функционирующую, деятельную и продуктивную сторону целостной системы социологии.

 

2. Теоретические и социальные  предпосылки и источники формирования  социологии как науки.

Предшествующий XIX в. этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое  научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т. е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном направлении была актуальна и для социальной практики рядом объективных причин:

  • в общественных отношениях феодального общества бурно развивались капиталистические отношения, характеризовавшиеся дальнейшим углублением общественного разделения труда, основанного на машинном производстве с фабрично-заводской организацией. Новый тип отношений получил название в трудах А.Сен-Симона, О.Конта “индустриального общества”,  в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса - капиталистической формации;
  • бурное развитие производительных сил осуществлялось на основе научно-технического прогресса. В общественное производство внедрялись технические достижения, развивалось машинное производство;
  • научные открытия дали возможность определения научной картины мира на новой качественной основе: физика И.Ньютона давала новое физическое понимание взаимодействия; интегральное исчисление Ф.Бэкона реализовало философское понятие непрерывности в математике; теория естественного отбора Ч.Дарвина, классификация видов живого мира К.Линнея изменили научные представления человека об окружающей его природе; получила развитие статистика, особенно в Англии;  соединение формальной логики с диалектикой Гегеля дало возможность формулирования теории материалистической диалектики К. Марксу и Ф.Энгельсу, дало возможность человеческому познанию выйти на новый качественный уровень;
  • быстрое развитие капиталистической формации, нарастание динамики социальных конфликтов определили и решающие изменения в социально-философской сфере: поворот социальной философии к практически-прикладному изучению общества, основанному на достижениях естественных, точных наук (статистики, антропологии, демографии и др.);
  • традиционное описание общества не соответствовало происшедшим изменениям в человеческом развитии, усложнившимся на основе углубления общественного разделения труда общественным отношениям,  зарождающемуся общественному характеру производства. Явственно ощущалась необходимость в социальной науке, которая в отличие от абстрактных метафизических схем предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества, дала бы объяснения новым социальным явлениям.

 Возникла насущная потребность  формулирования научной картины  человеческого общества на новой  качественной основе. Появление  такого объяснения означало для  общества формирование нового  социального самосознания и тем  самым окончательное оформление  его как новой капиталистической  формации. Новому обществу нужно  было зеркало и таким “зеркалом”  стала социология.

 Становление социологии как  самостоятельной науки связано  с глубокими изменениями мировоззренческого  характера, которые происходили  в Европе в конце XYIII – начале XIX вв. Общество мучительно переходило  от средневекового сословно-монархического  устройства к новым формам  организации экономической и  политической жизни. Рушились старые  религиозные эталоны истины, добра  и красоты, уступая свое место  более прагматичным устремлениям  людей.

Ответом на  эти социальные запросы послужили работы О.Конта, Г.Спенсера,  Э.Дюркгейма, К.Маркса, Л.Гумпловича и др.

 

3. Этапы и особенности  развития социологической мысли  в России.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Изменение общественных отношений, вызванное развитием капитализма в России после реформ 60-70-х гг., порождало объективную необходимость возникновения различных социологических школ и направлений. Основными из них явились -–географическое (Л.И. Мечников, С.М. Соловьев), психологическое (Л.И. Петражицкий, Н.И. Кареев), субъективистское (П.Л. Лавров, И.К. Михайловский), многофакторное (М.М. Ковалевский), марксистское (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) и множество других.

Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап – с середины XIX века до 1918 г. XX века, второй – с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий – с начала 60-х годов до наших дней.

Первый этап – субъективная социология (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); психологическое направление (А.И.Петражицкий); многофакторное направление (М.И.Ковалевский)

Основные проблемы субъективной социологии:

  • соотношение социального и исторического
  • предмета и метода социологии
  • теории процесса и роли личности в истории
  • общественное развитие связано с одновременным усилением сознательности личности и солидарности в обществе
  • личность - ведущая сила прогресса; капитализм разъедает солидарность трудящихся
  • исторические законы определяют необходимость и направление развития, а индивидуальная деятельность - скорость социального прогресса
  • кооперация определяет все стороны социальной жизни. Сельская община дает возможность для всестороннего развития каждой личности.

 

Психологическая психология:

Центральное понятие социологии - «социальное поведение» и его моти вы. Мотив в социологии равнозначен эмоции в психологии. Эмоции - причинный компонент социального поведения. Предмет социологии - понимание социального действия, поведения.

  • Эмоции создают групповую «народную психику». Посредник между «групповой психикой» и конкретным поведением - социальные нормы.
  • История - постоянный рост разумных норм, которые ускоряют социальные действия.

 

Многофакторное направление:

  • Социология отрекается от случайных событий и показывает общую тенденцию развития общества.
  • Важнейший метод социолог™ - сравнительно-исторический. Он позволяет выделить у различных народов сходные процессы.
  • Общество следует рассматривать во взаимосвязи всего его сторон, строить сравнение на предельно широком материале.
  • Особое внимание - «генетической социологии». Причина образования социальных групп - экономическая и биологическая; причина возникновения государства – психологическая.

 

Второй этап - нарастание процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. Продолжается развитие теоретической социологии. Центральной фигурой является П.А. Сорокин, один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. Основная направленность работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную теорию марксизма и определить ее место в системе марксизма.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян.

 

Третий этап - возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х – начале 60-х годов XX века, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек. В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института.

 

4. О.Конт и Г. Спенсер  — основатели социологии. Позитивизм  в европейской и российской  социологии XIX века.

 

ТЕОРИЯ  ПОЗИТИВИЗМА О. КОНТА

Огюст Конт (1798-1858 гг.)

Основные труды: «Курс позитивной философии». 6 тт. «Система позитивной политики». 4 тт.

Деление социологии на:

  • Социальную статику (анатомия общества, его организация, основные элементы, институты:семья; государство; религия.)
  • Социальную динамику (это процесс развития общества. Основные факторы развития - умственные и духовные; вторичные - климат, раса, прирост населения, разделение труда. Трем ступеням умственного развития человека соответствуют 3 стадии исторического процесса:

1.) Теологическая (религиозная): от древности до XIII века.

2.) Метафизическая (философская, абстрактно- теоретическая): XIV-XVIII вв.

3.) Позитивная: с начала XIX в.)

О. Конт: Только положительные знания об эволюции природы и общества помогут людям преодолеть кризисные состояния. Положительные, значит опирающиеся на наблюдение и эксперимент. Знания субъективные, умозрительные, химерические, нереальные только мешают. Это необходимый, но пройденный этап развития науки и общества.

 

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА Г. СПЕНСЕРА

В основе учения лежит эволюционная гипотеза. Эволюция - это переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности.

Социология изучает надорганическую эволюцию, которая связана с обществом, его ростом и строением. Социальные явления обусловлены свойствами составляющих общество единиц и условиями их существования, а не жизнью общества в целом. Налицо индивидуалистический подход - люди живут совместно, потому что это им выгодно.

Общества делятся на:

  • Военные (единое общество под главенством вождя; существование класса господ-воинов и класс рабов)
  • Промышленные (кооперация общества в результате добровольного свободного обмена между хозяевами и рабочими; слабо централизованный тип регулятивного аппарата)

 

5. Социологические идеи  К. Маркса.

Основные положения:

  • Функционирование общества, поведение и сознание людей определяется материальными условиями. Решающая роль принадлежит способу производства материальных благ. Очевидно, что акцентирование роли СПМБ вольно или невольно умаляет значимость культурных, духовных, религиозных ценностей в развитии общества.
  • Главный источник развития - противоречие между производительными силами и производственными отношениями, выливающееся в конечном счете в социальную революцию. Социальная революция - не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости.
  • Основной признак социальной структуры - деление общества на антагонистические классы. Неравенство классов порождает классовую борьбу. Классовая борьба - сердцевина исторического процесса.
  • Классовая борьба не ис- ключает мирных форм, однако они не решают кардинально проблему развития общества. Подобное решение заключается только в социальной революции. Главный вопрос революции - вопрос о власти.

Информация о работе Социология как наука, ее предмет, структура и функции