Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:27, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Формирование рыночных отношений, коренные преобразования в формах собственности и хозяйствования, обусловленные этими и другими факторами изменения в российском обществе, создали новую ситуацию в формировании и использовании трудового потенциала.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-трудового потенциала сельского населения
1.1. Понятие и показатели трудового потенциала……………………………..8
1.2. Анализ условий формирования и использования социально-трудового потенциала сельского населения РФ…………………………………………...16
Глава 2. Проблема трудовой занятости в селе Кошки, Кошкинского района
2.1 «Представители различных групп сельского населения о проблемах трудовой занятости в селе Кошки, Кошкинского района…………………….24
2.2 Анализ мнений приезжих жителей о трудовой деятельности в с. Кошки…………………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40
- в процессе производства высокий удельный вес труда женщин, подростков и пенсионеров.
Целью данного исследования является анализ мнений представителей различных групп сельского населения о проблемах трудовой занятости.
Исходя из
поставленной цели, нами были
сформулированы следующие задач
1. Определить, с помощью каких критериев сельчане выбирают себе работу.
2. Выявить положительные и отрицательные мнения представителей различных групп сельского населения о проблемах трудовой занятости.
3. Получить возможные предложения и рекомендации местного населения для улучшения условий на рынке труда и его оплаты.
4. Сложить полученные данные воедино и сделать выводы.
Объектом нашего исследования являются все трудоспособные жители с. Кошки, различного возраста (от 18 до 60 лет), которые будут поделены на две группы. (с 18 до 40 лет и с 41 до 60 лет)
Предмет исследования – трудовая занятость и удовлетворенность ею.
Системный анализ объекта
Социально-демографические
С нашей точки зрения, в изучении представленной нами проблемы будут иметь значение следующие социально-демографические показатели респондентов такие, как:
• ФИО (несёт информацию о гендерной принадлежности);
• дата рождения (несёт информацию о возрасте);
• образование. (образование респондента также будет иметь, по нашему мнению, значение, т.к. в большинстве случаев оно является определяющим фактором при выборе между работниками, у работодателя)
• семейное положение. (семейное положение во многом определяет жизненную позицию респондента, как физическую, так и духовную, поэтому данный показатель также находится в центре нашего внимания)
Показатели социальной
В этом блоке мы будем рассматривать процесс «соприкосновения» респондентов с возможностью трудоустройства в сле и получения удовольствия от работы. С получением данной информации мы сможем оценить социальную активность респондентов по отношению к проблемам трудовой занятости. Кроме того, нас также будет интересовать частота проявлений актов этой социальной активности.
Субъективные характеристики
Здесь нас будут интересовать такие аспекты, как:
• период получения образования в различных учреждениях, во время которого респондент определился с возможным вариантом своей трудовой деятельности, которая будет приносить ему удовольствие. ;
• с кем советовался респондент, по поводу выбора своей трудовой области (родственники, друзья, преподаватели – нам важно знать, каким информационным каналам стоит уделить больше внимания);
• что являлось стимулом и мотивом при выборе профессии;
• какие трудности возникали при поиске подходящей работы;
• насколько был широк выбор между профессиями в селе;
• насколько важен престиж выбираемой профессии;
Ценностные аспекты:
Через понимание самой сути
проблемы трудоустройства у
Связь между блоками
Все перечисленные блоки
Гипотезы социологического
Гипотеза 1. На наш взгляд немалая часть респондентов работают не по своей специальности, или вообще без образования.
Гипотеза 2. Большая часть молодого сельского населения уезжают работать в ближайшие города.
Гипотеза 3. Многие работодатели стараются не брать на работу молодежь, из-за современных стереотипов молодых людей, таких как: лень и прочее.
Гипотеза 4. Большая часть трудового населения желает устроиться на работу по связям, блату и т.д.
Гипотеза 5. Большинство респондентов достигшего пенсионного возраста продолжают работать, в связи с очень малым размером пенсии.
Гипотеза 6. Не малое количество молодых респондентов не хотят работать, и продолжают жить за счет родителей.
Теоретическая интерпретация социологических понятий
В данном исследовании мы
Трудовая занятость – это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и как направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.
Сельские поселения — населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений. К сельским поселениям относятся (независимо от людности) пункты, жители которых заняты главным образом сельским или лесным хозяйством.
Сельское население — население, проживающее в сельских населённых пунктах. Обычно занимается сельским хозяйством. Имеется во всех субъектах РФ, кроме городов федерального подчинения (до 90-х годов в Москве официально имелось небольшое количество сельского населения, так как в её состав входило несколько деревень).
Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, который достигается в ходе прохождения образовательных программ в образовательных учреждениях.
Стимул, мотив – побуждение к действию, побудительная причина поведения; понятия, описывающие сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами.
Возрастная группа – совокупность людей одинакового возраста. Осн. элемент возрастной структуры населения.
Престиж профессии – отражение в общественном сознании положения в системе общественных отношений той или иной профессиональной деятельности, социальной значимости и ценности различных профессий.
Операционализация социологических понятий
Данное исследование предполагает определение в первом блоке анкеты общих положений и основных характеристик респондентов.
Открывает анкету блок вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов, в котором, наш взгляд, будет целесообразным применить следующие шкалы для получения первичных данных.
С помощью номинальной шкалы мы определим пол, возраст, образование и семейное положение респондента.
Порядковая шкала поможет нам определить кем работает респондент в настоящее время. В нашем случае эта характеристика обладает особой важностью, т.к. позволяет нам разделить респондентов на трудоустроенных и безработных.
Нам важно знать, какой возрастной группе тяжелее всего найти работу в с. Кошки, поэтому мы задаём соответствующий вопрос. Кому, по Вашему мнению, в с. Кошки труднее всего найти работу?
● Молодым мужчинам (18-30 лет)
● Молодым женщинам(18-30 лет)
● Мужчинам среднего возраста (31-45 лет)
● Женщинам среднего возраста (31-45 лет)
● Пожилым мужчинам ( 46- 60 лет)
● Пожилым женщинам ( 46- 60 лет)
● Всем категориям населения
● Затрудняюсь ответить
Понимание респондентом самой проблемы трудоустройства, важна для нас, поэтому мы задаем соответствующий вопрос. Как Вы думаете, насколько проблема трудоустройства важна для жителей с. Кошки? ( Отметьте, пожалуйста в баллах: «5» - очень важна, «1» Не важна , «0» - затрудняюсь ответить _____ ( количество баллов).
Какие критерии необходимы для хорошего трудоустройства, также интересна нам. Что, по Вашему мнению, необходимо для хорошего трудоустройства?
● Высшее образование
● Личные связи
● Личные качества
● Опыт работы по специальности
● Высокий профессионализм
● Устройство на работу в другом населенном пункте
● Другое
● Затрудняюсь ответить
Исследование более приближенных для респондента сфер трудоустройства проводится при помощи шкалы:
|
Ранг |
1.Экономика и финансы (экономист, бухгалтер, банковский служащий…) |
|
2.Профессии в сфере коммерции (предприниматель, менеджер, дилер, риэлтор…) |
|
3.Юриспруденция (юрист, нотариус, адвокат, следователь...) |
|
4.Промышленное производство и строительство (рабочий, технолог…) |
|
5.Сфера обслуживания (продавец, товаровед, парикмахер, официант, повар, швея, социальный работник, туроператор…) |
|
6.Сфера образования, науки, медицины (педагог, ученый, врач, фармацевт, социолог, психолог, библиотекарь…) |
|
7.Сельское хозяйство ( фермер, механизатор, животновод и т.д.) |
|
8.Народные промыслы ( кузнец, гончар, кружевница, вышивальщица и т.д.) |
|
9.Транспорт (водитель, диспетчер...) |
Возможность трудоустроиться в селе, там где это будет интересно для респондента, также остается не без внимания. Предоставляет ли Ваше село, возможность трудоустроится там, где Вам будет интересно работать?
● Да
● Нет
● Затрудняюсь ответить
Следующий блок вопрос несет информацию, о заинтересованности респондента работать в с. Кошки или уехать в другое место. Хотели бы Вы переехать работать в другой город/село?
● Да, в город
● Да, в село
● Нет
● Затрудняюсь ответить
Узнать положительные стороны трудоустройства в с. Кошки мы сможем по шкале:
● Работа рядом с домом
● Здесь работают мои друзья
● Престижность села по сравнению с другими сёлами и поселками Самарской области
● Возможность работать на высокооплачиваемой работе
● Другое
● Затрудняюсь ответить
Следующий блок вопросов
Укажите, пожалуйста, форму Вашего трудоустройства…
● Трудоустроен на постоянную работу
● Трудоустроен временно
● Не трудоустроен
● Другое
Ваш стаж работы в организации на последнем месте работы:_____( лет)
Укажите, пожалуйста, Ваш общий стаж работы:_________(лет)
Сколько раз Вы меняли работу за последние три года:________
Укажите, пожалуйста, размер Вашей заработной платы___( тыс рублей)
Узнать имеет ли респондент дополнительный заработок мы сможем с помощью шкалы:
● Да, постоянный
● Да, периодический
● Нет
Подсобное хозяйство очень
● Является одним из основных источников дохода
● Является вспомогательным источником дохода
● Не играет существенной роли в бюджете семьи
Приложение 2
Здравствуйте,
уважаемый участник