Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"
Вопрос 1 Объект. Предмет и структура социологии.
Объект и предмет социологии.
Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова socium — общество и греческого logo — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология — наука об обществе. Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д.. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
Под объектом понимают определенную часть окружающего нас материального и нематериального мира, реальность. Объект с. – общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Общество ― это географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определённое национальное лицо.
Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. Основоположник социологии, французский мыслитель О. Кант считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях. С точки зрения немецкого социолога М.Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М.Веберу, — это отношение человека. В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов — личностей, социальных общностей, социальных институтов.
Предметом соц. яв-ся весь комплекс проблем бытия человека: 1)исследования эк-кой жизни (проблемы труда, его условий, организаций); 2)социальные процессы (соц. структура, статус, образ жизни, национальные отнош.); 3)раскрытие сущности политических процессов; 4)изучение духовной жизни общества.
Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности. Институты. Социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.
2. действие и специфика социологических законов
По мере становления и развития социального знания постепенно складывались представления о социальных законах. Первоначально под ними подразумевались преимущественно законы, устанавливаемые людьми, — юридические нормы, права государства, моральные нормы, традиции, обычаи. Прогресс научного знания неизбежно привел к осознанию различия между естественными, Т.е. объективными, законами и законами, установленными людьми. Четкое разграничение этих законов мы видим уже у Гегеля. В “Философии права” он подчеркивает, что юридические законы, в отличие от естественных, имеют “своим источником людей”. Выдвинутая им и его предшественниками (Дж.Вико и др.) идея закономерности исторического процесса, несмотря на идеалистическое понимание истории, подрывала теологический и субъективистский взгляды на историю и имела прогрессивное значение для становлении науки об обществе. По мнению Гегеля, закономерностью исторического процесса являлся объективный дух, находивший свое выражение в связях и отношениях людей, которые поэтому и необходимо было изучать. Процесс формирования идеи социального закона подробно рассмотрен А.Б.Гофманом в его учебном пособии “Семь лекций по истории социологии” (М., 1997). Проанализировав разные точки зрения выдающихся мыслителей прошлого, он приходит к выводу, что “социология выросла из констатации трех законов, относящихся к социальному развитию: 1) социальное развитие существует, оно носит постоянный и универсальный характер; 2) в его основе лежит рост знания, прежде всего научного, которое практически реализуется в развитии техники и промышленности; 3) общество в своем развитии совершенствуется, Т.е. в нем действует закон прогресса. Последний закон в известной мере подытоживает первые два и имеет особенно важное значение в качестве предпосылки становления социологии и характерной черты ее первоначальной истории”. После революции в России, несмотря на многообразие взглядов на сущность социологических законов, главенствующую роль заняла марксистская социология. А в середине 30-х годов в результате длительных дискуссий общепринятым стало объяснение социального прогресса на основе закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Развитие социологии как самостоятельной науки было прервано. Также с конца 30-х и до конца 50-х годов были запрещены социологические исследования, противоречащие тоталитаризму и волюнтаризму, господствовавшим в то время в нашей стране. Широкое распространение термин “социологические законы” получил только в 50-е годы, и, судя по философским работам того периода, он имел довольно разные и неопределенные трактовки, при этом не всегда в том значении, какое он имел в учении об общественных формациях. Для марксистской социологии характерными были три основных положения: вычленение из всей совокупности общественных отношений производственных отношений в качестве главных и определяющих; выделение понятия “общественно- экономическая формация” и взгляд на развитие и смену данных формаций как на естественноисторический процесс. Эти же положения были своеобразными “китами”, на которых покоился исторический материализм. Поэтому с этого времени исторический материализм стал рассматриваться как “составная часть марксистско-ленинской философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций” Социологическими законами в то время общепринято было понимать такие законы, действие которых распространялось на все общественные формации, Т.е. общие законы. Но такое понимание социологического закона уже не удовлетворяло всех ученых. Участники развернувшейся дискуссии отказались от такого упрощенческого представления общесоциологических законов, общесоциологическими законами они стали называть законы, действие которых распространялось не только на все, но и на ряд экономических формаций, эти законы составляли предмет исторического материализма, а специфическими законами, — действие которых распространялось только на одну общественную формацию, они являлись предметом социологии. Несмотря на то, что дискуссия принесла пользу уже тем, что поставила проблему социологического закона как центральную, она не привела к позитивному решению вопросов о специфике социологических законов, их классификации, определении их места среди других законов общества. Во многом это было связано с серьезными трудностями теоретического характера, которые проявились в ходе дискуссии. Перед исследователями встал вопрос соотношения исторического материализма и социологии. Существование социологических законов ставилось в зависимость от того, что понимается под социологией, признается ли за ней статус науки или нет. Если социология отождествлялась с историческим материализмом, то, естественно, делался вывод, что законами социологии являются законы исторического материализма, а если принималась точка зрения, что исторический материализм изучает общество только на уровне философского анализа, а на социологическом уровне общество изучают общая и конкретная социологии, то тогда, естественно, социологические законы не могли называться законами исторического материализма. Общество как социальная система состоит из различного рода общностей, в качестве конечного элемента которых выступает индивид. В процессе функционирования данных общностей складываются различные социальные связи и отношения, которые часто воспринимаются как нечто временное, эпизодическое, случайное. Но в совокупности все они детерминированы присущими той или иной системе общественными законами и закономерностями. Как отмечает Г.В.Осипов, социальные законы — это “выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей деятельности социальной людей или их собственных действий социальных” Данные законы определяют отношения между различными индивидами и общностями, находя свое проявление в их деятельности. Г.В.Осипов в работе “Теория и практика...” отмечает, что “социальная деятельность — это совокупность действий личности в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства — экономические, социальные, политические и идеологические” . В этой же работе Г.В.Осипов конкретизирует понятие “социальный закон”, рассматривает его как “относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также отношения между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.” Изучение социальных законов и закономерностей приводит к установлению существенных и необходимых связей между различными элементами социальной действительности и помогает часто выявлять социальный генезис изучаемого явления или процесса, а также его роль и место в развитии и функционировании общественной жизни в целом. К числу социальных законов относятся законы социальной дифференциации и интеграции, социальной мобильности, урбанизации общества, социализации индивида и другие. Социологические законы, в отличие от экономических и других общественных законов, характеризуют функционирование и развитие не только всего общества, но и социальных образований (объектов) внутри общества как целостных систем, отмечая в этой целостности системообразующие связи. В “Социологическом словаре” перечислены основные особенности социологических законов 1. Они являются одновременно и общесоциологическими, и частносоциологическими законами, так как характеризуют как функционирование всего общества, так и отдельных социальных сфер в их взаимосвязи с обществом в целом. Содержание законов полностью определяется спецификой конкретных условий и обстоятельств, природой явлений и объектов, связь между которыми они выражают. Например, закономерности групповой динамики, полученные в условиях лабораторных групп, нельзя распространять на любые реальные совокупности людей 2. Они носят объективный характер. Например, закон пропорционального развития социальных систем выражает не точку зрения ученого, а природу связей элементов в системах. Сущность закона заключается в том, что для того, чтобы система в целом приобрела новое качество, а именно развивалась прогрессивно, необходимо соотносительное изменение всех элементов данной системы. Нарушение этого закона, вне зависимости от намерений субъекта, ведет или к торможению развития тех элементов. которые непропорционально вырвались вперед, или к деструкции всей системы. Промышленное предприятие как социальная система будет развиваться успешно только в том случае, если будут совершенствоваться не только технология и техника производства, но и социальные стороны, социальная инфраструктура производства. Но не следует забывать, что социологические законы, в отличие от законов природы, реализуются только через деятельность людей, научное познание которой немыслимо без учета связи объективного и субъективного. Внутренним источником активности личности и социальных групп выступают потребности и интересы, поэтому действие общих социальных законов объективно, хотя в то же время связано с субъективным фактором. 3. Социологические законы бывают не только динамическими законами, Т.е. охватывающими все без исключения объекты (например, закон гравитации), но и статистическими законами. Они характеризуют и общее направление развития общества и его систем, и господствующую тенденцию изменений массовых событий (явлений) за определенный промежуток времени. Особо следует отметить, что социальные законы по форме проявления часто выступают как законы-тенденции. 4. Социологические законы действуют в совокупности с другими социальными законами (психологическими, педагогическими, экономическими и др.). Если не учитывать эти связи, то будет невозможно понять действие многих законов, например, закона возвышения потребностей. 5. Частносоциологические законы, в отличие от общесоциологических, имеют более короткий срок своего существования и в большой степени подвержены субъективному влиянию. Их можно использовать для организации планомерной деятельности коллективов и социальных групп.
Классификация законов социологии может быть проведена по различным основаниям По степени общности различаются общие законы, Т.е. законы, характеризующие развитие общества, социума, социальной системы как целого, и специфические, определяющие развитие отдельных элементов социальной системы, части общества (групп, наций и т.д.). По характеру, способу проявления социальные законы бывают динамические и статистические (стохастические). Первые фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений. Вторые, в отличие от первых, не строго детерминируют социальные явления, а отражают основные направления и тенденции изменений в рамках сохранения стабильности данного социального целого. То есть эти законы обусловливают связь явлений и процессов социальной действительности не жестко, а с определенной степенью вероятности. Если динамическая закономерность в конкретных условиях распространяется на все явления данного класса, то стохастическая, вероятностная закономерность отмечает только индивидуальные отклонения от заданной динамическим законом линии движения. Динамические законы в свою очередь делятся на причинные (фиксируют строго детерминированные связи развития социальных явлений) и функциональные (отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями). Разновидностями стохастических законов могут быть как законы развития, так и законы функционирования (например, распределение ролевых функций в семье). Большое значение для исследователей имеет типологизация, помогающая вычленять социальные законы по формам связи. В данном случае выделяют пять следующих категорий социальных законов 1. Законы, которые отражают инвариантное (неизменяющееся) сосуществование социальных или связанных с ними явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то обязательно должно быть явление В. Например, если есть производство, то обязательно есть и потребление: если идет процесс урбанизации и индустриализации общества, то происходит сокращение занятых в сельском хозяйстве. 2. Законы, которые отражают тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Закон развития находит свое выражение в том, что предыдущее состояние структуры оказывает определяющее воздействие на последующее ее состояние. Изменения, происходящие с элементами структуры различных социальных систем, а также способами упорядочения их связи, зависят от предшествующего состояния этих структур. Развитие происходит в том случае, когда два последовательно взятых состояния одного и того же объекта необратимо и существенно изменяются, Т.е. совершается переход от структуры одного качества к структуре другого качества. Например, изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства. 3. Законы, которые устанавливают функциональную зависимость между социальными явлениями. Законы функционирования, в отличие от законов развития, обеспечивают сохранение социальной системы в состоянии относительной устойчивости. Некоторая подвижность элементов, естественно, присутствует, но она не ведет к существенному изменению структуры. Эти законы подчеркивают вариабельность системы, Т.е. способность и возможность принимать различные состояния. Законы развития характеризуют переход социального объекта от одного качества к другому, а законы функционирования создают предпосылки перехода от одного качества социального объекта к другому. Например, чем активнее человек участвует в политической практике, тем выше его политическая культура; чем качественнее ведется воспитательная работа в коллективе, тем прочнее морально-психологический климат и т.д. 4. Законы, которые фиксируют причинную связь между социальными явлениями. Различие функциональных и причинных законов не означает, что в некоторых случаях функциональные связи не могут быть видом причинных связей. Но в то же время наличие функциональной зависимости не является фактом существования причинных отношений. Например, рациональное сочетание личных и общественных интересов является важнейшим и необходимым условием социальной интеграции. 5. Законы, которые устанавливают возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Например, увеличение экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов.
. Любой социальный закон может быть одновременно и динамическим (по качественной определенности), и статистическим (по количественной определенности), и абсолютным (по содержанию), и господствующей тенденцией (по форме проявления)” Социальные законы, как и все научные законы, по мнению С.С.Фролова, обладают следующими основными признаками: “1) закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий; 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений (исключение, подтверждающее закон, — бессмыслица); 3) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно” Люди сталкиваются с социальными законами постоянно и либо подчиняются их действию, приспосабливают свое поведение к социальным законам, либо стараются их избегать или протестуют против них. Интересен тот факт, что открытие какого-либо социального закона не означает, что социолог приоткрыл завесу над еще неизвестными, никем не познанными явлениям. Наоборот, в социальных законах люди всегда находят черты своей повседневной жизни и всегда могут сопоставить их проявления с собственным опытом. Хотя принципиальная схема действия социального закона вполне различима и достаточно проста, а его проявления всегда видимы для членов общества, социальные законы, и в этом единодушны все исследователи, крайне трудно обнаруживать и изучать. В основном это обусловлено существованием множества условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются и усложняют поле исследования. Как раз поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит, и действие социального закона очень часто бывает трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия разного рода исходных данных и допущений. Другой причиной является то, что социология относительно молодая научная дисциплина, поэтому многие объективные законы функционирования и развития социальных объектов она еще не выявила. Хотя социальные законы абсолютны, Т.е. выражают необходимую для данной социально-экономической формации связь явлений и процессов, при конкретном проявлении они выступают как законы-тенденции. Тенденция отражает определенную направленность движения социального объекта к какому-то конкретному состоянию, учитывая при этом имеющие место отклонения, колебания и т.д., вызванные противодействием конкретных факторов. Действие объективных социальных законов находится в прямой зависимости от жизненных обстоятельств и индивидуальных особенностей людей. В известной степени поведение каждого индивида в изучаемой социальной системе случайно и неопределенно, но благодаря взаимному уравновешиванию случайных факторов в системе обнаруживаются особые системные качества, выражаемые социальными статистическими законами. Зная закон-тенденцию, можно определить степень отклонения поведения данной группы индивидов от абсолютного требования данного социального закона и выявить механизмы этого отклонения Многие читатели, ознакомившись с действием социального закона, могут возмутиться, что это за закон, если его может нарушить любой, кто захочет. И это верно, если какой-либо человек задастся целью любой ценой нарушить социальный закон, то он обязательно этого добьется. Но это еще не означает, что данный закон не существует. Социологов интересуют социальные явления, процессы, происходящие в коллективах, группах, слоях, классах. Исследование социальных отношений, связей на этом уровне ведет к обнаружению направлений, закономерностей развития общественных систем, структур. Вскрытие постоянных, устойчивых, существенных связей в социальной действительности ведет к открытию законов ее развития. Познание и использование законов прикладной социологии позволяет сознательно и правильно решать социальные проблемы. Используя законы прикладной социологии, можно значительно повысить уровень научного управления разными социальными процессами, особенно важно это для трудовых коллективов. Знание этих законов помогает разобраться в существующих сложных взаимодействиях и связях человека с окружающей его социальной средой. Но необходимо отметить, что действие одного и того же социального закона проявляется в разной степени даже в однотипных ситуациях, что означает, что его действие следует рассматривать не как всегда постоянную величину, а как тенденцию, выступающую в каждой конкретной ситуации с различной степенью вероятности.
Вопрос 3 Социология в системе общественных наук
Соц-гия как наука об обществе.
Социология, как и многие другие науки, вычленялась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социологах в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. Самостоятельное развитие социологии связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека. Существует общая связь соц-гии с др. науками: 1)направлена на изучение реальности; 2)соц-гия использует общую методологию, используя любые технологии; 3)имеет прикладной характер (практический); 4)она ставит вопрос о соц-ой ответственности людей, кот. принимают те или иные решения. Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществе и личности? Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «Я», сфера социологии — это проблемы межличностного взаимодействия— «Мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.
Соц-ия ― это наука, изучающая структуры общ-ва, их элементы, и условия существования, а также соц-ые процессы, протекающие в данных структурах. Соц-ия изучает не те или иные отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие, родовые их св-ва, как таковые не изучаемые ни одной из других наук. Соц-ые знания способствуют внутреннему развитию человека.Соц-гия ― наука, кот. разрабатывает общую соц-ую теорию. Она акцентирует внимание на соц-ых и асоц-ых явлениях, анализирует и оценивает последствия этих действий в конкретных направлениях. Соц-гия тесно связана с другими науками. В естественных науках возникают отдельные направления соц-гии. социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.