Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 16:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является статистический анализ потребительского рынка бытовых услуг на примере Воронежской области.
Задачи исследования:
1. Характеристика рынка бытовых услуг;
2. Анализ структуры бытовых услуг по формам собственности и на душу населения;
3. Изучение динамики потребительского рынка бытовых услуг за 5 лет;
4. Определение тенденции бытовых услуг на душу населения;
5. Выявление взаимосвязи между размером бытовых услуг на душу населения и среднедушевым денежным доходом;
Реферат……………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………..…………...4
1. Понятие рынка бытовых услуг и его состояние по России и региону за последние 3 года………………………………………………………………5
2. Структура бытовых услуг региона и области……………………………...14
По формам собственности………………………………………………14
На душу населения……………………………………………………....15
3. Анализ динамики потребительского рынка бытовых услуг (5 лет)………17
4. Методы определения основной тенденции бытовых услуг на душу населения (10 лет)………………………………………………..…………..20
Методом скользящей средней……………………………..……………20
Методом аналитического выравнивания с осуществлением прогноза показателя………………………………………………..……………….22
5. Аналитическая группировка, выявляющая зависимость между размером услуги на душу населения и среднедушевым доходом………………...…27
6. Дисперсионный анализ, выявленной в группировке взаимосвязи……….30
7. Корреляционно-регрессионный анализ, выявляющий взаимосвязь между размерами бытовых услуг на душу населения и среднедушевым денежным доходом……………………………………………………………….………34
Выводы и предложения…………………………………………………………40
Список литературных источников…………………………………………...…
Таблица 1 – Объём бытовых услуг населению по России
Годы |
Млн. руб. |
2005 |
228679 |
2006 |
277883 |
2007 |
330839 |
Рис. 1 Объём бытовых услуг населению по Российской Федерации
Из рис.1 видно, что с каждым годом происходит постепенное увеличение потребления бытовых услуг населением Российской Федерации в период с 2005 по 2007 г.
Таблица 2 – Объём бытовых услуг населению по региону и области (млн. руб.)
2005 |
2006 |
2007 | |
Центpальный |
89484 |
107229 |
116844 |
Воронежская область |
3223 |
3711 |
4322 |
Рис.2 Объём бытовых услуг населению
по Центpальному
федеральному округу
Рис.3 Объём бытовых услуг населению по Воронежской области
Из рис. 2 и рис. 3 видно,
что за исследуемый период с 2005 по
2007 г., как и в целом по стране,
так и в Центральном федерально
2. Структура бытовых услуг региона и области
2.1 По формам собственности
Собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, средств производства. Различают государственную, муниципальную, частную и другие формы собственности.
Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации- республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и округам (собственность Российской Федерации).
Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Частной собственностью является имущество, принадлежащее гражданам и юридическим лицам[2; 34-35]. Российский рынок бытового обслуживания во многом своеобразен по отношению к европейскому рынку. Так, в России в сфере бытового обслуживания населения получило распространение не малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта являются: трудовые коллективы – 63%, юридические лица – 23% и физические лица – 13% (см. рис. 4). Другая специфичная черта российского рынка бытового обслуживания связана с диверсификацией профильных предприятий, к которой побуждает необходимость выживания в современных условиях. В ряде случаев предприятия бытового обслуживания наряду с основной деятельностью активно развивают другие непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход. Это, в конечном счете, часто приводит к перепрофилированию предприятий [15].
Рис.4 Доли организаций коллективной и индивидуальной форм собственности на российском рынке бытовых услуг
2.2 На душу населения
Таблица 3 – Объём бытовых услуг на душу
населения по видам (млн. руб.)
2005 |
2006 |
2007 | |
Все оказанные услуги |
1997,7 |
2245,6 |
2328,0 |
в том числе: |
|||
ремонт и пошив обуви |
54,8 |
57,9 |
56,5 |
ремонт и пошив одежды,
пошив и |
183,4 |
185,8 |
186,1 |
ремонт и техническое |
130,7 |
137,04 |
135,1 |
изготовление и ремонт мебели |
37,0 |
72,5 |
66,9 |
химическая чистка и крашение |
18,6 |
19,2 |
18,1 |
услуги прачечных |
16,0 |
16,0 |
14,5 |
ремонт и строительство
жилья и |
546,7 |
633,6 |
692,4 |
техническое обслуживание
и |
480,8 |
532,3 |
574,5 |
услуги фотоателье и фото- и кино- лабораторий |
49,9 |
51,3 |
50,1 |
услуги бань и душевых |
38,7 |
45,2 |
49,5 |
услуги парикмахерских |
137,4 |
160,9 |
179,3 |
услуги по прокату |
9,5 |
12,0 |
14,0 |
ритуальные услуги |
159,4 |
184,0 |
166,9 |
другие услуги |
138,5 |
140,2 |
124,0 |
Из анализа таблицы
3 можно сделать вывод о том, что наибольшим спросом
у населения пользуются услуги по ремонту и строительству жилья и
других построек (в 2005 г. - 546,7 млн. руб. на душу населения; в 2006 г. - 633,6 млн. руб. на душу населения; в 2007 г. - 692,4 руб.
на душу населения) и прослеживается тенденция
к увеличению в потреблении этих услуг
с каждым годом. На втором месте находятся
услуги по техническому обслуживанию
и ремонту транспортных средств, машин
и оборудования (в 2005 г. - 480,8 млн. руб. на
душу населения; в 2006 г. - 532,3 млн. руб. на
душу населения; в 2007 г. - 574,5 руб. на душу
населения) и также происходит постепенное
увеличение в потреблении данного вида
услуг. На третьем месте находятся услуги
по ремонту и пошиву одежды, пошиву и вязанию
трикотажных изделий (в 2005 г. - 183,4 млн. руб.
на душу населения; в 2006 г. -185,8 млн. руб.
на душу населения; в 2007 г. - 186,1млн. руб.
на душу населения). Потребление этих услуг
растёт с каждым годом. Происходит сокращение
потребления услуг по химической чистке
и крашению в 2006 г. -19,2 млн. руб. на душу
населения; в 2007 г. – 18,1млн. руб. на душу
населения) и услуг прачечных (в 2006 г. -16,0
млн. руб. на душу населения; в 2007 г.
– 14,5млн. руб. на душу населения).
Ряд динамики (временной
ряд) – ряд расположенных в
хронологическом порядке
Два основных компонента любого ряда динамики:
В зависимости от вида показателя, характеризующего уровни ряда, различают ряды динамики абсолютных, относительных и средних показателей.
В зависимости от времени, отражённого в ряду динамики различают моментные и интервальные ряды динамики.
Моментным называется ряд динамики, уровни которого характеризуют размер показателя, приходящийся на определённую дату или момент времени. Особенностью такого ряда динамики является то, что в каждом последующем уровне частично или полностью содержится значение предыдущего уровня. Поэтому суммировать уровни такого ряда нельзя.
Интервальным называется ряд динамики, уровни которого характеризуют размер явления за определённые периоды или интервал времени. Суммировать уровни такого ряда возможно, что упрощает методику расчёта обобщающих показателей и позволяет укрупнять интервалы времени.
В зависимости от расстояния между уровнями ряда динамики различают ряды динамики с равностоящими и неравностоящими уровнями.
В системе показателей для анализа рядов динамики выделяют 3 группы показателей:
, которые позволяют охарактеризовать динамику показателя при переходе от одного периода к другому, поэтому методика их расчёта предполагает сопоставление или сравнение уровней ряда динамики между собой.
средние, которые позволяют дать обобщающую характеристику изменения показателя за весь период времени , отражённого в ряду динамики.
При расчёте абсолютных и относительных показателей сравнение уровней ряда может быть построено на постоянной и переменной базе сравнения. Сравнительный уровень принято называть отчётным или текущим и обозначают . Тот уровень, с которым сравнивают называют базисным и в случае сравнения на постоянной базе обозначают ( в качестве базисного уровня обычно выбирают уровень, соответствующий начальному периоду времени в ряду динамики или периоду, соответствующему новому этапу в развитии явления).
Показатели, строящиеся на переменной базе называются цепными. При этом уровень текущего периода сравнивается с уровнем предыдущего периода .
Показатели с постоянной базой сравнения называются базисными.
Таблица 4 – Показатели рядов динамики
Показатель |
Базисный |
Цепной |
Абсолютный прирост ( |
||
Темп роста ( |
||
Темп прироста ( |
||
Коэффициент роста ( |
||
Абсолютное значение
прироста |
Средние показатели ряда динамики :
В зависимости от вида ряда динамики применяют следующие формулы:
1) для интервального
ряда с равностоящими уровнями
формула простой средней
=
2) для интервального ряда с неравностоящими уровнями формула взвешенной средней арифметической из уровней ряда динамики:
, где ti - промежуток времени, в течение которого значение оставалось неизменным.
3) для моментного ряда с равностоящими уровнями формула простой средней хронологической из уровней ряда динамики:
4) для моментного ряда
с неравностоящими уровнями
Проведём расчёт показателей динамики объёма бытовых услуг на душу населения с помощью таблицы 5.
Таблица 5 – Расчёт показателей динамики объёма бытовых услуг на душу населения
годы |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Итого | |
Объём бытовых услуг на душу населения, руб. Yi |
880,0 |
1124,0 |
1387,0 |
1611,0 |
1890,0 |
9865,6 | |
Индекс потребительских цен |
111,7 |
113,7 |
109,7 |
108,6 |
114,2 |
- | |
Объём бытовых услуг на душу населения с учётом ИПЦ |
1361,3 |
1529,2 |
1720,2 |
1839,8 |
1890,0 |
8340,5 | |
Абсолютный прирост, руб. |
Базисный |
- |
167,9 |
358,9 |
478,5 |
528,7 |
- |
Цепной |
- |
167,9 |
191,0 |
119,6 |
50,2 |
- | |
Темпы роста, % |
Базисный |
- |
112,3 |
126,4 |
135,2 |
138,8 |
- |
Цепной
|
100 |
112,3 |
112,5 |
107,0 |
102,7 |
- | |
Темпы прироста, % |
Базисный
|
- |
12,3 |
26,4 |
35,2 |
38,8 |
- |
Цепной
|
- |
12,3 |
12,5 |
7,0 |
2,7 |
- | |
Абсолютное значение прироста |
- |
13,7 |
15,3 |
17,1 |
18,6 |
- |
Информация о работе Статистический анализ потребительского рынка бытовых услуг Воронежской области