Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:37, реферат

Краткое описание

Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь на период до 2015 года представляет собой документ, определяющий основные цели и задачи дальнейшего развития таможенных органов.
Основные направления развития являются основой для разработки директивных и адресных документов, содержащих комплекс взаимоувязанных мероприятий - программ и планов развития таможенной службы на краткосрочную и среднесрочную перспективу по отдельным направлениям деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

-dfiles-001979_972065__napravlenija_30032011.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

С вступлением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза доверительный принцип в работе с бизнес-сообществом реализуется через институт Уполномоченного экономического оператора.

С 2009 года активно внедряются Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации в части применения технологии неинтрузивного досмотра товаров и транспортных средств.

Мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами оснащены пять пунктов пропуска на границе с Польшей и Литвой. Оборудование позволяет производить таможенный контроль контейнеров, полуприцепов, рефрижераторов и цистерн без вскрытия. Основной принцип использования ИДК – организация их работы на основе анализа и управления рисками.

В ведомственных пунктах таможенного оформления принцип “одно окно” в настоящее время реализован посредством организации представления документов получения решений таможенного органа непосредственно в места проведения таможенных операций.

Дальнейшее направление документов на рассмотрение в иные подразделения таможни, в том числе в некоторые уполномоченные органы, осуществляется без участия подконтрольных лиц. В случае необходимости принятия решения в процессе проведения таможенных операций функциональными (базовыми) отделами (принятие таможенной стоимости, определение кода товара) передача документов в эти отделы осуществляется должностными лицами таможни.

Таможенная служба находится на этапе активного внедрения новейших информационных технологий в процесс таможенного оформления и таможенного контроля.

В практической деятельности информационные технологии ориентированы на конечный результат: сокращение временных и материальных издержек на осуществление таможенных процедур, обеспечение прозрачности таможенного оформления и таможенного контроля, повышение собираемости таможенных платежей.

В целях повышения эффективности процессов работы с документами, организации единого документационного пространства, значительного сокращения времени на обработку и доставку документов, повышения надежности их хранения с 2006 года в таможенных органах функционирует система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота «Дело».

В 2010 году внутриведомственный электронный документооборот таможенных органов превысил 80%, в переписке с государственными органами Республики Беларусь – 60%.

Сосредоточить усилия таможенных органов на контроле товаров, не соответствующих установленным критериям безопасности поставок, при общем ускорении процесса таможенного оформления, призвана система электронного предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу.

Работа велась по двум направлениям: создание единого информационного пространства для обмена сведениями с таможенными органами иностранных государств и развитие сотрудничества между таможенными органами и предпринимательским сообществом.

В 2009 году во всех таможнях введена в опытную эксплуатацию автоматизированная система электронного предварительного информирования. Система обеспечивает практическую реализацию информационного взаимодействия по линии «бизнес–таможня». Результатом проводимой Государственным таможенным комитетом работы стало осуществление таможенных операций в отношении 30% товаров на границе с использованием информации, которая поступила в таможенные органы до прибытия товаров.

По заключению экспертов миссии Всемирной таможенной организации технически таможенная служба Беларуси готова к налаживанию предварительного информирования в формате «таможня – таможня».

В 2008 году, совместно с Национальной академией наук в рамках Государственной программы «Электронная Беларусь», схожей по своим задачам с программами электронного правительства, реализуемыми в других государствах, создана экспериментальная зона Национальной автоматизированной системы электронного декларирования (НАСЭД).

Субъектам внешнеэкономической деятельности предоставлена возможность электронного оформления:

– статистических деклараций и периодических статистических деклараций на постоянной основе;

– товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, экспорта, реэкспорта, таможенного транзита, временного вывоза, а также предоставления электронных уведомлений о размещении товаров и трансопртных средств в зоне таможенного контроля.

К концу 2010 года около 90% от всех экспортных и 25% импортных поставок были оформлены с применением электронной декларации. Удельный вес выдаваемых электронных свидетельств о помещении товаров под таможенную процедуру временного вывоза составил более 90%, реэкспорта – 50%, зарегистрированных электронных статистических деклараций – 50%.

На протяжении последних лет таможенными органами велась разработка Автоматизированной системы управления процессами контроля в автомобильном пункте пропуска (АСУПКАПП), суть которой – обеспечить интеграцию всех информационных систем смежных служб в пункте пропуска. Первые версии системы прошли испытание в 2007 году в пункте пропуска «Каменный Лог».

В 2009 году началась круглосуточная опытная эксплуатация системы в пункте пропуска «Котловка» и проведены приемосдаточные испытания. Совместная комиссия ГТК и ГПК признала результаты испытаний успешными.

Внедрение электронного декларирования, предварительного информирования, ряда других автоматизированных комплексов и систем стало возможным благодаря наличию разветвленной телекоммуникационной инфраструктуры таможенных органов. Существенным шагом в развитии этой инфраструктуры стала реализация Государственной программы создания совместной интегрированной телекоммуникационной сети ГТК и ГПК. В рамках этой программы в течение 2004–2008 годов были построены линейные и станционные сооружения от пунктов пропуска через Государственную границу до районных узлов электросвязи РУП «Белтелеком», модернизированы узлы связи и телекоммуникаций таможен, Минской центральной таможни. Это позволило существенно повысить качество и скорость обмена информацией между всеми уровнями таможенных органов – от пунктов таможенного оформления до ГТК – пропускная способность построенных каналов увеличилась с 64 до 512 кб/сек.

2010 год стал завершающим этапом в реализации Комплексной программы развития инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска на Государственной границе на 2006–2010 годы, в результате чего на введенных в эксплуатацию объектах создана инфраструктура, отвечающая международным требованиям, установлены современные технические средства таможенного контроля, созданы благоприятные условия для граждан.

Реализация мероприятий Комплексной программы 2006–2010 позволила увеличить пропускную способность пунктов пропуска более, чем в два с половиной раза – с 8 200 до 20 920 автомобилей в сутки, обеспечить проведение эффективного таможенного, пограничного и иных видов контроля с минимальными затратами времени при пересечении Государственной границы, в том числе за счет внедрения системы “зеленого” и “красного” каналов, использования принципа “одна остановка”.

Завершены строительство и реконструкция пограничных пунктов таможенного оформления, через которые проходит основной поток товаров:

– «Котловка», «Бенякони» на границе с Литвой;

– «Берестовица» и «Брузги» на границе с Польшей;

– «Новая Рудня» и «Мокраны» на границе с Украиной.

Качественному обслуживанию товаропотоков, включая транзитные, послужит создание сети транспортно-логистических центров.

Развитие этого направления в рамках государственной программы проходит при участии таможенных органов и подведомственного предприятия «Белтаможсервис». Многоуровневая система транспортно-логистических центров предприятия будет предоставлять полный спектр логистических услуг, в том числе транспортных, складских, экспедиторских, информационных, финансовых, страховых, а также услуг таможенного представителя, что позволит РУП «Белтаможсервис» интегрироваться в качестве востребованного элемента в мировую логистическую систему. В 2010 году введены в эксплуатацию первые очереди транспортно-логистических центров «Минск – Белтаможсервис» и Брестского филиала РУП «Белтаможсервис».

Правоохранительная деятельность таможенных органов сосредоточена на пресечении контрабанды, незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, объектов интеллектуальной собственности, других запрещенных и ограниченных к перемещению товаров, противодействии коммерческому мошенничеству.

Внедрены современные методы работы: контроль на основе управления рисками, использование технических средств таможенного контроля, методов оперативно-розыскной деятельности и кинологической службы, посттаможенный контроль. В результате по отношению к 2006 году на 47,6% возросло количество выявленных правонарушений, на 75% увеличилось количество возбужденных уголовных дел

Таможенные органы постепенно переходят от практики проведения широкомасштабных операций к целенаправленной работе силами мобильных групп.

Организовано эффективное межведомственное взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами: пограничной службы, органами внутренних дел, госбезопасности и подразделениями финансовых расследований.

В таможнях, расположенных на основных наркоопасных направлениях, созданы подразделения кинологической службы. В результате в 2010 году по отношению к 2006 году в 44,9 раза выросли объемы изъятых таможенными органами из незаконного оборота наркотиков.

Организована инспекционная деятельность, обеспечивающая высокую результативность проведения таможенных проверок при одновременном снижении общей контрольной нагрузки на субъектов хозяйствования, по итогам которой наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества таможенных проверок (в 1,8 раза по отношению к 2006 г.) при одновременном повышении их качества и значимости как по суммам доначисленных таможенных платежей (увеличение в 3,5 раза), так и по результативности (от 60% результативных проверок в 2006 г. до 94% в 2010 г.).

Ежегодные поступления от деятельности таможенных органов составляют не менее четверти доходной части республиканского бюджета. С 2006 года объемы поступлений в республиканский бюджет возросли более чем в 2,6 раза.

Решение задачи поступления таможенных платежей в бюджет неразрывно связано с осуществлением контроля за полнотой и своевременностью их уплаты, выявлением и взысканием таможенной задолженности.

Внедрение в промышленную эксплуатацию единой для всех таможен Функциональной подсистемы учета движения таможенных платежей (ФП УДТП) позволяет не только вести на уровне каждой из таможен лицевые счета более чем 35 тысяч субъектов внешнеэкономической деятельности, обеспечивать контроль отсрочек и рассрочек по уплате таможенных платежей, фиксировать факты погашения таможенной задолженности, но и дает возможность перспективной централизации такого учета и контроля.

Упрощение и ускорение таможенных процедур при сохранении таможней контрольных функций обеспечивается проведением аналитической работы, как на этапе таможенного оформления, так и при последующем контроле, по выявлению товаров группы риска вследствие недостоверного заявления страны происхождения, занижения таможенной стоимости, неверной классификации.

Соблюдению принципа законности при осуществлении импорта товаров в Республику Беларусь и исключению при таможенном оформлении товаров задержек, связанных с дополнительными операциями по контролю таможенной стоимости, содействуют меморандумы о взаимопонимании, заключенные между Государственным таможенным комитетом и крупными производителями продукции (владельцами товарных знаков).

Осуществление административно-хозяйственной деятельности в условиях имеющихся бюджетных и общих ресурсных ограничений обеспечивает решение поставленных перед таможенными органами задач и реализацию возложенных на них функций.

В целях эффективного управления административно-хозяйственной деятельностью создана Автоматизированная система управления административно-хозяйственной деятельностью таможенных органов на базе интегрированной системы «Галактика ERP» (АСУ АХД ТО). В настоящее время в АСУ АХД ТО реализованы управление логистикой, персоналом, бухгалтерский учет, полнофункциональный учет имущества, изъятого, арестованного, задержанного, обращенного в доход государства.

Постоянный и действенный контроль за соблюдением таможенного законодательства, целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из республиканского бюджета на содержание таможенных органов и развитие таможенной инфраструктуры, обеспечен ведомственным контролем.

В ходе реализации комплекса мероприятий, предусмотренных Программой ГТК по профилактике и усилению борьбы с должностными правонарушениями и развитию кадрового потенциала таможенных органов на 2006–2010 гг., осуществлено планомерное профилактическое воздействие на должностных лиц таможенных органов, результатом которого явилось, прежде всего, недопущение роста должностных правонарушений, а также устойчивая тенденция снижения количества лиц, причастных к совершению преступлений, связанных с участием сотрудников таможенных органов в составе организованных преступных групп.

Всего в 2010 г. за должностные правонарушения возбуждено 31 (2006 г. – 61, 2007 г. – 54, 2008 г. – 77, 2009 г. – 31) уголовное дело в отношении 12 (2006 г. – 61, 2007 г. – 54, 2008 г. – 77, 2009 г.– 28) человек.

Создана атмосфера нетерпимости к взяточничеству путем повышения уровня антикоррупционного сознания должностных лиц таможенных органов. Об этом свидетельствует ежегодный рост количества выявленных и пресеченных сотрудниками таможен попыток передачи им незаконного денежного вознаграждения (взяток) в рамках реализации постановления ГТК от 28.09.2006 г. № 89-дсп «Об утверждении Инструкции о порядке действий должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь при пресечении фактов предложений денежных вознаграждений (взяток)». Так, если в 2006 г. выявлены и пресечены 28 фактов передачи незаконных денежных вознаграждений, то в 2007 г. – 54, в 2008 г. – 78, 2009 г. – 123, а в 2010 г. – 303 подобных факта. Органами прокуратуры по данным материалам в отношении 17 взяткодателей возбуждены уголовные дела, виновные лица привлечены к уголовной ответственности.

Внедрена база по использованию в деятельности таможенных органов полиграфа при проведении профессионального психофизиологического отбора кандидатов на службу, а также в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, при проведении служебных расследований и служебных проверок.

Информация о работе Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь