Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:14, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что ежедневно десятки тысяч человек пересекают таможенную границу Российской Федерации в воздушных, морских, автомобильных и пешеходных пунктах пропуска в туристических, деловых, научных, семейных и подобных целях, перемещая в багаже самые разнообразные товары, которые подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Объектом исследования является таможенно-правовой аспект внешнеэкономической деятельности в части правового регулирования перемещения через таможенную границу РФ товаров физическими лицами.
Введение …………………………………………………………………..….………………….6
Глава 1. Правовое регулирование перемещения товаров физическими лицами:…………………………………………………………………………..........................10
§ 1. Правовая основа перемещения товаров физическими лицами…………………………10
§ 2. Физические лица как субъекты таможенных правоотношений………………………...13
§ 3. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению товаров, перемещаемых физическими лицами…………………………………………………………17
Глава 2. Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами:…………………………………………………………………………………………..21
§ 1. Таможенное оформление и декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже……………………………………21
§ 2. Порядок уплаты таможенных платежей физическими лицами………………………...31
§ 3. Временный ввоз и временный вывоз товаров, перемещаемых физическими лицами…………………………………………………………………………………………...37
Глава 3. Таможенный контроль и меры нетарифного регулирования при перемещении товаров физическими лицами:…………………………………………………………………43
§ 1. Особенности таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами..............................................................................………….……………………………43
§ 2. Применение мер нетарифного регулирования при перемещении товаров физическими лицами...…………………………………………………………………………………………53
Заключение ……………………………………………………………………………………..65
Список использованной литературы …………………………………………………………68
Как указал Конституционный Суд РФ, хищение транспортного средства (в отличие от повреждения) вообще исключает возможность его вывоза с таможенной территории РФ, поскольку в такой ситуации транспортное средство у декларанта отсутствует фактически.
При этом возложение обязанности по уплате таможенной пошлины и пени за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, приобретает вид имущественной ответственности за несоблюдение требований об обязательном вывозе временно ввезенных товаров, возлагаемой на потерпевшего за сам факт совершения преступления в отношении его имущества, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства.
По существу, истечение установленного для временного ввоза срока из-за отсутствия у потерпевшего возможности вывоза похищенного у него транспортного средства само по себе рассматривается как основание возложения такой ответственности.
Согласно же правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27 апреля 2001 года N 7-П16 по делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации, ответственность за таможенное правонарушение не может возлагаться без наличия вины, в какой бы форме она ни проявлялась.
Делая вывод можно отметить, что положения пункта 6 ст. 283 ТК РФ не могут быть истолкованы как исключающие освобождение декларанта от обязанности по уплате таможенной пошлины в случае невывоза в установленный для временного ввоза на таможенную территорию РФ срок похищенного у него транспортного средства. Иное означало бы возложение финансовых обременений на потерпевшего при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестного участника отношений, регулируемых таможенным законодательством, тем самым увеличивая имущественный вред, причиненный потерпевшему от преступления17.
Таким образом, положения ст. 283 ТК РФ распространяется в основном на иностранных физических лиц. Однако данная статья содержит специальное правило относительно временного ввоза российскими физическими лицами транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств.
В соответствии с этим правилом российские физические лица могут временно ввозить транспортные средства при соблюдении следующих условий:
- транспортные средства
- в совокупности сроки
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. № 718 в отношении транспортных средств, ввозимых российскими физическими лицами, устанавливает следующее:
- российские физические лица могут временно ввозить на таможенную территорию Российской Федерации транспортные средства при условии, что эти транспортные средства зарегистрированы на территории иностранного государства и общий срок временного ввоза не превышает 6 месяцев в течение одного календарного года в отношении каждого временно ввезенного транспортного средства. Временный ввоз транспортных средств указанными физическими лицами допускается при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. В случае если транспортные средства не вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации по истечении установленного срока, в отношении таких временно ввезенных транспортных средств взимаются таможенные пошлины, налоги.
Порядок временного вывоза товаров с таможенной территории РФ регламентируется ст. 284 ТК РФ, в соответствии с которой российские физические лица вправе временно вывозить с таможенной территории Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии, что:
- товары предназначены
исключительно для личного
- товары вывозятся
на период временного
В случае если таможенным органом установлено, что товары вывозятся физическим лицом с целью осуществления предпринимательской деятельности, таможенное оформление таких товаров производится в общем порядке с уплатой причитающихся таможенных пошлин, налогов.
Соответственно при обратном ввозе таможенные пошлины, налоги не уплачиваются только в отношении тех товаров, которые были вывезены ранее18.
В соответствии с этим, по заявлению физического лица таможенный орган осуществляет идентификацию (ст. 390 ТК РФ) временно вывозимых товаров, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Об идентификации товаров указывается в таможенной декларации, один экземпляр которой возвращается физическому лицу, вывозящему товары.
Согласно положениям ст. 390 ТК РФ при идентификации временно вывозимых товаров могут быть использованы идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, произведено подробное описание товаров и транспортных средств, составлены чертежи, изготовлены масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, другие средства идентификации.
Отсутствие такой
Таким образом, в отношении
товаров, временно ввозимых иностранными
физическими лицами, предоставляется
полное освобождение от уплаты таможенных
пошлин, налогов, если эти товары ввозятся
исключительно для личного поль
Глава 3. Таможенный контроль. Меры нетарифного регулирования при перемещении товаров физическими лицами
§ 1. Особенности таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами
Таможенный контроль
является одним из основных институтов
таможенного права как
Таможенные органы, реализуя деятельность по осуществлению таможенного контроля, используют различные формы и методы. В определенной мере они ограничивают пользование и распоряжение товарами, находящимися под таможенным контролем. Однако такие ограничения выступают как вынужденная мера, установленная законодательством и обусловлена необходимостью соблюдения таможенных правил.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ТК РФ все товары, транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Это означает, что таможенный контроль проводится даже в тех случаях, когда участники внешнеэкономической деятельности освобождаются от уплаты таможенных платежей, либо используют упрощенный порядок таможенного оформления, например, при использовании физическими лицами «зеленого коридора» в месте пересечения таможенной границы. Безусловным и неотъемлемым правом таможенного органа является его требование о предъявлении товара для его проверки на любом этапе таможенного оформления.19
Согласно п. 19 ст. 11 ТК РФ таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами России в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Контроль всегда является деятельностью, содержание которой – проверка соответствия состояния подконтрольного объекта положениям, регламентированным нормативными правовыми актами.
Осуществление таможенного контроля предполагает наличие определенного места, где он производится. Такими местами являются зоны таможенного контроля. Они создаются вдоль таможенной границы, в местах таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, иных местах, определяемых ТК РФ. Например, зоной таможенного контроля может стать купе поезда, в котором осуществляется личный досмотр гражданина. Основным средством обозначения зоны таможенного контроля являются знаки прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля» («Customs control zone»). Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.
Сотрудники таможенного органа, осуществляющие таможенный контроль, вправе проводить устный опрос физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации; проверять заявленные в таможенной декларации сведения; требовать предоставления иных документов и сведений, необходимых для таможенного контроля и оформления, и проверять их; проводить таможенный досмотр; использовать при осуществлении таможенного контроля технические средства, безопасные для жизни и здоровья граждан, животных и растений и не причиняющие ущерб товарам. Кроме того, они имеют право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей, а также на применение физической силы, специальных средств, а также боевого стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных ТК РФ.
Особенности таможенного контроля товаров перемещаемыми физическими лицами для личного пользования, основаны на порядке декларирования. В соответствии с п. 4 ст. 286 ТК РФ декларирование товаров физическими лицами может осуществляться в конклюдентной форме. Такой порядок устанавливает особенности декларирования товаров путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, а также не имеется товаров, перемещаемых несопровождаемым багажом.
Двухканальная система (зеленый и красный коридоры) предполагает, что физическое лицо, следующее через таможенную границу РФ, может самостоятельно выбрать форму декларирования и соответствующий ей канал для таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых им товаров. Таможенный орган, производящий таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами, должен организовать непосредственно перед двухканальной системой информационную зону, позволяющую физическому лицу сделать осознанный выбор формы декларирования товаров и соответствующего ей канала.
В информационной зоне имеются краткие справки об основных положениях таможенного законодательства РФ по вопросам перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу РФ. Здесь же должны быть оборудованы места для заполнения бланков пассажирских таможенных деклараций с запасом чистых бланков и образцами заполнения. В информационной зоне должны находиться должностные лица таможенного органа, имеющие опыт практической работы, для оказания помощи физическим лицам и осуществления оперативной работы.
При проведении в «зеленом» канале таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности. Это не означает, что лицо освобождается от обязанности соблюдать таможенное законодательство России.
В воздушных пунктах
пропуска, где применяется
Информация о работе Перемещение товаров для личного пользования через таможенную границу