Проблемы и пути совершенствования структуры российского экспорта товаров и транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является изучение вопросов по экспортному контролю товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи дипломной работы:
- раскрыть теоретические основы экспортного контроля;
- раскрыть порядок подтверждения фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы территории РФ;
- рассмотреть особенности и проблемы проведения экспортного контроля на практике;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..................................



5
ГЛАВА 1. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, экспортируемых в соответствии с действующим законодательством РФ . ……………………………………………..……




9
1.1.
Особенности таможенного оформления товаров, экспортируемых в виде отдельных компонентов. ………………………. ….…...…….......



9
1.2.
Порядок проведения проверки заявленных сведений и принятия решений в отношении товаров, подпадающих под действие законодательства РФ в области экспортного контроля. ……….….………….…





16
1.3.
Порядок подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. ……………………….……......

24
ГЛАВА 2. Анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, экспортируемых в соответствии с таможенным законодательством РФ ..........................................................





35



2.1.



Динамика состояния экспорта в торговом обороте страны со странами ближнего и дальнего зарубежья………………………………...….





35
2.2.
Анализ экспорта в товарной структуре внешней торговли по видам отраслям, таможенное оформление товаров, осуществленных таможенными органами Дагестанской таможни. …..…….……………….....




39



2.3.


Анализ основных показателей таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, Дагестанской тамонеж.…………….………………………..…………………………...........





42
ГЛАВА 3. Особенности осуществления контроля за экспортируемыми товарами и транспортными средствами, пути их совершенствования ………………………………………………………………………..……





50
3.1.
Обзор судебной практики рассмотрения дел по применению таможенного законодательства, при экспорте товаров и транспортных средств. …………………….………………………………………....…




45
3.2.
Практика применения нулевой ставки НДС, при экспорте товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ, проблемы и пути их разрешения.. ………………………………………...












53
3.3.
Проблемы и пути совершенствования структуры российского экспорта товаров и транспортных средств. ………………….……...…..













60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….…………………….…………….………...........




67
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….....……...

Вложенные файлы: 1 файл

Д_Эксп112.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы 2 указывают на рост общей стоимости товаров и транспортных средств, перемещенных через таможенную границу РФ в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 409 804,56 тыс. долл. США или на 46, 74%.

В разрезе по странам в 2008 году наибольший удельный вес по стоимостным показателям оформленных в таможенном отношении товаров и транспортных средств, занимают страны ДЗ – 62,44%, тогда как в 2007 году наибольший удельный вес за отчетный год пришлось на страны СНГ – 58,24%. 

Динамика изменений основных показателей во внешнеэкономической деятельности за последние годы имеет отрицательное торговое сальдо (соотношения экспорта к импорту) товарообмена между странами ДЗ  и СНГ, в 2007 году – 142 960,1 тыс. долл. США, а в 2008 году сальдо составило уже -  255 118,4  тыс. долл. США (см. таблица 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Особенности применения таможенного режима «Экспорт», при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, пути их совершенствования. 

 

 

3.1. Обзор судебной практики рассмотрения дел по применению таможенного законодательства, при вывозе товаров и транспортных средств, с таможенной территории РФ.

 

Активизация внешнеэкономической деятельности вызвала значительный интерес к вопросам правового регулирования экспортно-импортных операций. Особое место в регламентации ВЭД занимает таможенное законодательство, с применением которого приходится сталкиваться практически всем участникам внешнеторгового оборота. Таможенное законодательство становится важнейшим регулятором социально-экономического развития общества и непосредственно затрагивает интересы граждан, юридических лиц, а также бюджетные интересы государства.

Собственно таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков российского законодательства, куда входят Таможенный кодекс РФ, Закон РФ "О таможенном тарифе", Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Закон РФ "О валютном регулировании и. валютном контроле" и т. д. Важное значение имеют подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и прежде всего ФТС России.

В силу объективных причин формирование таможенного законодательства до настоящего времени не завершено, его отличают сложность и нестабильность. Актуальна проблема обеспечения права на защиту участников таможенного процесса. Возникают проблемы при привлечении к ответственности за нарушение таможенного законодательства и применении некоторых видов взысканий.

Правоприменительная деятельность выявляет неоднозначность позиций в решении конкретных вопросов, в связи с чем особое значение приобретает судебно-арбитражная практика, оказывающая влияние на формирование подходов к применению таможенного законодательства.

- Значительное место среди арбитражных споров по таможенному законодательству занимают иски о признании недействительными постановлений Ивановской таможни по делам о нарушении таможенных правил, связанных с привлечением к ответственности по ст.273 ТК РФ в связи с непоступлением в установленные сроки валютной выручки по экспортным контрактам. Позиция суда по этим спорам всегда была однозначной и подкреплялась практикой Высшего Арбитражного Суда РФ. Отказывая истцам в признании недействительными постановлений таможни о привлечении к ответственности по ст.273 ТК РФ, суд исходит из следующего.

Статья 273 ТК РФ предусматривает ответственность за несоблюдение ограничений, требований и условий таможенного режима, в данном случае - режима экспорта. Под таможенным режимом экспорта в соответствии со ст.97 ТК РФ понимается таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства об их ввозе на эту территорию.

При этом ст.98 ТК РФ установлены такие требования названного режима, как уплата таможенных платежей, соблюдение мер экономической политики, вывоз товаров в неизменном состоянии. Указанный перечень не является исчерпывающим. Статья 24 ТК РФ предусматривает право ФТС РФ в пределах своей компетенции и до принятия соответствующих законодательных актов определять особенности правового регулирования того или иного таможенного режима. Таким документом явился Приказ ГТК РФ от 24.07.95 № 467 "О порядке применения нормы права, установленной ст.273 Таможенного кодекса РФ" (зарегистрирован в Минюсте РФ 08.08.95 №923).

Пункт 1 данного Приказа гласит, что при осуществлении таможенного и валютного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта по внешнеторговым договорам купли-продажи, предусматривающим расчеты в валюте иной, чем валюта РФ, следует исходить из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством сроки исполнения текущих валютных операций либо в сроки, определенные ЦБ РФ для валютных операций, связанных с движением капитала, является требованием таможенного режима экспорта наряду с иными требованиями, установленными ст.98 ТК РФ.

Впоследствии эта позиция была подтверждена п.7 Указа Президента РФ от 18.08.96 № 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок".

Требование об обязательном зачислении валютной выручки в установленные сроки содержится в ч.1 ст.5 Закона РФ от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" и в п.3.2 Инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК РФ № 01-20/10283 от 12.10.93 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров". Срок зачисления валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг, а также для расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций, составляет 180 дней (ч.9 ст.1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле").

Согласно ст.200 ТК РФ таможенные органы уполномочены на осуществление валютного контроля. А в силу ст.201 ТК РФ в случае выявления нарушений валютного законодательства, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Таможенный орган вправе выносить постановления о наложении взыскания за таможенные правонарушения (ст.365 ТК РФ).

Факты нарушений сроков поступления валютной выручки подтверждаются материалами дел. К числу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, относятся меры, принятые экспортером на стадии предконтрактной подготовки, заключения соглашения, а также после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств.

Доказательственная значимость заключения, выданного уполномоченным органом по заявлению заинтересованного лица, о признании обоснованной задержки поступления валютной выручки должна оцениваться наряду с иными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил. Принятие экспортером мер по зачислению валютной выручки после истечения установленного срока не является в соответствии со ст.231 ТК РФ обстоятельством, освобождающим лицо от ответственности.

- Судом также были рассмотрены  иски о признании недействительными постановлений Ивановской таможни по делам о нарушении таможенных правил (далее - НТП) в связи с применением ст.273 ТК РФ в части прочих нарушений требований таможенного режима экспорта. Например, привлечение к ответственности ОАО "Шуйская водка" за допущенный псевдоэкспорт. Не согласившись с постановлением таможни, ОАО "Шуйская водка" обратилось в суд с иском о признании его недействительным.

В период с 06.10.95 по 16.04.96 ОАО "Шуйская водка" произвело таможенное оформление водки в таможенном режиме "экспорт" по заключенным контрактам с фирмой "Арамис", Литва; с компанией "Регалстар Трей-динг", Ирландия, и АОЗТ "Люкида", Литва, общей рыночной стоимостью 17 790 900 руб. Для подтверждения факта вывоза товаров ОАО "Шуйская водка" представило в Ивановскую таможню бланки международных товарно-транспортных накладных, в которых были проставлены печати и штампы приграничных таможен Республики Беларусь, свидетельствующие о том, что товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.

Однако приграничные таможни, чьи печати и штампы проставлены в бланках СМР, не подтвердили вывоз водки по указанным ГТД. Проведенной криминалистической экспертизой установлено, что оттиски печатей и штампов таможен, проставленные на СМР, являются поддельными. В ходе производства по делу о нарушении таможенных правил Ивановской таможней собраны доказательства, подтверждающие факт невывоза экспортируемого товара с таможенной территории РФ.

Согласно ст.97 ТК РФ экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства об их ввозе на эту территорию. Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства РФ по таможенному делу (ст.98 ТК РФ).

В соответствии со ст.99 ТК РФ при выпуске товаров в таможенном режиме экспорта они должны быть вывезены за пределы таможенной территории РФ в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации. Таким образом, истец, являясь декларантом экспортируемого груза, несет ответственность за соблюдение всех условий и требований заявленного таможенного режима. Несоблюдение требований режима влечет за собой привлечение к ответственности по ст.273 ТК РФ.

Доводы истца о неправомерности принятого таможней постановления по делу об НТП не были приняты судом по следующим основаниям.

Довод истца о том, что декларантом по некоторым ГТД выступал ЗАО "Иваново-Терминал", в связи с чем он и должен нести ответственность за нарушение требований режима, неправомерен. Согласно п.8 Положения о таможенном брокере, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.96 № 873:

"Обязанности таможенного брокера  при основном таможенном оформлении вытекают из требований процедуры помещения товаров под определенный таможенный режим.

Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действий таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с ТК РФ могут быть возложены только на лицо, перемещающее товары и транспортные средства".

Суд признал несостоятельным довод истца о том, что право собственности на экспортированный товар перешло к покупателям в момент погрузки данного товара на транспорт покупателя, так как товар был продан на условиях "франко-завод", и в связи с этим истец не является субъектом ответственности за нарушение таможенного режима экспорта. Условия поставки товаров, вывозимых за пределы РФ, регулируют отношения между ОАО "Шуйская водка" и ее покупателями и являются по своей сути гражданско-правовыми. Отношения же между Ивановской таможней и ОАО "Шуйская водка" носят административно-правовой характер и регулируются таможенным законодательством.

Не был подтвержден материалами дела и довод истца о допущенных таможней процессуальных нарушениях при производстве по делу об НТП. Действительно, в ходе производства по делу таможенным органом был допущен ряд процессуальных нарушений. Постановлением Западного таможенного управления г. Москвы от 02.07.99 данные нарушения были отмечены. Постановление Ивановской таможни по делу отменено. Дело возвращено для дополнительного производства, в ходе которого указанные в постановлении процессуальные нарушения были устранены таможней в полном объеме.

Кроме того, истец ссылался на ст.140 ТК РФ, полагая, что ответственность за доставку товара несет таможенный перевозчик. Таможенный перевозчик несет ответственность перед таможенными органами за доставку товаров, находящихся под таможенным контролем, в место назначения. В случае невыполнения своих обязанностей он привлекается к ответственности по ст.254 ТК РФ. Однако в силу ст.144 ТК РФ, определяющей ответственность таможенного перевозчика, всю ответственность за товары перед таможенным органом, включая уплату таможенных платежей, перевозчик несет до момента помещения товаров под определенный таможенный режим.

В рассматриваемом случае товар был помещен экспортером - ОАО "Шуйская водка" под таможенный режим "экспорта". Следовательно, всю ответственность за соблюдение требований и условий режима будет нести экспортер груза, а не таможенный перевозчик.

Согласно ч.6 ст.231 ТК РФ предприятия, учреждения и организации несут ответственность за нарушение таможенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы (Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П положение ч.6 ст.231 ТК РФ признано не противоречащим Конституции РФ).

- Являлись предметом обжалования  в арбитражном суде и постановления Ивановской таможни по делам об НТП по ст.279 ТК РФ.

Полагая, что факт перемещения груза через границу без производства таможенного оформления установлен, Ивановская таможня вынесла постановление по делу о нарушении таможенных правил от 25.02.2000, в котором привлекла истца к ответственности по ч.1 ст.279 ТК РФ за недекларирование груза с наложением штрафа в размере 3% стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом правонарушения, в сумме 10 906 руб. Данное постановление обжаловано истцом в вышестоящий таможенный орган - Западное таможенное управление, г. Москва. В удовлетворении жалобы отказано.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства, а также материалы дела о нарушении таможенных правил, суд считает факт перемещения груза через таможенную границу РФ без таможенного оформления установленным и доказанным.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования структуры российского экспорта товаров и транспортных средств