Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

1. Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права  Российской Федерации. Устанавливая в  правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем  самым дает ориентиры правового  регулирования во всех сферах общественных отношений.

По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами  конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы  человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и  свободы являются высшей ценностью».

Для всех отраслей права  исходными являются установленные  нормами конституционного права  принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы  власти, компетенции и принципах  деятельности всех органов государственной  власти, выступающих субъектами соответствующих  отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права  как ведущей отрасли права  обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам  процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции – основного  источника конституционного права  – являются исходными для всех отраслей права.

Все эти общие положения  можно конкретизировать на примере  соотношения конституционного права  и ряда других отраслей права.

Так, определяя систему  органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы  конституционного права устанавливают  основные начала для административного  права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

 

6. Система конституционного  права

Конституционное право состоит  из большого числа правовых норм. Они  многообразны по содержанию, субъектам  конституционно-правовых отношений, объекту  регулирования и обширному перечню  других признаков.

Но отрасль права –  не простая совокупность норм. Между  нормами существуют сложные системные  связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли  права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в  ее внутреннем строении, обусловленном  теми связями, которые существуют между  ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру  этих институтов. В системе отрасли  отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

Как отмечалось выше, не всякие комплексы конституционно-правовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие  и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные  группы, предопределяются в своей  основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Поскольку общественные отношения  связаны с разными сферами  жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять  соответствующие им специфические  свойства.

В системе конституционного права принято выделять следующие  институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного  строя;

2) основы правового статуса  человека и гражданина;

3) федеративное устройство  государства;

4) систему государственной  власти и систему местного  самоуправления.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его  предмет. Очевидна и специфичность  каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.

Все эти особенности регулируемых нормами общественных отношений  предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.

Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут  быть лишь факторы, свойственные самой  правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового  воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые  присущи нормам именно данного института  и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отражающие специфику  каждого из названных институтов, можно проводить:

по специфике правового  воздействия на соответствующую  сферу общественных отношений. Такое  воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;

по особенностям механизма  действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы  может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через  конкретные правоотношения или через  правоотношения общего характера;

         по степени конкретной направленности конституционно-правовою регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других – конкретно регулируют те или иные общественные отношения;

по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других – ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с  этим и правовой статус субъектов  правоотношений, , конкретное выражение  их правообязанностей;

по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности  правообязанных субъектов. В одних  институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других – конкретное воздействие  на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих  неправомерных актов и действий;

по специфике форм выражения  охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы  имеют по преимуществу конституционную  форму выражения, в других – преобладающая  часть  норм выражена в текущем  законодательстве;

по видовому характеру  норм соответствующего конституционно- правового института. В одних  институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других – нормы конкретного регулирующего  действия;

по степени и масштабам  включенности других отраслей права  в  реализацию целей, заложенных в  содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционо-правовых институтов содержат установления, которые  не могут быть претворены в жизнь  в рамках только конституционно-правового  регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в  рамках конституционно-правового регулирования;

по целенаправленности правового  регулирования. В рамках общего  назначения отрасли конституционного права правовое регулирование  каждой части его системы имеет качественно  особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием  данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового  регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной дествительности, правовое воздействие  на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме  прямо не формулируется конституционным  правом, однако она пронизывает все  правовые нормы данной отрасли, выступает  объединяющим их началом;

по функциям, присущим каждому  конституционно-правовому институту. Они определяют его место в  системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его  взаимодействие с другими правовыми  институтамиФункции каждого данного  правового института показывают его назначение в общем воздействии  отрасли на предмет правового  регулирования;

по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим  началам, которым подчинедо совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические  особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права  как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические  черты. Нормы этого института:

1) воздействуют на общественные  отношения путем установления  определенных начал устройства  общества и государства;

2) как правило, не порождают  конкретных правоотношений;

3) определяют сущностное  содержание правового воздействия  на все сферы общественных  отношений, все стороны социальной  реальности нормам рассматриваемого  института не могут противоречить  никакие другие положения Конституции  Российской Федерации;

4) адресованы всем субъектам  права, всем правоприменяющим  субъектам;

5) имеют способом своей  защиты общий режим охраны  Конституции, конституционного строя,  могут быть изменены только  путем принятия новой Конституции;

6) устанавливаются преимущественно  в конституционной форме;

7) являются в преобладающей  части нормами-принципами, нормами-дефинициями,  нормами-целями;

8) предполагают для практической  и правовой реализации содержащихся  в них целей «включение» всех  отраслей права ;

9) призваны обеспечить  системное закрепление концептуальных  идей, основополагающих для данного  общества и государства. 

Нормы данного института  по своим функциям являются определяющими  для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового  статуса человека и гражданина:

1) воздействуют на общественные  отношения в основном путем  провозглашения, признания государством  естественными, неотчуждаемыми прав  человека;

2) реализуются по преимуществу  вне конкретных правоотношений;

3) входят в сферу взаимоотношений  государства и личности;

4) включают в качестве  субъекта права человека, гражданина  как такового, вне связи его  с каким-либо особым правовым  статусом;

5) предусматривают особую  систему охраны, не могут быть  пересмотрены без принятия новой  Конституции;

6) предполагают подключение  многих других отраслей права,  в которых реализация конституционных  прав граждан осуществляется  путем возникновения конкретных  правоотношений (трудовых, гражданских,  семейных и др.).

Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственное устройство России, т.е. ее федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью. Эти нормы, устанавливающие правовой статус субъектов, являются не только конституционными, но и договорными. В Федеративном Договоре, в договорах  с конкретными субъектами Федерации  фиксируется разграничение полномочий между ней и ее субъектами. Следовательно, нормы рассматриваемого института  закрепляются не только в Конституции, но и в особых договорах, соглашениях. Для этих норм предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, – путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.  Нормы института, который определяет систему государственной власти и систему местного самоуправления, имеют следующие особенности:

1) это нормы преимущественно  прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных  правоотношениях;

2) в качестве субъектов  возникающих на их основе правоотношений  выступают органы государства  и органы местного самоуправления  в их статусе органов народовластия;

3) преобладающая часть  данных норм устанавливается  на основе Конституции России  в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок  образования органов, их компетенцию,  формы деятельности;

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ