Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

2) установление предметов  исключительного ведения федерации  и предметов исключительного  ведения субъектов федерации  (Канада);

3) установление предметов  исключительного ведения федерации,  предметов совместного ведения  федерации и субъектов, предметов  исключительного ведения субъектов  федерации (Индия);

4) установление предметов  исключительного ведения федерации  и предметов совместного ведения  федерации и ее субъектов, при  этом вопросы, не включенные  в указанные предметы, относятся  к ведению субъектов федерации  (Россия).

Конституция РФ устанавливает  предметы исключительного ведения  Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Статья 73 Конституции  РФ закрепляет, что вне пределов ведения Российской Федерации и  полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной  власти.

 К исключительному  ведению Российской Федерации  относится:

1 ) в области государственном  строительства:

- принятие и изменение  Конституции РФ и федеральных  законов;

- федеративное устройство  и территория Российской Федерации;

- регулирование и защита  прав и свобод человека и  гражданина;

- гражданство в Российской  Федерации;

- регулирование и защита  прав национальных меньшинств;

- установление системы  федеральных органов законодательной,  исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

- формирование федеральных  органов государственной власти;

- судоустройство, прокуратура;

- уголовное, уголовно-процессуальное  и уголовно-исполнительное законодательство;

- амнистия и помилование;

-гражданское, гражданско-процессуальное  и арбитражно-процессуальное законодательство;

- правовое регулирование  интеллектуальной собственности; 

- федеральное коллизионное  право;

- установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области государственного и  национального развития Российской  Федерации;

- федеральная государственная  служба;

- государственные награды  и почетные звания Российской  Федерации; 

2) в экономической, социальной, культурной областях.

- федеральная государственная  собственность и управление ею;

- установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области экономического, экологического, социального, культурного развития  Российской Федерации;

- установление правовых  основ единого рынка;

- финансовое, валютное, кредитное,  таможенное регулирование, денежная  эмиссия, основы ценовой политики;

- федеральные экономические  службы, включая федеральные банки;

- федеральный бюджет;

- федеральные налоги и  сборы;

- федеральные фонды регионального  развития;

- федеральные энергетические  системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся  материалы;

- федеральный транспорт,  пути сообщения, информация и  связь;

- деятельность в космосе;

- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая  система  и исчисление времени;

- геодезия и картография;

- наименования географических  объектов;

- официальный статистический  и бухгалтерский учет;

3) в области внешних  функций государства, обеспечения  государственного суверенитета:                                      

- внешняя политика и  международные отношения Российской  Федерации, международные договоры  Российской федерации;

- вопросы войны и мира;

- внешнеэкономические отношения  Российской федерации;

- оборона и безопасность;

- оборонное производство:

- определение порядка  продажи и покупки оружия, боеприпасов,  военной техники и другого  военного имущества;

- производство ядовитых  веществ, наркотических средств  и порядок их использования;

- определение статуса  и защита государственной границы,  территориального моря, воздушного  пространства, исключительной экономической  зоны и континентального шельфа  Российской Федерации.

По предметам ведения  Российской Федерации принимаются  федеральные  конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться:

1) в области государственного  строительства: 

-обеспечение соответствия  конституций и законов республик,  уставов, законов и иных нормативных  правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных  округов Конституции РФ и федеральным  законам;

- зашита прав и свобод  человека и гражданина; — зашита  прав национальных меньшинств;

- защита исконной среды  обитания и традиционного образа  жизни малочисленных этнических  общностей;

- установление общих принципов  организации системы органов  государственной власти и органов  местного самоуправления;

- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

- режим пограничных зон;

- административное, административно-процессуальное  законодательство;

- кадры судебных и правоохранительных  органов;

- адвокатура, нотариат;

- координация международных  и внешнеэкономических связей  субъектов Федерации, выполнение  международных договоров Российской  Федерации; 

2) в экономической, социальной, культурной областях: 

- вопросы владения, пользования  и распоряжения землей, недрами,  водными и другими природными  ресурсами;

- разграничение государственной  собственности;

- природопользование, охрана  окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности, особо  охраняемые природные территории;

- охрана памятников истории  и культуры;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической  культуры и спорта;

- координация вопросов  здравоохранения;

- защита семьи, материнства,  отцовства и детства;

- социальная зашита, включая  социальное обеспечение;

- осуществление мер по  борьбе с катастрофами, стихийными  бедствиями, эпидемиями, ликвидация  их последствий;

- установление общих принципов  налогообложения и сборов в  Российской Федерации;

     - трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное  законодательство, законодательство  о недрах, об охране окружающей  среды.

Законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам, принятым по предметам  ведения Российской Федерации и  предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в  Российской Федерации, действует федеральный  закон.

По предметам совместного  ведения Российской Федерации и  ее субъектов издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует  закон субъекта РФ (на соответствующей  территории).

Порядок принятия федеральных  законов по предметам совместного  ведения, а также основные принципы и порядок разграничения предметов  ведения и полномочий при заключении договоров и соглашений между  федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Федерации устанавливается  Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации».

 

32. Конституционно-правовой  статус субъектов Российской  Федерации, их виды

Согласно Конституции  РФ субъектами Российской Федерации  являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область  и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется  следующими основными для всех видов  субъектов Российской Федерации  моментами:

1) в соответствии со  ст. 5 Конституции РФ республика  имеет свою конституцию и свое  законодательство, а край, область,  город федерального значения, автономная  область, автономный округ имеет  свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской  Федерации закрепляют основы  конституционного строя, основы  правового статуса личности, государственное  устройство, избирательную систему,  систему органов государственной  власти субъекта Российской Федерации,  порядок изменения конституций  (уставов) субъектов Российской  Федерации;

2) каждый субъект Российской  Федерации имеет свою территорию  в пределах границ субъекта  Российской Федерации. Границы  между субъектами Российской  Федерации могут быть изменены  с их взаимного согласия. Государственная  власть субъекта Российской Федерации  распространяется только на его  территорию;

3) субъект Российской  Федерации имеет свою систему  органов государственной власти. Система органов государственной  власти субъекта Российской Федерации,  согласно ст. 77 РФ, устанавливается  субъектом Российской Федерации  самостоятельно в соответствии  с основами конституционного  строя Российской Федерации и  общими принципами организации  представительных и исполнительных  органов государственной власти, установленными федеральным законом.  Такой федеральный закон еще  не принят, и поэтому субъекты  Российской Федерации в настоящее  время должны руководствоваться  основами конституционного строя  Российской Федерации, которые  закрепляют такие общие принципы  организации органов государственной  власти, как разделение властей,  отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) каждый субъект Российской  Федерации праве иметь свою  символику флаг, герб, гимн, а также  столицу (центр) субъекта Российской  Федерации.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным  конституционным законом (такой  закон еще не принят).

В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются  по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также  по особенностям конституционно-правового  статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

1) республики. Конституция  РФ называет республики государствами.  Республики вправе иметь свои  конституции, свое гражданство,  а также свои государственные  языки. Республики образованы  по национальному признаку и  имеют название в соответствии  с названием титульной национальности, проживающей на территории данной  республики. Численность лиц титульной  национальности превышает половину  населения в четырех республиках  (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет  относительное большинство в  трех республиках (Кабардино-Балкарская  Республика, Республика Калмыкия, Республика  Татарстан), в остальных республиках  численность лиц титульной национальности  составляет меньшинство по сравнению  с лицами иной национальности. 

2) края, области,   города  федерального значения. Данные субъекты  Российской Федерации вправе  иметь свои уставы, устанавливающие  наряду с Конституцией РФ их  правовой статус.

Определенные особенности  имеет статус Москвы, которая в  соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции  РФ РФ является столицей Российской Федерации. Статус Москвы определяется Законом  РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы  Российской Федерации». Статус столицы  выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы государственной власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов  Федерации и иностранных государств услуге;

3) автономная область,  автономные округа.  Автономные  образования образованы, как и  республики, по национальному принципу  и имеют в наименовании субъекта  Российской Федерации наименование  титульной национальности. В отличие  от республик автономные образования  не имеют своих конституций  (только уставы), своего гражданства,  государственного языка. В соответствии  с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по  представлению законодательных  и исполнительных органов автономной  области, автономного округа может  быть принят федеральный закон  об автономной области, автономном  округе.

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ