Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
Избранный Президент РФ вступает
в должность на тридцатый день
со дня официального объявления Центральной
избирательной комиссией о
51. Парламентские слушания — организационная форма обсуждения парламентом особо значимых вопросов внешней и внутренней политики государства с привлечением должностных лиц, экспертов и общественности. Предметом парламентских слушаний могут быть законопроекты и их концепции, международные договоры, подлежащие ратификации, проект бюджета и отчёт о его исполнении, а также иные вопросы общественной значимости, находящиеся в ведении парламента.
Парламентские слушания могут быть открытыми или закрытыми. На открытые слушания допускаются представители общественности и журналисты. Доступ на закрытые слушания имеют лишь депутаты парламента и должностные лица государства, в ведении которых находится предмет обсуждения. На закрытых слушаниях обсуждаются вопросы, составляющие государственную или другую тайну, охраняемую законом, но причиной закрытости слушаний может быть и иной конфиденциальный характер проблемы.
Организуются слушания, как правило, ответственным парламентским комитетом или комиссией, но возможны и межкомитетские слушания. Процедура их назначения и проведения, равно как и сам ход слушаний, определяется, как правило, парламентским регламентом. По итогам слушаний могут быть приняты мотивированные заключения и рекомендации.
Парламентские слушания могут
рассматриваться, с одной стороны,
как форма общественного
Приглашения на парламентские
слушания организаторы могут отправить
авторитетным в обсуждаемой области
исследователям, экспертам, общественным
движениям, разрабатывающим проблематику,
касающуюся предмета слушаний. Возможно
участие общественных деятелей и
организаций по поданной ими предварительной
заявке. Участие в парламентских
слушаниях многими из них воспринимается
как возможность публично заявить
о своих взглядах, изложить свою
точку зрения на самом высоком
уровне, донести её до государственной
власти. Однако возможно и обратное
отношение. В ряде стран не явившееся
по приглашению на слушания лицо может
быть, по решению проводящего слушания
комитета, вызвано на них повесткой,
однако такие меры принимаются, как
правило, при проведении слушаний, связанных
с парламентским
В России парламентские слушания установлены частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации в соответствии с которой, Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Парламентские слушания в Совете Федерации проводятся по инициативе Председателя Совета Федерации, его заместителя, комитетов палаты в пределах их полномочий или группы членов палаты численностью не менее 10 человек.
Парламентские слушания в Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе.
Так, в парламентских слушаниях
по проблемам реформы местного самоуправления
в Российской Федерации, состоявшихся
в Государственной Думе 14–16 марта
1991 г. по инициативе Комитета по вопросам
местного самоуправления, приняли участие
представители органов и союзов
местного самоуправления, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации,
федеральных министерств и
Предметом рассмотрения стал практически весь круг проблем реформы местного самоуправления, которые требуется решить на основе действующей Конституции Российской Федерации.
Конструктивный разговор,
состоявшийся на парламентских слушаниях,
определил место и значение местного
самоуправления в демократическом
обществе, обнаружив глубину и
спорность нерешенных проблем. Слушания
еще раз показали отстраненность
от проблем реформы местного самоуправления
многих федеральных и региональных
органов государственной
Комитет по вопросам местного самоуправления принял к сведению оценки, рекомендации и предложения участников слушаний и выразил намерение учесть эти оценки, рекомендации и предложения при разработке законов о местном самоуправлении.
Информация по итогам слушаний была направлена в комитеты палат Федерального Собрания, Администрацию Президента, Правительство России, федеральные министерства и ведомства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы и союзы местного самоуправления.
Парламентские слушания, как
правило, открыты для представителей
средств массовой информации и общественности.
Совет Государственной Думы по предложению
комитета, комиссии палаты, организующих
проведение парламентских слушаний,
может принять решение о
Согласно Регламенту Совета
Федерации, его члены, а также
полномочный представитель
Представители средств массовой информации и общественности на закрытые парламентские слушания не допускаются.
Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем слово предоставляется представителю комитета, комиссии для заявления по обсуждаемому вопросу, после чего слово для выступления предоставляется приглашенным лицам и участвующим в слушаниях депутатам.
Продолжительность парламентских слушаний определяет комитет, комиссия палаты, исходя из характера обсуждаемых вопросов.
После выступлений на парламентских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы депутатов (членов) палаты и других присутствующих и ответы на них.
По результатам парламентских слушаний, проводимых в Совете Федерации, могут быть приняты мотивированное заключение по обсуждаемому вопросу, рекомендации и иные документы путем одобрения большинством членов Совета Федерации, принявших в них участие.
В Регламенте Государственной Думы установлено, что парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу путем одобрения их большинством принявших участие в слушаниях депутатов ГД.
Рекомендации открытых парламентских слушаний могут публиковаться в печати. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатов (членов) соответствующих палат и представителей государственных органов, которые принимают участие в этих парламентских слушаниях.
1 Авторы не проводят юридического различия между субъективным правом и свободой. Вместе с тем в литературе имеют место и другие точки зрения. Так, по мнению ЛЛ. Воеводина, «основные права свидетельствуют о возможности получения каких-то социальных благ, то есть «право на»... получение чего-то. Свобода - это возможность избежать человеку воздействия со стороны государства. Свобода характеризуется независимостью от государства. Свобода от... цензуры, например» / Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М., 1997. С. 134.
Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ