Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной  избирательной комиссией о результатах  выборов. При вступлении в должность  Президент РФ приносит присягу, текст  которой содержится в ст. 82 Конституции  РФ. Присяга приносится в торжественной  обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной  Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. С момента  принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий.

 

 

 

51. Парламентские  слушания — организационная форма обсуждения парламентом особо значимых вопросов внешней и внутренней политики государства с привлечением должностных лиц, экспертов и общественности. Предметом парламентских слушаний могут быть законопроекты и их концепции, международные договоры, подлежащие ратификации, проект бюджета и отчёт о его исполнении, а также иные вопросы общественной значимости, находящиеся в ведении парламента.

Парламентские слушания могут  быть открытыми или закрытыми. На открытые слушания допускаются представители  общественности и журналисты. Доступ на закрытые слушания имеют лишь депутаты парламента и должностные лица государства, в ведении которых находится предмет обсуждения. На закрытых слушаниях обсуждаются вопросы, составляющие государственную или другую тайну, охраняемую законом, но причиной закрытости слушаний может быть и иной конфиденциальный характер проблемы.

Организуются слушания, как  правило, ответственным парламентским  комитетом или комиссией, но возможны и межкомитетские слушания. Процедура  их назначения и проведения, равно  как и сам ход слушаний, определяется, как правило, парламентским регламентом. По итогам слушаний могут быть приняты  мотивированные заключения и рекомендации.

Парламентские слушания могут  рассматриваться, с одной стороны, как форма общественного обсуждения и общественного участия в  законодательном процессе, с другой стороны, как сбор сведений парламентом  на ранних стадиях разработки законопроекта. Второй подход особенно распространён  на парламентских слушаниях в  Конгрессе США.

Приглашения на парламентские  слушания организаторы могут отправить  авторитетным в обсуждаемой области  исследователям, экспертам, общественным движениям, разрабатывающим проблематику, касающуюся предмета слушаний. Возможно участие общественных деятелей и  организаций по поданной ими предварительной  заявке. Участие в парламентских  слушаниях многими из них воспринимается как возможность публично заявить  о своих взглядах, изложить свою точку зрения на самом высоком  уровне, донести её до государственной  власти. Однако возможно и обратное отношение. В ряде стран не явившееся  по приглашению на слушания лицо может  быть, по решению проводящего слушания комитета, вызвано на них повесткой, однако такие меры принимаются, как  правило, при проведении слушаний, связанных  с парламентским расследованием.

В России парламентские слушания установлены частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации в соответствии с которой, Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Парламентские слушания в Совете Федерации проводятся по инициативе Председателя Совета Федерации, его заместителя, комитетов палаты в пределах их полномочий или группы членов палаты численностью не менее 10 человек.

Парламентские слушания в  Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной  Думы, ее комитетов и комиссий, депутатских  объединений в Государственной  Думе.

 

Так, в парламентских слушаниях  по проблемам реформы местного самоуправления в Российской Федерации, состоявшихся в Государственной Думе 14–16 марта 1991 г. по инициативе Комитета по вопросам местного самоуправления, приняли участие  представители органов и союзов местного самоуправления, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, Администрации Президента Российской Федерации, судебных органов, Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации, научных и учебных  учреждений.

Предметом рассмотрения стал практически весь круг проблем реформы  местного самоуправления, которые требуется  решить на основе действующей Конституции  Российской Федерации.

Конструктивный разговор, состоявшийся на парламентских слушаниях, определил место и значение местного самоуправления в демократическом  обществе, обнаружив глубину и  спорность нерешенных проблем. Слушания еще раз показали отстраненность от проблем реформы местного самоуправления многих федеральных и региональных органов государственной власти, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Комитет по вопросам местного самоуправления принял к сведению оценки, рекомендации и предложения участников слушаний и выразил намерение  учесть эти оценки, рекомендации и  предложения при разработке законов  о местном самоуправлении.

Информация по итогам слушаний была направлена в комитеты палат  Федерального Собрания, Администрацию  Президента, Правительство России, федеральные министерства и ведомства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы и союзы местного самоуправления.

Парламентские слушания, как  правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Совет Государственной Думы по предложению  комитета, комиссии палаты, организующих проведение парламентских слушаний, может принять решение о проведении закрытых парламентских слушаний. В  Совете Федерации этот вопрос решают сами комитеты и комиссии, организующие проведение парламентских слушаний. На закрытых парламентских слушаниях  обсуждаются вопросы конфиденциального  характера, а также затрагивающие  сведения, составляющие государственную  и иную охраняемую законом тайну.

Согласно Регламенту Совета Федерации, его члены, а также  полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации  вправе участвовать как в открытых, так и в закрытых парламентских  слушаниях. Регламент Государственной  Думы предоставляет такое право  Президенту Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной  Думе, Председателю Совета Федерации, членам Совета Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, полномочному представителю Правительства  в Государственной Думе, членам Правительства, членам Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председателю Счетной палаты, его заместителям и аудиторам  Счетной палаты, Уполномоченному  по правам человека, Генеральному прокурору  Российской Федерации, Председателю Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации.

Представители средств массовой информации и общественности на закрытые парламентские слушания не допускаются.

Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе  приглашенных лиц. Затем слово предоставляется  представителю комитета, комиссии для  заявления по обсуждаемому вопросу, после чего слово для выступления предоставляется приглашенным лицам и участвующим в слушаниях депутатам.

Продолжительность парламентских  слушаний определяет комитет, комиссия палаты, исходя из характера обсуждаемых  вопросов.

После выступлений на парламентских  слушаниях приглашенных лиц следуют  вопросы депутатов (членов) палаты и  других присутствующих и ответы на них.

По результатам парламентских  слушаний, проводимых в Совете Федерации, могут быть приняты мотивированное заключение по обсуждаемому вопросу, рекомендации и иные документы путем одобрения  большинством членов Совета Федерации, принявших в них участие.

В Регламенте Государственной  Думы установлено, что парламентские  слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу путем одобрения их большинством принявших участие в слушаниях депутатов ГД.

Рекомендации открытых парламентских  слушаний могут публиковаться в  печати. Материалы закрытых парламентских  слушаний предназначаются только для  депутатов (членов) соответствующих  палат и представителей государственных  органов, которые принимают участие в этих парламентских слушаниях.

1 Авторы не проводят юридического различия между субъективным правом и свободой. Вместе с тем в литературе имеют место и другие точки зрения. Так, по мнению ЛЛ. Воеводина, «основные права свидетельствуют о возможности получения каких-то социальных благ, то есть «право на»... получение чего-то. Свобода - это возможность избежать человеку воздействия со стороны государства. Свобода характеризуется независимостью от государства. Свобода от... цензуры, например» / Юридический статус личности  в  России: Учебное пособие. М., 1997. С. 134.


Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ