Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
На Конституционном совещании
обсуждался проект Конституции, внесенный
Президентом Российской Федерации.
Одновременно рассматривались многочисленные
замечания и предложения
Конституция Российской Федерации
была принята всенародным
Референдум стад принципиально
новым способом принятия Конституции
в истории России. Слова в самом
начале Преамбулы и в самом
ее конце вполне отразили результаты
всенародного голосования: «Мы, многонациональный
народ Российской Федерации, соединенные
общей судьбой на своей земле...
принимаем КОНСТИТУЦИЮ
Структура и содержание Конституции Российской Федерации.
По структуре Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав, и «Заключительных и переходных положений», являющихся вторым разделом.
Новая российская Конституция восприняла структуру, характерную для многих новейших конституций. Первая ее глава устанавливает основы конституционного строя России, составляющие совокупность принципов, основных ее положений, являющихся первичной нормативной базой как для остальных положений конституции, так и для всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов. Нормы первой главы закрепляют принципы народовластия, верховенства права, государственный суверенитет Российской Федерации, признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, идеологический и политический плюрализм, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления и др.
Российская Федерация
определяется в Конституции как
демократическое федеративное правовое
государство с республиканской
формой правления (ч. 1 ст. 1). Демократический
характер государства раскрывается, прежде
всего, в положении о том, что единственным
источником власти в России является ее
многонациональный народ и сам народ эту
власть и осуществляет как непосредственно,
так и через органы государственной власти
и органы местного самоуправления. Характеристика
российского государства в качестве федеративного
указывает на форму его территориально-
В главе «Основы конституционного строя» утверждается принцип разделения власти. Единство всей системы государственной власти предполагает ее осуществление на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Реализуя принцип разделения власти, государственные органы разных ее ветвей осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Этот принцип означает, что ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него конституцией.
Глава о правах и свободах человека и гражданина следует в новой российской Конституции сразу же вслед за главой об основах конституционного строя. Место этой главы в Конституции свидетельствует о том значении этой проблемы, которое придается ей в нашей стране. Правовое положение человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. В Конституцию включены все права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных актах. При этом Конституция РФ исходит из их естественного и неотчуждаемого характера: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17). Права и свободы признаются Конституцией непосредственно действующими. Это значит, что если человек руководствуется ими, то его поведение является правомерным. Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Важно подчеркнуть и закрепленный Конституцией принцип полноты прав и свобод граждан Российской Федерации. Каждый гражданин России обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности.
Третья глава Конституции
закрепляет федеративное устройство страны.
Место этой главы в Конституции
определяется тем, что российское государство
по форме своего территориального устройства
— не простое, унитарное, а союзное,
состоящее из государств (республик)
и государствоподобных
Статьи четвертой, пятой, шестой и седьмой глав Конституции ус-4х органов государственной власти, уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную — Правительство, судебную — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех ветвей государственной власти, а призван «обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).
Первый раздел Конституции завершается главой девятой, регулирующей порядок внесения конституционных поправок и пересмотр Конституции.
Заключительные и переходные
положения в Конституции
Седьмая—девятая части второго
раздела Конституции Российской
Федерации устанавливают
Юридические свойства Конституции Российской Федерации.
Верховенство Конституции закреплено впервые в конституционном законодательстве нашей страны (ч. 2 ст. 4). Оно означает, прежде всего, — утверждение нового конституционного строя, правового государства. Признание верховенства Конституции означает также подчинение государства Конституции.
Верховенство Конституции
имеет и другой аспект. Оно актуально
в контексте провозглашения России
федеративным государством и вытекает
из того, что суверенитет Российской
Федерации распространяется на всю
ее территорию. Верховенство федеральной
Конституции обеспечивает единство,
согласованность и стабильность
всей ее правовой системы. В-этом смысле
верховенство предполагает также юридически
строгое разграничение
Верховенство Конституции Российской Федерации в правовой системе всей страны и ее высшая юридическая сила обеспечиваются механизмом ее реализации и охраны.
Конституция Российской Федерации является нормативным актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих конституциях России не было. Она означает, что новая Конституция Российской Федерации не декларативный и пропагандистский документ, а правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и в других государственных органах. '
' Верховный Суд Российской
Федерации в своем
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы и обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо иной
нормативный правовой акт, принятый
субъектом Российской Федерации
по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов
Федерации, противоречит Конституции
Российской Федерации, а федеральный
закон, который должен регулировать
рассматриваемые судом
Однако это совсем не означает,
что положения Конституции не
нуждаются в конкретизации
Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик и уставов других субъектов Федерации. Каждая республика (их в составе Российской Федерации 21) имеет свою конституцию, что вытекает из ее статуса как государства. Другие субъекты Федерации — края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа имеют уставы, которые по форме, структуре и содержанию являются фактически конституционными .актами.
Конституция РФ, в отличие от советских конституций, не указывает на необходимость соответствия Конституции Российской Федерации как конституций республик, так и уставов других субъектов Федерации. Субъектам Федерации обеспечивается широкая самостоятельность самим определять пределы конституционного и уставного регулирования. Они практически самостоятельно решают вопросы о системе своих органов государственной власти, их названии, структуре, компетенции, о наличии главы субъекта Федерации ( в республиках — президента, в краях и областях — губернатора и т. д.) и его компетенции, определяют взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти, систему органов местного самоуправления. В Конституции РФ отмечается лишь, что обеспечение такого соответствия находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации (п. «а» ст. 72). Важно, однако, обратить внимание на то, что указание в Конституции РФ на «совместное ведение» не определяет, какие вопросы в этой сфере правомочны решать Федерация, а что — ее субъекты. Поэтому при определении меры участия Федерации в решении вопросов о соответствии федеральной Конституции конституций республик и уставов других субъектов Федерации необходимо иметь в виду другие положения Конституции РФ.
Прежде всего положения
конституций и уставов не могут
противоречить основам
Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ