Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа
История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Стратегия строительства демократического правового социального государства как осознанная система действий государственных и общественных институтов, направленных на достижение национальных целей, может и должна включать следующие элементы:
- цели и задачи долгосрочной,
среднесрочной и краткосрочной
стратегии развития
- систему общественных
и государственных институтов, призванных
обеспечить формирование и
- принципы, методы, технологии
и правовые механизмы
- экономические и кадровые
ресурсы реализации стратегии
строительства
- пути формирования институтов
гражданского общества и
- время и этапы реализации
стратегии строительства
- ограничения, связанные
с реализацией стратегии
- систему показателей,
характеризующих ход
Очевидно, что если органы
государственной власти не планируют
развития государства в долгосрочной
перспективе, то развитие страны становится
хаотическим процессом, а государственное
управление превращается в реагирование
на изменение внутренних и внешних
факторов, субъектом управления становится
не народ и государственный
Постановка целей в политике органов государственной власти имеет первостепенное значение. Причем цели государственного управления неразрывно связаны с целями политики. "Цель политики, - как справедливо отмечает М.Н. Марченко, - состоит в том, чтобы утвердить рациональное (разумное) в отношениях между людьми или субъектами в рамках общества. Из вышеуказанной цели вытекают и функции политики: 1) поддержание и укрепление целостности общества как сложнодифференцированной системы, обеспечение общественного порядка и организованности; 2) уменьшение опасности ненужных столкновений между людьми в обществе; 3) разработка целей всего общества и составляющих его субъектов, организация и мобилизация ресурсов на их достижение; 4) обеспечение рационального отношения к добыче, сбережению материальных и духовных ценностей с тем, чтобы они способствовали утверждению столь же рациональных отношений между людьми (техническая, экологическая, культурная и др. политика); 5) обеспечение предвидения будущего и рациональных путей его обеспечения"50.
Вполне очевидно, что в
новой Конституции России строительство
демократического правового социального
государства целесообразно
Преамбула Конституции Венгрии
утвердила цель, к которой стремится
нация, - переход к правовому
С сожалением приходится констатировать, что построение демократического правового социального государства не закреплено в качестве стратегической цели российского народа. Хотя есть специалисты, которые считают обратное. В частности, П.К. Гончаров указывает на то, что Россия только поставила перед собой цель стать социально-правовым государством52. На взгляд Н.В. Кротковой, "как минимум с 1993 г., с момента принятия Конституции РФ, официально заявлена цель - построение правового демократического государства"53.
Однако между словами "есть" и "цель" имеется существенное различие. В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля слово "есть" означает быть, уже иметься в наличии 54. Что касается слова "цель", то под ним подразумевается идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Как известно, прежде чем приступить к действию, человек ставит или должен ставить перед собой какую-либо цель. Цель, будучи проектом деятельности, выступает как один из способов организации различных действий и операций в некую последовательность и систему, которые направлены на реализацию человеком цели55.
Обращает на себя внимание
то обстоятельство, что в научной
литературе понятие цели трактуется
неоднозначно. Например, как желаемое
будущее состояние; как идеальное
представление желаемого
В контексте настоящей статьи термин "цель" рассматривается как желаемое состояние государства, выраженное в количественных и качественных показателях, имеющее срок достижения, ответственных исполнителей и ограничения по ресурсам, достижение которого обеспечит решение ряда политико-правовых, социально-экономических и культурно-духовных проблем.
Представляется, что стратегия
строительства демократического правового
социального государства должна
быть направлена на достижение следующей
системы целей: занятие Россией
лидирующих позиций в мировом
сообществе; доверие большинства
народа к институтам государства; всеобщая
занятость населения; зарплата лиц
наемного труда согласно международным
стандартам и обеспечивающая развитие
личности; бесплатное и качественное
образование и медицинское
В процессе реализации стратегии строительства демократического правового социального государства прежде всего требуется создание необходимых ему государственно-правовых институтов. К. Поппер справедливо утверждает, что "всякая широкомасштабная политика должна быть институциональной, а не личностной" и "всякая демократическая долгосрочная политика должна разрабатываться в рамках безличных институтов"56. Именно государственно-правовые институты в состоянии интегрировать интересы и потребности народа, придать его воле определенную направленность, обозначить целевые установки развития государства.
В системе государственно-
В Основном Законе недвусмысленно должны быть зафиксированы принципы демократического правового социального государства. В противном случае органы государственной власти и граждане будут обречены на неведение относительно стратегических приоритетов развития государства, что отрицательно будет влиять на эффективность их деятельности.
Основными конституционными
принципами стратегии строительства
в России демократического правового
социального государства
В развитие и дополнение
Конституции требуется принятие
других необходимых нормативных
актов, позволяющих формировать
благодатное для достойной
Важным государственно-правовым институтом, необходимым для устойчивого функционирования демократического правового социального государства, является сильный и ответственный перед народом парламент, обладающий представительной, законотворческой и контрольной функциями. Что касается контрольной функции парламента, то, как справедливо отмечает С.А. Авакьян, "парламентский контроль необходим, и он должен быть естественной и неотъемлемой характеристикой парламентаризма в Российской Федерации"58.
В системе общественных институтов,
призванных формировать и обеспечивать
устойчивое функционирование демократического
правового социального
В процессе строительства демократического правового социального государства первостепенное внимание необходимо уделять семье. Как известно, именно в семье осуществляются производство человека и вся его частная жизнь. Нельзя не согласиться с О.Е. Кутафиным в том, что "семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под защитой и общества, и государства как в правовом, так и в социальном плане. Именно поэтому социальное государство в тех случаях, когда работающие в семье не могут заработать для удовлетворения ее определенных потребностей, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ, включающих продовольствие, жилье и т.д."59.
Активная демографическая политика государства призвана в первую очередь остановить экономическое и духовное разрушение семьи. Деградация семьи проявляется в высоком удельном весе разводов, так называемых гражданских браков, низком уровне и качестве деторождения. Но разрушение семьи неизбежно влечет разрушение отечественного государства. Поэтому в известном смысле модернизация Российского государства должна начинаться с укрепления семейных отношений.
В процессе реализации стратегии
строительства демократического правового
государства большое значение необходимо
придать созидательному и высокооплачиваемому
труду. Давно известно, что национальное
богатство государства
Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации