Правовое государство, теория и практика реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

правовое государство.docx

— 168.95 Кб (Скачать файл)

- найти оптимальные способы  его участия в экономических  процессах;

- создать действующие механизмы  обеспечения и защиты прав  и свобод каждого человека, независимо  от национальности, веры, социального  положения;

В качестве приоритетов правовой реформы необходимо выделить:

- создание эффективных  правовых механизмов, гарантирующих  права и свободы человека и  гражданина. Сегодня наиболее актуальны  в этой сфере Жилищный кодекс, Кодекс законов о труде, Закон  о публичных мероприятиях, изменения  в Законе о защите прав потребителей, законы о государственном социальном  страховании, о прожиточном минимуме, о разрешении коллективных трудовых  споров;

- развитие правовых основ  рыночной экономики (принятие  в первую очередь нового Гражданского  кодекса);

- совершенствование процессуального,  уголовного, административного и  других отраслей законодательства, направленное на обеспечение  прав личности и общества, их  защиту от организованной преступности, коррупции, иных криминальных  проявлений.

Особого внимания требуют  те отрасли права, которые только начинают развиваться или пока отсутствуют. Это банковское право, вексельное право, налоговое право, право корпоративного управления, информационное право, компьютерное право и т.д.

Правовая реформа должна базироваться на принципах:

- системности нового законодательства (принятие пакетов законодательных  актов, исключение повторных актов  и правовых пробелов и т.д.);

- правовой экономии (принятие  меньшего числа нормативных актов,  использование методов кодификации  правовых актов и т.д.);

- единства правовой системы  (установление четкой иерархии  правовых актов как на федеральном уровне, так и в системе взаимоотношений с субъектами Федерации).

В сегодняшней России институты  судебной власти фрагментарны, их юрисдикция еще не распространяется на все правовые отношения, законодательная база правосудия во многом устарела и страдает неполнотой.

Перед федеральной властью встает, таким образом, насущная задача - как  можно скорее завершить судебную реформу. Ее цель - формирование эффективного правосудия, действующего на строгих  правовых и демократических началах.

Реформа правосудия должна обеспечить:

- универсальность судебной защиты (возможность защиты от любых  проявлений произвола и насилия);

- доступность правосудия;

- оперативность судебной защиты  прав и законных интересов;

- безусловность исполнения судебных  решений.

Следует найти законодательные  решения ряда вопросов, связанных  с борьбой против организованной преступности и коррупции, среди  которых:

- усиление уголовной и иной  юридической ответственности всех  лиц, участвующих в организованных  преступных группах, в особенности  их организаторов;

- расширение доказательственной  базы;

- защита участников уголовного  процесса;

- меры, препятствующие "отмыванию"  денег, добытых противоправным  путем;

- меры, препятствующие проникновению  организованной преступности в  государственный аппарат.

 

Должна быть разработана принципиально  новая система предупреждения правонарушений и безнадзорности среди детей, подростков и молодежи, создана сеть государственных  и общественных организаций по социальной защите и коррекции поведения  этой категории населения.

Необходим комплекс мер по оказанию социальной помощи людям, оставшимся без  постоянного дохода, без средств к существованию. Нужен законодательный акт, четко регулирующий меры по социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.

С целью нормативного обеспечения  прав человека в ближайшие два  года необходимо:

- разработать и принять законы, прямо предусмотренные Конституцией;

- усовершенствовать действующие  федеральные законы;

- разработать и принять нормативные  акты, устанавливающие механизм  реализации федеральных законов;

- привести правовые акты Российской  Федерации и субъектов Федерации  в области прав человека в  соответствие с Российской Конституцией.

Стабилизировать и улучшить положение в сфере здравоохранения призвана реформа системы медицинской помощи. Ее цель - удовлетворение потребностей населения в качественной доступной медицинской и лекарственной помощи, создание условий, способствующих здоровой, активной и продолжительной жизни.

В первую очередь реформа должна предусматривать:

- структурную перестройку отрасли  и переход к обязательному  медицинскому страхованию всех  граждан России;

- поддержку государственной и  муниципальной систем здравоохранения.

Государство должно оказывать поддержку  общественным организациям в форме:

- субсидий, предоставляемых на  конкурсной основе;

- наделения правом пользования  государственным имуществом;

- предоставления налоговых льгот,  полного или частичного освобождения  от платы за услуги государственных  предприятий.

Оказывая помощь, государство должно иметь право контроля за использованием предоставляемых финансовых и иных средств.

Такой механизм должен найти воплощение в законах об общественных организациях (о свободе ассоциаций), о профессиональных союзах, законе о некоммерческих организациях, о благотворительных фондах и  благотворительной деятельности.

Время борьбы регионов с "центром" за свои права уходит в историю. Конституция предоставила всем регионам России широкие права. Те региональные политики, которые все еще требуют полномочий, ломятся сквозь стену рядом с открытой дверью. Главная проблема в том, чтобы скорее приступить к реальному освоению своих прав.

Широкая передача властных полномочий в регионы вовсе не означает, что  федеральные власти устраняются от какого бы то ни было воздействия на региональную жизнь российского общества. Напротив, в новых условиях возрастает необходимость разработки и проведения в жизнь новой региональной стратегии российского государства.

Такая задача была поставлена Президентом  еще в апреле прошлого года, однако до преодоления конституционного кризиса  ее решение было затруднено.

Основные принципы и цели региональной стратегии состоят в следующем:

- преодоление резких различий  между районами по уровню жизни,  по условиям развития;

- развитие межрегионального сотрудничества  и максимальное использование  потенциала разнообразия регионов;

- использование стимулирующих  и регулирующих методов, отказ  от администрирования;

- благополучие граждан;

- переход от узкоэкономических к более широким - общественным и социальным - целям;

- обеспечение территориальной  справедливости (ни один регион  не должен получать каких-либо  неоправданных привилегий).

Усилия государства следует  сосредоточить на следующих основных направлениях:

- стабилизация уровня жизни  населения;

- расширение мотиваций для трудовой  и предпринимательской деятельности  экономически активных граждан;

- адресная поддержка наименее  защищенных социальных слоев;

- более равномерное распределение  бремени экономического кризиса  между различными группами населения.

В современных условиях экономическую  политику надо строить так, чтобы  достигались две стратегические цели:

- продолжение реформы, изменение  самой конструкции экономической  системы;

- снижение цены реформы, т.е.  борьба с инфляцией, структурным  кризисом, бедностью, несправедливым  неравенством, вынужденной безработицей.

Развитие современного общества настоятельно и все сильнее требует самостоятельности  мышления и способности принимать  решения. Современная массовая школа  не ориентирована на формирование этих качеств личности.

Решение образовательных задач  невозможно без совершенствования  управления системой образования. Особо  следует выделить:

- реализацию федеральной программы  развития образования;

- разграничение компетенции органов  управления образованием различных  уровней;

- переход на государственно-общественные  формы управления;

- применение гибких механизмов  управления, предусматривающих аттестацию  работников образования, образовательных  учреждений, лицензирование образовательной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 21.01.2009. N 7
  2. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах" // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.
  3. Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. N 21-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Российская газета. N 4851. 18.02.2009 // СПС Консультант плюс

Специальная литература

 

  1. Абакумов, С.А. От Гражданского форума до создания Общественной палаты РФ (2001 - 2005) / С.А Абакумов. М., 2005. 256c.
  2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 315.
  3. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 8. С. 7.
  4. Автономов, А.С. Конституционные основы взаимодействия общества и государства / А.С. Автономов // Межсекторные взаимодействия (методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры): Альманах / Под общ. ред. Н.Л. Хананашвили. М.: Рос. благотворительный фонд НАН, 2002. 254c.
  5. Аганбегян А.Г. Экономические реформы в России // Экономика и управление. 2005. N 2. С. 13.
  6. Александров Н.Г. Сущность права. М., 1950. С. 41.
  7. Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М., 2005. С. 694.
  8. Баренбойм П.Д. концепция Зорькина – Танчева О соотношении современных доктрин верховенства права и правового государства // СПС Консультант плюс
  9. Брусалинская Г.С. Гражданское общество как основа правового государства в странах молодой демократии // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 12. С. 11 - 16.
  10. Бусова Н.А. Модернизация, рациональность и право. Харьков: Изд-во "Прометей-Пресс", 2004. С. 290.
  11. Венгеров, А.Б. Государство и право, учебное издание / А.Б. Венгеров. М. 2005. 406c.
  12. Вышкварцев В.В. Правовое государство в трудах советских юристов 20 - 30-х годов XX века // Российский юридический журнал. 2012. N 2. С. 46 - 51.
  13. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 228.
  14. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. N 2. С. 28.
  15. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 2000. Т. 1. С. 522 - 523.
  16. Добрынин Н.М. Конституционализм и правовое государство: теория и практика взаимосвязи // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 3. С. 2 - 7.
  17. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. М., 2008. -345c.
  18. Ефремов И.А. Что нужно для того, чтобы Россия стала правовым государством // Законодательство и экономика. 2012. N 2. С. 5 - 8.
  19. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М.: Центрполиграф, 1994. С. 186.
  20. Зорькин В. Верховенство права и конституционное правосудие // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 33.
  21. Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. 2004. N 6. С. 14.
  22. История политических и правовых учений / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1983. С. 346 - 348.
  23. Кистяковский Б.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912. С. 261.
  24. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 157.
  25. Конституции стран Европейского союза. М., 1999. С. 370.
  26. Коэн Джин Л., Арато Эндрю. Гражданское общество и политическая теория: Пер. с англ. / Общ. ред. И.И. Мюрберг. М.: Издательство "Весь Мир", 2003. С. 134.
  27. Коэн Джин Л., Арато Эндрю. Там же. С. 293.
  28. Кроткова Н.В. С.А. Котляревский как теоретик правового государства // Государство и право. 2006. N 11. С. 76 - 85.
  29. КутафинО.Е. LEX RUSSICA. 2004. N 2. С. 377.
  30. Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М., 2002. С. 70.
  31. Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. 2002. N 5. С. 101.
  32. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 234.
  33. Марченко М.Н. Проблемы соотношения правового государства и гражданского общества // Гражданское общество и правовое государство. Материалы Международной научно-практической конференции. Т. 1. Барнаул, 2011. С. 5.
  34. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012. N 2. С. 30 - 33.
  35. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов.   М.: Юристъ, 2009. С. 436.
  36. Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. М., 1997. С. 78.
  37. Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М.: Юрист, 1998. С. 65.
  38. Нефедов С.И. Проблемы правовой идеологии в современной России // Гражданское общество и правовое государство. Материалы Международной научно-практической конференции. Т. 1. Барнаул, 2011. С. 92.
  39. Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 59.
  40. Поппер Карл. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 152 - 153.
  41. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии. 1997. N 10. С. 17 - 18.
  42. Руссо Жан-Жак. Трактаты. М., 1968. С. 221.
  43. Станских С.Н. Кому не выгодна история создания российской Конституции // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 5. С. 21.
  44. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под общ. ред. Л.И. Абалкина. М., 2004. С. 12.
  45. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2005. С. 406.
  46. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т.1. Государство. М., -2004.  С.483.
  47. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т.1. Государство.  М., 2004. С. 485.
  48. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т.1. Государство.  М., 2004. С.485 - 486.
  49. Тишков В.А. Этнология и политика. М., 2005. С. 380
  50. Тойнби А. Цивилизация перед судом Истории. М., 1995. С. 157.
  51. Торкунов А. Российская демократия и современное глобальное управление // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. Т. 4. N 1(10). Январь - апрель 2006. С. 22.
  52. Управление организацией: Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 780.
  53. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М., 1999. С. 22.
  54. Хархордин О. Проект Достоевского // Pro et contra. Том 2. 1997. N 4.
  55. Хлопин А. Гражданское общество<span class="endnote_0020text__Char" style=" font-family: 'Times N

Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации