Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа
История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Значительное освещение и
Прямое закрепление идея правового государства нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания - это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм". Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в статьях 20 и 28, провозглашающих, что "Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством" и что "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона". В ст. 1 Конституции России (1993 г.) также отражено, что Россия является "демократическим правовым государством с республиканской формой правления". Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств.
В условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному воспринимать идеи правового государства, также как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным. Теория правового государства в целом, равно как и ее основные положения, всегда отражала общечеловеческие ценности и интересы. Формирование правового государства - сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистического гражданского общества.
Как уже было отмечено, правовое государство невозможно декретировать, его становление предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином и государством, между органами власти, управления и суда, принципиально обновленное взаимодействие между обществом, правом и политикой.
В высокоразвитых странах Запада процесс
формирования правового государства
занял целые столетия. В Англии
начало этого процесса было положено
принятием Билля о правах (1689 г.);
в США - Декларации о независимости
(1776 г.); во Франции - Декларации прав человека
и гражданина (1789 г.). В большей
или меньшей степени успешно
эти процессы были завершены только
к середине XX века. Принято считать,
что сейчас около 20 государств можно
назвать правовыми с
Характерной чертой формирования правового государства в этих странах, несмотря на региональные особенности путей его достижения, явилось следующее. Все они оказывались связанными с подъемом материального и духовного уровня жизни населения, развитием общей, политической и правовой культуры, борьбой трудящихся масс за демократию и незыблемость прав человека, провозглашением примата прав над политической силой.
Прошли не столетия, а тысячелетия, прежде чем эти мысли окончательно овладели умами известных философов, юристов разных стран и стали основой теории правового государства. Если же говорить о России, то становление и развитие права, особенно государства, происходило в условиях постоянных внешних угроз. Именно это, по мнению некоторых авторов, стало побудительным мотивом для России подчиняться неизбежному игу централизации и самодержавия. Без такого централизованного самодержавного правления Россия не смогла бы противостоять Западу и выжить8. Отсюда и жестко централизованная форма правления государством, что, наряду с этническими, религиозными и социокультурными особенностями народов России, их историческим опытом, не могло не сказаться на развитии ее правовой жизни. Только со второй половины XIX века в России начали "пробиваться" некоторые идеи правового государства, которые, как и в любом другом государстве, имели не только свои особенности, но и общие черты, свойственные другим странам.
Историю формирования и развития идей правового государства в России условно можно разделить на три периода: первый этап - со второй половины XIX века и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985 г.; третий - с 1985 г. до настоящего времени9.
Историю формирования и развития идей правового государства в России условно можно разделить на три периода: первый этап - со второй половины XIX века и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985 г.; третий - с 1985 г. до настоящего времени.
В начале первого этапа в обществе были широко распространены и пользовались активной поддержкой, особенно в правящих кругах, идеи, высказанные еще Н. Карамзиным в его известной "Записке о древней и новой России" (1811 г), адресованной Александру I, в которой он решительно выступал против какого бы то ни было законодательного ограничения самодержавия. Россия, писал он, всегда "основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием"10.
Говоря о трудной истории
становления России как правового
государства, нельзя не отметить принятие
первых княжеских и царских судебников
и уложений, некоторые указы Петра
I и Екатерины II, несомненно - проведение
Судебной реформы 1864 г. Согласно ей суд
отделялся от администрации, устанавливалась
состязательность процесса, равенство
сторон перед судом, вводились институты
присяжных заседателей и
На рубеже XIX - XX вв. начали активно формироваться идеи правового государства. В этом значительную роль сыграли научные работы таких известных ученых-юристов, как Г. Елленик, Б. Кистяковский, М. Коркунов, С. Котляровский, С. Муромцев, И. Михайловский, П. Новгородцев, Б. Чичерин, Г. Шершеневич и др.
В начале XX века в юридической литературе сформировалось понятие конституционного государства, под которым по существу понималось, как отмечает Б. Кистяковский, "практическое осуществление идеи правового государства". Эта идея, отмечает он, с давних времен теоретически развивалась в политических учениях, но только в конституционном государстве она нашла в себе практическое выражение.
Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое "в своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется праву". Иными словами, это есть такое государство, "члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права; являются не только подданными, но и гражданами"11.
Одним из важнейших условий нормального функционирования правового государства в этот период считалось не только осуществление на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей. При этом, по мнению некоторых специалистов, признавалась необходимой ответственность исполнительной власти перед представительной, право судебной власти проверять законность правительственных постановлений.
В советский период в истории
России некоторые элементы правового
государства закреплялись как в
конституциях, принятых в разные годы,
так и в текущем
Таким образом, уже в первой российской Конституции, хотя она и была советской, закреплялись основные принципы избирательного права, а большинство предусмотренных политических прав в принципе соответствовало юридической природе правового государства.
Права и свободы личности получили
значительное развитие в Конституции
СССР 1936 г., называемой "сталинской".
Им посвящается отдельная глава,
в которой закрепляются не только
права и свободы, но и гарантии
их обеспечения и механизмы
Отметим, что Конституция СССР 1936 г. в свое время получила высокие оценки многих представителей западных стран. Это потом, спустя годы, отношение к ней изменилось, когда началась идеологическая борьба не только между двумя общественными системами, но и внутри СССР. Тем не менее она действовала более 40 лет.
Идеи правового государства получили значительное распространение и законодательное закрепление в Конституции СССР 1977 г. Об этом свидетельствуют некоторые ее особенности по сравнению с предшествующими конституциями. Это, во-первых, расширение круга вопросов конституционного регулирования. Во-вторых, в отличие от Конституции СССР 1936 г., где о правах и обязанностях граждан говорится лишь в десятой главе, здесь они закрепляются уже во втором разделе. В-третьих, в ней предусмотрены такие новые права, как право на охрану здоровья, право на жилище, право на пользование достижениями культуры, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы и общественные организации об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. В-четвертых, впервые в соответствии со ст. 4 этой Конституции предусматривается принцип законности как один из основных принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц. И наконец, впервые в советском конституционном законодательстве гражданам предоставлялось право обжаловать действия любых должностных лиц в суд.
В последние два десятилетия
советской власти ученые-юристы все
чаще стали рассматривать в своих
работах различные аспекты
События Второй мировой войны прервали дискуссии о правовом государстве. Лишь в 1950 г. известный ученый Н.Г. Александров, исследуя соотношение права и свободы в контексте правоотношений в социалистическом государстве, дал негативную оценку правовому государству. Он писал, что функции государственной власти, основанные на законе и признающие субъективные публичные права граждан, "являются не чем иным, как гнусной фальсификацией"12. Идее правового государства был поставлен окончательный диагноз. Согласно марксистско-ленинскому тезису об отмирании государства и права должны были отмереть и все его модели, кроме одной, "вечной", концепции пролетарского (в дальнейшем - общенародного) государства. Итак, концепция правового государства пребывала в "летаргическом сне" до момента "идеологической оттепели" - до конца 80-х гг. XX в13.
Некоторые из научных трудов того
периода послужили
Отметим, что в действующей Конституции
Российская Федерация впервые
Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации