Шпаргалка по "Конституционному правосудию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:17, шпаргалка

Краткое описание

1.Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, структура.
Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права — это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства.

Вложенные файлы: 1 файл

кое какие ОТВЕТЫ по к правосудию.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)

Конституционный Суд РФ указывал, исходя из содержащихся в обращениях требований заявителей, что он не вправе проверять: соответствие подзаконных актов федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации; соответствие законов и других нормативных актов конституциям и уставам субъектов Российской Федерации; правильность выбора конкурирующих законов при вынесении правоприменительных актов; конституционность правоприменительных актов; проверять либо устанавливать фактические обстоятельства, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов

 

31.    31Назначение дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации. Подготовка дела к слушанию. Судья-докладчик, его полномочия.

принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел. За назначением дела к слушанию следует непосредственная подготовка его к судебному разбирательству. Стадия подготовки к судебному разбирательству имеет целью обеспечить все условия для оперативного и эффективного слушания дела. Ее содержание зависит от рассматриваемой категории дел и вида производства. Особую роль в организации подготовки дела к слушанию играет судья-докладчик. для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда РФ, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков. Как правило судья-докладчик назначается при принятии обращения к рассмотрению, и по сложившемуся обыкновению им становится судья, предварительно изучавший это обращение. По сложным делам могут быть назначены несколько судей-докладчиков. При объединении дел также появляется несколько судей-докладчиков. Судья-докладчик ведет дело до его завершения, т. е. до вынесения решения. Судья-докладчик осуществляет следующие действия (ст. 49 Закона): направляет копии обращения и прилагаемые к нему документы и иные материалы другой стороне; изучает письменные объяснения другой стороны относительно обращения в случае их представления; истребует от соответствующих органов и должностных лиц необходимые документы и иные материалы, имеющие отношение к делу; поручает производство экспертиз, назначает экспертов, составляет список вопросов для эксперта; поручает производство проверок, исследований, пользуется консультациями специалистов, направляет соответствующие запросы; составляет проект итогового решения; принимает иные меры, необходимые для разрешения дела; извещает судей о ходе подготовки дела к рассмотрению, направляет им дополнительные материалы. Все действия судьи-докладчика по подготовке дела к рассмотрению осуществляются от имени Конституционного Суда РФ. Требования судьи-докладчика являются обязательными для исполнения. Судья-докладчик и Конституционный Суд РФ вправе привлекать для консультаций, проведения проверок, исследования отдельных документов специалиста (специалистов), не заинтересованного в исходе дела. В случае необходимости задание, для выполнения которого приглашается специалист, формулируется в письменном виде. Дополнительно полученные в процессе подготовки дела к слушанию документы и другие материалы после завершения подготовки дела незамедлительно рассылаются судьей докладчиком всем судьям с соответствующей запиской, в которой указывается, к какому делу относятся материалы и на какой день назначено слушание дела. судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов. В заседание вызываются стороны и их представители, эксперты, свидетели, специалисты, переводчики, а также приглашаются представители заинтересованных ведомств, исходя из характера рассматриваемого дела (представители министерств, органов юстиции, налоговых, таможенных и иных органов). По решению Конституционного Суда РФ судья-докладчик извещает о заседании Президента РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генерального прокурора РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Наряду с организационными мерами судья-докладчик разрабатывает правовую концепцию будущего решения по рассматриваемому делу, в этих целях уясняются конституционно-правовые, международно-правовые и научно-теоретические аспекты проблемы, анализируется правоприменительная практика, в том числе практика национальных судов, Европейского Суда по правам человека, выявляются правовые позиции Конституционного Суда РФ по предмету разрешаемого дела. Судья-докладчик составляет проект итогового решения Конституционного Суда РФ, а в зависимости от характера и сложности дела — перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения. При этом судьей-докладчиком согласно Регламенту могут быть предложены мотивированные ответы на эти вопросы. Дата и время начала слушания дела, подлежащего рассмотрению в пленарном заседании, назначаются Конституционным Судом РФ в пленарном заседании, а дела, переданного для рассмотрения в палате Конституционного Суда РФ, — в заседании палаты.

32.    32Подготовительная часть судебного разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации. Председательствующий в судебном заседании, его полномочия.

Организатором судебного заседания выступает председательствующий в судебном заседании. Председательствующий осуществляет следующие функции: руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; пресекает нарушения порядка в зале; руководит закрытым совещанием судей, обеспечивает условия, необходимые для свободного выражения ими своего мнения. Подготовительная часть с/р направлена на то, чтобы выявить возможность рассмотрения дела по существу. В назначенное время председательствующий открывает заседание и сообщает какое дело подлежит рассмотрению. Первоначально он констатирует наличие кворума и правомочность состава Суда принимать решения. КС РФ правомочен принимать решения при наличии не менее 2/3 от общего числа судей. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены. Судья КС РФ отсраняется от участия в рассмотрении дела, если: ранее участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения; его объективность в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских отношений с представителями сторон. Отстранение судьи КС РФ от участия в рассмотрении дела производится мотивированным решением, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен быть решен.

33.    33Исследование дела по существу в порядке судебного слушания в Конституционном Суде Российской Федерации.

Слушание дела как этап судебного разбирательства направлено на полное и всестороннее, объективное и беспристрастное исследование рассматриваемого дела. исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда РФ дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда РФ. По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд РФ заслушивает предложения сторон, обсуждает их и принимает решение о порядке исследования вопросов дела. Установленный решением Конституционного Суда РФ порядок

может быть изменен только самим Конституционным Судом РФ. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом РФ безотлагательно.

После представления дела судьей-докладчиком, ответов на вопросы судей и определения порядка исследования дела в заседании заслушиваются стороны. Объяснения сторон. В соответствии с порядком, установленным

решением Конституционного Суда РФ, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. Первой излагает свою правовую позицию сторона, являющаяся заявителем, затем —

другая сторона. В случае если позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной с учетом мнения Конституционного Суда РФ. Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде РФ для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и

граждан. Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом РФ в полном объеме. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда РФ и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда РФ — также экспертами. Эксперты вправе задавать сторонам только те вопросы, ответы на которые необходимы им для дачи

заключения. Заключение эксперта. В заседание Конституционного Суда

РФ в качестве эксперта может быть вызвано лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом РФ. Если в судебном заседании участвуют несколько экспертов, порядок заслушивания экспертов определяется Конституционным Судом РФ. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда РФ (ч. 4 ст. 63 Закона). Вопросы экспертам могут ставить стороны и их представители. По обыкновению первым их задает заявитель, затем — противоположная сторона и далее — судьи. Показания свидетелей. При необходимости исследования фактических обстоятельств дела, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда РФ, в заседание в качестве свидетелей могут быть вызваны лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах. Список свидетелей определяет Конституционный Суд РФ как по своей инициативе, так и по просьбе сторон. Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Перед заслушиванием показаний свидетеля председательствующий устанавливает данные о его личности, разъясняет права и обязанности. Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду РФ обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда РФ и сторон. Выступления специалистов. Иногда в судебное заседание приглашаются специалисты. Они не упоминаются Законом в качестве участников судебного разбирательства, но де-факто ими являются. Их круг разнообразен и зависит от характера рассматриваемого вопроса. Как правило, это лица, не заинтересованные в исходе дела, способные дать необходимые справки, консультации, пояснения. Исследование документов. Документами в смысле ФКЗ являются документы, представленные сторонами и истребованные Конституционным Судом РФ, но не подготовительные материалы по рассматриваемому делу. Данная процедура включает: заслушивание мнения сторон и судей по поводу приобщения представленных документов к материалам дела; оглашение документов; оценку всех документальных материалов с точки зрения относимости и достоверности. В заседании Конституционного Суда РФ по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. В ряде случаев Конституционный Суд РФ приглашает для участия в судебном заседании представителей государственных органов. Правовые позиции и дополнительная информация, изложенная приглашенными должностными лицами, представляют интерес для Конституционного Суда РФ, поскольку позволяют более полно, всесторонне, объективно и беспристрастно понять суть рассматриваемой проблемы. По обыкновению председательствующий интересуется, желают ли приглашенные лица что-либо сообщить Суду, а затем, если такая потребность есть, предоставляет им слово для изложения своих взглядов по существу обсуждаемой в заседании проблемы. Их мнение принимается Судом к сведению без обсуждения; в отдельных случаях судьи и стороны задают им уточняющие вопросы. По окончании судебного исследования дела заслушиваютсязаключительные выступления сторон. Конституционный Суд РФ может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям. Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследованные Конституционным Судом РФ. Так, Конституционный Суд РФ ориентирует стороны на то, что: их заключительные выступления должны содержать анализ и изложение их правовых позиций; сторонам следует строго придерживаться предмета судебного разбирательства, воздерживаться от повторения одних и тех же доводов и стремиться наиболее полно изложить существенные правовые мотивы и аргументы, необходимые для принятия решения по делу; представителями сторон должна быть выражена общая позиция стороны (особая точка зрения кого-либо из представителей, не совпадающая с общей позицией стороны, может быть оговорена специально); амбициозность в поведении и выступлениях исключается. После признания Конституционным Судом РФ исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании

слушания дела.

34.    34Совещание, голосование и принятие итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации.

С окончанием слушания дела в судебном заседании наступает новый этап судебного разбирательства — вынесение итогового решения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ удаляется для вынесения итогового решения безотлагательно. Закрытое совещание судей. Итоговое решение Конституционного Суда РФ принимается в закрытом совещании судей. Оно проводится в специально оборудованной совещательной комнате. В совещании участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие

протоколирование и нормальный ход совещания. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования, т. е. соблюдают правило тайны совещательной комнатыУказанное правило — одна из существенных гарантий объективности и независимости судей при принятии ими решения. Нарушение тайны совещательной комнаты судьей может стать основанием для постановки вопроса о прекращении его полномочий в порядке п. 6 ч. 1 ст. 18 ФКЗ, а по отношению к сотрудникам Секретариата — применения к ним мер дисциплинарной ответственности. Совещание судей, не ограниченное во времени, состоит из заседаний. Регламент заседаний определяется Конституционным Судом РФ. Совещание может прерываться для отдыха, сна и по другим объективным причинам. Руководство совещанием осуществляет председательствующий в судебном заседании. В ходе совещания судья вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Согласно Регламенту Конституционного Суда РФ порядок выработки проекта итогового решения и перечень вопросов, определяющих его существо, представляются для обсуждения судьей-докладчиком. При этом в отличие от того проекта, который готовился первоначально (до рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ), он должен основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом РФ. Если в деле было несколько судей-докладчиков и они не пришли к единому мнению, то каждый из них может составить собственный перечень вопросов или проект итогового решения. Одобренные большинством судей ответы на вопросы, касающиеся существа решения, служат основой доработки проекта итогового решения, представленного судьей-докладчиком (судьями-докладчиками). Практика Конституционного Суда РФ пошла по пути доработки проекта итогового решения назначенным судьей-докладчиком независимо от того, оказался ли судья-докладчик в меньшинстве при голосовании по ответам на вопросы, касающиеся резолютивной части решения. Любой судья, участвующий в деле, вправе составить свой проект итогового решения; обсуждается тот из них, который получил наибольшее число голосов судей, т. е. принят за основу. По требованию не менее трех судей в пленарном совещании или одного судьи в совещании палаты голосование по проекту итогового решения производится не ранее чем через сутки после вручения судьям всех представленных проектов итогового решения. В случае представления нескольких проектов итогового решения. Конституционный Суд РФ принимает один из них за основу для дальнейшей работы. Таковым считается проект, получивший наибольшее число голосов судей, участвовавших в голосовании. Любой судья вправе предлагать поправки к проекту итогового решения, принятому за основу, вплоть до момента постановки на голосование соответствующей части этого проекта; требовать представления поправок в письменном виде; ставить вопрос об обсуждении и голосовании проекта решения или поправок к нему по частям. Председательствующий в заседании ставит на голосование предложения судей о поправках в порядке их поступления. После того как председательствующий объявил о начале голосования по поправке или по части проекта решения, никто из присутствующих на совещании судей не может прерывать голосование, за исключением случаев выступления судьи по порядку ведения совещания в связи с ходом данного голосования. Поправка к проекту итогового решения по делу считается принятой, если за нее проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Если голоса разделились поровну, поправка считается отклоненной. Части проекта решения с принятыми поправками ставятся на голосование в целом. После

голосования по частям проекта итогового решения проводится голосование по проекту в целом с учетом принятых поправок. Принятие итогового решения. Итоговое решение Конституционного Суда РФ принимается путем голосования, даже если все участвующие в совещании судьи с ним согласны. решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. При голосовании по поправкам поименный опрос судей производится только в том случае, если этого требуют не менее

трех судей. Поименный опрос осуществляется в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Тайное голосование не допускается. Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Уклонение судьи от голосования свыше двух раз без уважительных причин рассматривается как основание к прекращению его полномочий. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Голос председательствующего в заседании Конституционного Суда РФ не считается решающим, как это принято в ряде государств. По общему правилу решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвующих в голосовании судей. Исключение составляет решение о толковании Конституции РФ, которое принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей

35.    35Оглашение, вступление в силу и опубликование итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации.

За вынесением итогового решения Конституционного Суда РФ следует его оглашение, которое происходит в форме провозглашения и официального опубликования. Провозглашение и направление итоговых решений. Стороны и другие участники процесса, СМИ заранее уведомляются о времени провозглашения решения. решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного

Суда РФ немедленно после его подписания. При провозглашении решения Конституционного Суда может быть объявлено о результатах голосования. В практике Конституционного Суда РФ сложилось обыкновение (вряд ли оправданное) не оглашать результаты голосования. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат обязательному направлению не позднее двухнедельного срока со дня его подписания перечисленным в Федеральном конституционном законе органам и лицам: судьям Конституционного Суда РФ; сторонам; Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ; Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; Уполномоченному по правам человека, Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции РФ. Этот список не является исчерпывающим, он определяется Конституционным Судом РФ с учетом содержания и выводов вынесенного им итогового решения. Решения Конституционного Суда РФ могут быть направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам постановления и заключения подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях Российской Федерации — Российской газете и Собрании законодательства Российской

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному правосудию"