Шпаргалка по "Правоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Правоведение в системе современных наук. Структура правоведения. Государство и право для правоведения являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически-прикладное освоение государственно- правовой действительности. Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки: 1) Теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

тгп шпоры 2.docx

— 155.99 Кб (Скачать файл)

 

1. Правоведение в системе современных  наук. Структура правоведения. Государство и право для правоведения являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически-прикладное освоение государственно- правовой действительности. Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки: 1) Теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.). От других юр. наук они отличаются тем, что изучают свойства гос.-правовых  явлений в целом. 2) Отраслевые юридические науки (науки государственное (конституционное) право, ГП, АП, УП и т. п.). Они изучают отдельные области, сферы государственно-правовой жизни. 3) Науки, изучающие систему, полномочия, принципы деятельности  государственных   органов   (судоустройство,   прокурорский надзор и др.).  4) Науки, изучающие международное право (науки международное публичное право, международное частное право и др.). 5) Прикладные юридические науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная психиатрия и др.). Это весьма специфические юридические науки. Они наполнены, в основном, специ¬альными неюридическими  знаниями, которые используются для реше¬ния юридических вопросов. Структура правоведения. Структура науки – понятие, отражающее содержание и взаимосвязь основных блоков в разделах знания, входящего в состав данной науки. Структура юриспруденции выражается в единстве дифференциации патриархальных  юридических наук, решающие различные задачи в составе правоведения как единого комплекса знаний (задача исследования государства и права вообще и в целом).В связи с этим юриспруденция делится на отдельные науки. Классификация наук в системе правоведения. Теоретические (ТГП, философия права, юриспруденция). Исторические (историческое развитие: ИгиПР, ИГПЗС, Римское право, история правовых учений). Задача – отразить историческое развитие. Отраслевые – науки об отдельных отраслях действующего права (наука гражданского права, уголовного, конституционного и др.) Межотраслевые (хозяйственное право, аграрное право, природоохранное право, прокурорское право, судоустройство). Прикладные – науки, решающие практические задачи юридической действительности (криминалистика, судебная бухгалтерия, медицина, статистика, судебная психология и психиатрия).

 

2. Предмет и структура ТГП,  ее роль в системе правоведения. Предмет ТГП — это государство и право как целостные явления общественной жизни, их сущность, назначение, формы, содержание, наиболее общие закономерности, возникновения, развития, функционирования и отмирания. От отраслевых юридических наук теория государства и права отличается тем, что изучает государственно-правовую систему в целом, а отраслевые науки изучают отдельные части этой системы, специфические сферы правового регулирования и соответствующие им правовые институты. Ещё одно отличие теории государства и права от отраслевых юридических наук и от истории государства и права (которая, как и теория государства и права изучает государственно-правовую систему в целом) заключается в том, что она изучает наиболее важные и общие стороны этой системы, тогда как исторические науки изучают её фактическое бытие, развитие во времени и пространстве, а отраслевые науки - закономерности и свойства, касающиеся лишь её части. Наряду с наукой существует и учебная дисциплина под названием «теория государства и права», которая представляет собой «выжимку» из науки. Учебная дисциплина отличается от науки не только объёмом и глубиной содержащихся в ней знаний, но и своими целями. Цель науки - познание государственно-правовой действительности, цель учебной дисциплины - передача, полученных наукой знаний объектам обучения. Структура: по содержанию ТГП подразделяется на две основные части: теорию государства и теорию права. В настоящее время некоторыми теоретиками  высказывается мысль о том, что, так как государство и право являются самостоятельными явлениями, то их необходимо изучать в рамках отдельных наук - теории государства и теории права. Думается, что это не верно. Государство и право, действительно самостоятельные явления социальной действительности. Однако, между ними существует реальная органическая связь. Во-первых, данные явления, с точки зрения многих учёных, изучающих соответствующую проблему, имеют одни и те же причины возникновения и появляются одновременно. Во-вторых, они тесно взаимосвязаны. Право является результатом правотворческой деятельности государства. С другой стороны, вся система государственных органов, их полномочия, деятельность юридически регламентированы так, что многие определяют само государство как определённый право-порядок. Их взаимосвязь настолько тесна, что можно с уверенностью констатировать - они не могут существовать друг без друга.Существуют следующие структурные группы: 1) Проблемы внутренней организации права как регулятора общественных отношений, в число которых входят: а) проблемы сущности, содержания и формы права; б) проблемы структуры, строения и действия права; 2) Проблемы  внутренней   организации государства как органа управления делами общества, выражения его интересов (сущность, функции, формы, механизм государства; его взаимодействие с другими институтами политической системы общества). 3) Общие проблемы истории государства и права. 4) Проблемы методологии ТГП. 5) Проблемы функционирования и развития юридической науки (науковедение). 6) Проблемы использования юр., методов толкования права

 

3. Методология ТГП: соотношение  с предметом, содержание, значение  для правоведения. «методология» обозначает систему всех тех методов, которые применяются данной наукой. Методология науки, которая имеется в любой развитой науке, как раз и концентрирует все знания о методах познания науки. Методология теории государства и права — это направление её исследований, посвященное закономерностям научного  познания и раз¬работке наиболее соответствующих предмету и задачам познания методов. Методология теории государства и права имеет особое значение для всех юридических наук, так как включает в себя основной объём методологических знаний всего правоведения. Эти формы связи науки с предметом общественно называются  методом научного познания. В отличие от  предмета, определяющего что наука изучает, метод характеризует тся, как наука изучает свой предмет, приобретает знания о нем.  От правильности примененных при изучении предмета методов напрямую зависит объективность и истинность получаемых наукой знаний. Изучение методов позволяет определить, какие из них применимы для познания государственно – правовых явлений общества, в какой последовательности они должны использоваться на разных этапах научного познания. Совокупность знаний о применяемых наукой методах называется методологией. Каждый предмет имеет различные по содержанию и сущностному уровню стороны и свойства, поэтому в науке используется целая совокупность методов познания. Все многообразие методов ТГП можно сгруппировать в определенную систему. 1) Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют метафизику (рассматривающею гос-во и право как вечные и неизмен-ные институты), диалектику (материалистическую и идеалистическую); 2) Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относятся анализ, синтез, системный и функциональный подход, метод социального экспе-римента. Анализ – это условное разделение сложного на отдельные части. Синтез – услов-ное объединение составных частей. Системный подход – ориентируется на раскрытие целостности объекта. Функциональный подход – ориентируется на выявление форм воздей-ствия одних социальных явления по отношению к другим. 3) Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных технических, естественных, гуманитарных наук. К ним относятся социологический, стати-стический, кибернетический, математический и т.д 

 

5. Власть, ее свойства, роль социальной  жизни. Разновидности власти.. Власть — это способность и возможность оказывать посредством использования различных инструментов (воли, авторитета, силы, права и т.д.) руководящее воздействие на поведение и деятельность людей.. Власть - это всегда отношения между двумя или более субъектами общественной жизни, в котором выделяются следующие элементы: стороны властных отношений (субъект - тот, кто упр. и объект - тот, кем управляют); содержание (в виде возможности субъекта принять обязательное для объекта решение и необходимости объекта выполнить это решение); Власть в зависимости от критерия можно делить на различные виды. Классификация, основанная на выделении инструмента властвования основного ресурса, на который власть опирается, включает следующие виды: экономическая, социальная, идеологическая, моральная, религиозная и др. По степени организации власть бывает простая и сложная. Простые формы власти реализуются без создания каких-либо структур, можно сказать, что их осуществление – естественный продукт межличностных отношений (власть родителей над детьми). Реализация сложных форм власти предполагает создание специальных властных структур, наделённых необходимыми ресурсами и атрибутами (гос. власть, церковная власть, партийная власть).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Государство и государственная  власть . Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство. Оно осуществляет высшую власть в пределах собственных границ и само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.  Власть — это способность и возможность оказывать посредством использования различных инструментов (воли, авторитета, силы, права и т.д.) руководящее воздействие на поведение и деятельность людей. Власть изначально присуща человеческому обществу. Без властного управления общество неизбежно скатиться к хаосу и распаду. Властное управление необходимо в самых разных сферах общественное жизни. Государственная власть - это разновидность политической власти, оказывающая определяющее воздействие на общество в целом с помощью особой организации — государства.  Государственная власть одна из видов сложной организованной формы власти. Как и другие виды власти - это управление общественными процессами путём подчинения воли людей. От других видов власти государственная власть отличается следующим. Во-первых, она имеет особый субъект управления - государство. Во-вторых, это единственная форма власти, управляющая всем обществом, всеми основными сферами общественной жизни. В-третьих, государственная власть является основным инструментом удовлетворения наиболее важных интересов. Характерные черты государственной власти: 1) она распространяется на все общество; 2) носит публично-политический характер; 3) опирается на государственное принуждение; 4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); 5) действует система налогов; 6) население делится по территориальному признаку; 7) ей присущи легитимность, легальность и т.п.

Легитимность  означает качество взаимоотношений  власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как  правомерная и справедливая. И  напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена  постоянно прибегать к средствам  принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Основные теоретические подходы  к определению сущности и социального  назначения государства в российской  юридической науке. Государство — это политико-территориальная суверенная организация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов. Сущность государства выражает главный, глубинный смысл, определяющий его содержание, функции, признаки. Традиционно под сущностью государства понимают лежащую в его основе социальную волю. Т.о., определить сущность государства можно путём выявления того, в чьих руках находится государственная власть, интересы каких социальных сил выражает государство. В российской юридической науке сложились два основных подхода к определению сущности государства - классовый и общесоциальный Государство выражает интересы экономически господствующего класса и представляет собой аппарат насилия, подавления в отношении эксплуатируемых классов. Таким образом, сущность государства составляет воля экономически господствующего класса.. В современной российской юридической науке данная теория подвергается критике за то, что не отражает тех общесоциальных начал, которые явно просматриваются в современном государстве. В рамках обще-социального подхода государство рассматривают как механизм преодоления общественных противоречий, инструмент компромисса и примирения. Сущность государства, таким образом, видится в воле всего общества, в результате действия различных общественных институтов совокупно выраженной в государственной власти. Данный подход не отрицает  тот факт, что в различные исторические периоды, у различных народов воля всего обще-ства может быть подчинена воле отдельных социальных сил, групп. Однако это всегда является временным отступлением от глубинной природы государства, рассматри¬вается обществом как несправедливость, своего рода «болезнь» государ¬ства, которая излечивается революциями, гражданскими войнами, пере¬воротами или эволюционным путём. Следует также учитывать, что сущность государства, как и любого другого явления, качественно не меняется. Точнее, она может измениться, но тогда перед нами будет не государство, а совсем другое социальное образование. Существует также дуалистический подход к сущности государства, который пытается соединить противоположности классового и социального подхода. В рамках этого подхода сущность государства рассматривают как изменчивое явление. Этот подход противоречит элементарной логике, он утверждает, что на разных исторических отрезках у государст-венной власти наблюдаются разные сущности. А этого быть не может, так как изменение сущности означает, что перед нами уже другое явление. В зависимости от постановки вопроса о сущности государства, ре¬шается вопрос о его Социальном назначении. Современная общесоциальная точка зрения исходит из того, что коль скоро в гос. вла¬сти реализуется воля всего гр. общества, то гос-во есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров ме¬жду отдельными социальными группами и индивидами. Главными целя¬ми, для которых создаётся гос-во можно считать поддержание по¬рядка и стабильности в обществе, обеспечение его прогрессивного разви¬тия и внешней безопасности. С точки зрения классового подхода, социальное назначение госу¬дарства состоит в выражении и обеспечении интересов экон. господствующего класса.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведение"