1. Правоведение в системе современных
наук. Структура правоведения. Государство
и право для правоведения являются основным
объектом. К особенностям правоведения
можно также отнести и то, что государство
и право исследуются в их властно-нормативных
проявлениях. Юридические науки изучают
и другие социальные явления, такие как
экономика, политика, культура, религия
и т.д., но только в той части, в которой
они соприкасаются с государством и правом.
Правоведение – отрасль спец. знаний в
пределах и посредствам которых осуществляется
теоретически-прикладное освоение государственно-
правовой действительности. Правоведение
- это целый комплекс юридических наук,
которые по особенностям их предмета можно
разделить на следующие блоки: 1) Теоретические
и исторические юридические науки (теория
государства и права, история государства
и права, история политических и правовых
учений и др.). От других юр. наук они отличаются
тем, что изучают свойства гос.-правовых
явлений в целом. 2) Отраслевые юридические
науки (науки государственное (конституционное)
право, ГП, АП, УП и т. п.). Они изучают отдельные
области, сферы государственно-правовой
жизни. 3) Науки, изучающие систему, полномочия,
принципы деятельности государственных
органов (судоустройство,
прокурорский надзор и др.). 4) Науки,
изучающие международное право (науки
международное публичное право, международное
частное право и др.). 5) Прикладные юридические
науки (криминалистика, криминология,
судебная статистика, судебная психиатрия
и др.). Это весьма специфические юридические
науки. Они наполнены, в основном, специ¬альными
неюридическими знаниями, которые
используются для реше¬ния юридических
вопросов. Структура правоведения. Структура
науки – понятие, отражающее содержание
и взаимосвязь основных блоков в разделах
знания, входящего в состав данной науки.
Структура юриспруденции выражается в
единстве дифференциации патриархальных
юридических наук, решающие различные
задачи в составе правоведения как единого
комплекса знаний (задача исследования
государства и права вообще и в целом).В
связи с этим юриспруденция делится на
отдельные науки. Классификация наук в
системе правоведения. Теоретические
(ТГП, философия права, юриспруденция).
Исторические (историческое развитие:
ИгиПР, ИГПЗС, Римское право, история правовых
учений). Задача – отразить историческое
развитие. Отраслевые – науки об отдельных
отраслях действующего права (наука гражданского
права, уголовного, конституционного и
др.) Межотраслевые (хозяйственное право,
аграрное право, природоохранное право,
прокурорское право, судоустройство).
Прикладные – науки, решающие практические
задачи юридической действительности
(криминалистика, судебная бухгалтерия,
медицина, статистика, судебная психология
и психиатрия).
2. Предмет и структура ТГП,
ее роль в системе правоведения. Предмет ТГП
— это государство и право как целостные
явления общественной жизни, их сущность,
назначение, формы, содержание, наиболее
общие закономерности, возникновения,
развития, функционирования и отмирания.
От отраслевых юридических наук теория
государства и права отличается тем, что
изучает государственно-правовую систему
в целом, а отраслевые науки изучают отдельные
части этой системы, специфические сферы
правового регулирования и соответствующие
им правовые институты. Ещё одно отличие
теории государства и права от отраслевых
юридических наук и от истории государства
и права (которая, как и теория государства
и права изучает государственно-правовую
систему в целом) заключается в том, что
она изучает наиболее важные и общие стороны
этой системы, тогда как исторические
науки изучают её фактическое бытие, развитие
во времени и пространстве, а отраслевые
науки - закономерности и свойства, касающиеся
лишь её части. Наряду с наукой существует
и учебная дисциплина под названием «теория
государства и права», которая представляет
собой «выжимку» из науки. Учебная дисциплина
отличается от науки не только объёмом
и глубиной содержащихся в ней знаний,
но и своими целями. Цель науки - познание
государственно-правовой действительности,
цель учебной дисциплины - передача, полученных
наукой знаний объектам обучения. Структура:
по содержанию ТГП подразделяется на две
основные части: теорию государства и
теорию права. В настоящее время некоторыми
теоретиками высказывается мысль о том, что, так как
государство и право являются самостоятельными
явлениями, то их необходимо изучать в
рамках отдельных наук - теории государства
и теории права. Думается, что это не верно.
Государство и право, действительно самостоятельные
явления социальной действительности.
Однако, между ними существует реальная
органическая связь. Во-первых, данные
явления, с точки зрения многих учёных,
изучающих соответствующую проблему,
имеют одни и те же причины возникновения
и появляются одновременно. Во-вторых,
они тесно взаимосвязаны. Право является
результатом правотворческой деятельности
государства. С другой стороны, вся система
государственных органов, их полномочия,
деятельность юридически регламентированы
так, что многие определяют само государство
как определённый право-порядок. Их взаимосвязь
настолько тесна, что можно с уверенностью
констатировать - они не могут существовать
друг без друга.Существуют следующие структурные
группы: 1) Проблемы внутренней организации
права как регулятора общественных отношений,
в число которых входят: а) проблемы сущности,
содержания и формы права; б) проблемы
структуры, строения и действия права;
2) Проблемы внутренней организации
государства как органа управления делами
общества, выражения его интересов (сущность,
функции, формы, механизм государства;
его взаимодействие с другими институтами
политической системы общества). 3) Общие
проблемы истории государства и права.
4) Проблемы методологии ТГП. 5) Проблемы
функционирования и развития юридической
науки (науковедение). 6) Проблемы использования
юр., методов толкования права
3. Методология ТГП: соотношение
с предметом, содержание, значение
для правоведения. «методология» обозначает систему всех
тех методов, которые применяются данной
наукой. Методология науки, которая имеется
в любой развитой науке, как раз и концентрирует
все знания о методах познания науки. Методология
теории государства и права — это направление
её исследований, посвященное закономерностям
научного познания и раз¬работке наиболее соответствующих
предмету и задачам познания методов.
Методология теории государства и права
имеет особое значение для всех юридических
наук, так как включает в себя основной
объём методологических знаний всего
правоведения. Эти формы связи науки с
предметом общественно называются
методом научного познания. В отличие
от предмета, определяющего что наука
изучает, метод характеризует тся, как
наука изучает свой предмет, приобретает
знания о нем. От правильности примененных
при изучении предмета методов напрямую
зависит объективность и истинность получаемых
наукой знаний. Изучение методов позволяет
определить, какие из них применимы для
познания государственно – правовых явлений
общества, в какой последовательности
они должны использоваться на разных этапах
научного познания. Совокупность знаний
о применяемых наукой методах называется
методологией. Каждый предмет имеет различные
по содержанию и сущностному уровню стороны
и свойства, поэтому в науке используется
целая совокупность методов познания.
Все многообразие методов ТГП можно сгруппировать
в определенную систему. 1) Всеобщие методы
– это философские, мировоззренческие
подходы, выражающие наиболее универсальные
принципы мышления. Среди них выделяют
метафизику (рассматривающею гос-во и
право как вечные и неизмен-ные институты),
диалектику (материалистическую и идеалистическую);
2) Общенаучные методы – это приемы, которые
не охватывают все научное познание, а
применяются лишь на отдельных его этапах,
в отличие от всеобщих методов. К числу
общенаучных методов относятся анализ,
синтез, системный и функциональный подход,
метод социального экспе-римента. Анализ
– это условное разделение сложного на
отдельные части. Синтез – услов-ное объединение
составных частей. Системный подход –
ориентируется на раскрытие целостности
объекта. Функциональный подход – ориентируется
на выявление форм воздей-ствия одних
социальных явления по отношению к другим.
3) Частнонаучные методы – это приемы,
которые выступают следствием усвоения
ТГП научных достижений конкретных технических,
естественных, гуманитарных наук. К ним
относятся социологический, стати-стический,
кибернетический, математический и т.д
5. Власть, ее свойства, роль социальной
жизни. Разновидности власти.. Власть — это
способность и возможность оказывать
посредством использования различных
инструментов (воли, авторитета, силы,
права и т.д.) руководящее воздействие
на поведение и деятельность людей.. Власть
- это всегда отношения между двумя или
более субъектами общественной жизни,
в котором выделяются следующие элементы:
стороны властных отношений (субъект -
тот, кто упр. и объект - тот, кем управляют);
содержание (в виде возможности субъекта
принять обязательное для объекта решение
и необходимости объекта выполнить это
решение); Власть в зависимости от критерия
можно делить на различные виды. Классификация,
основанная на выделении инструмента
властвования основного ресурса, на который
власть опирается, включает следующие
виды: экономическая, социальная, идеологическая,
моральная, религиозная и др. По степени
организации власть бывает простая и сложная.
Простые формы власти реализуются без
создания каких-либо структур, можно сказать,
что их осуществление – естественный
продукт межличностных отношений (власть
родителей над детьми). Реализация сложных
форм власти предполагает создание специальных
властных структур, наделённых необходимыми
ресурсами и атрибутами (гос. власть, церковная
власть, партийная власть).
6. Государство и государственная
власть . Государство — это организация политической
власти, содействующая преимущественному
осуществлению конкретных классовых,
общечеловеческих, религиозных, национальных
и других интересов в пределах определенной
территории. В обществе власть может существовать
в разных видах: партийная, семейная, религиозная
и т.п. Однако высшей властью, решения которой
обязательны для всех граждан, организаций
и учреждений, обладает лишь государство.
Оно осуществляет высшую власть в пределах
собственных границ и само определяет,
какими будут отношения с другими государствами,
а последние не вправе вмешиваться в его
внутренние дела. Государство располагает
суверенитетом независимо от величины
территории, численности населения, политического
режима. Власть — это способность и
возможность оказывать посредством использования
различных инструментов (воли, авторитета,
силы, права и т.д.) руководящее воздействие
на поведение и деятельность людей. Власть
изначально присуща человеческому обществу.
Без властного управления общество неизбежно
скатиться к хаосу и распаду. Властное
управление необходимо в самых разных
сферах общественное жизни. Государственная
власть - это разновидность политической
власти, оказывающая определяющее воздействие
на общество в целом с помощью особой организации
— государства. Государственная власть
одна из видов сложной организованной
формы власти. Как и другие виды власти
- это управление общественными процессами
путём подчинения воли людей. От других
видов власти государственная власть
отличается следующим. Во-первых, она имеет
особый субъект управления - государство.
Во-вторых, это единственная форма власти,
управляющая всем обществом, всеми основными
сферами общественной жизни. В-третьих,
государственная власть является основным
инструментом удовлетворения наиболее
важных интересов. Характерные черты государственной
власти: 1) она распространяется на все
общество; 2) носит публично-политический
характер; 3) опирается на государственное
принуждение; 4) осуществляется специальными
лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
5) действует система налогов; 6) население
делится по территориальному признаку;
7) ей присущи легитимность, легальность
и т.п.
Легитимность
означает качество взаимоотношений
власти и подвластных, которое выражается
в добровольном признании ценности
власти, в ее праве управлять. Легитимная
власть воспринимается населением как
правомерная и справедливая. И
напротив, если правящая группа не пользуется
общественным доверием и вынуждена
постоянно прибегать к средствам
принуждения, то власть такой группы
принято считать нелегитимной.
7. Основные теоретические подходы
к определению сущности и социального
назначения государства в российской
юридической науке. Государство — это политико-территориальная
суверенная организация всего общества,
имеющая характер публичного властного
управления и служащая главным орудием
обеспечения его интересов. Сущность государства
выражает главный, глубинный смысл, определяющий
его содержание, функции, признаки. Традиционно
под сущностью государства понимают лежащую
в его основе социальную волю. Т.о., определить
сущность государства можно путём выявления
того, в чьих руках находится государственная
власть, интересы каких социальных сил
выражает государство. В российской юридической
науке сложились два основных подхода
к определению сущности государства -
классовый и общесоциальный Государство
выражает интересы экономически господствующего
класса и представляет собой аппарат насилия,
подавления в отношении эксплуатируемых
классов. Таким образом, сущность государства
составляет воля экономически господствующего
класса.. В современной российской юридической
науке данная теория подвергается критике
за то, что не отражает тех общесоциальных
начал, которые явно просматриваются в
современном государстве. В рамках обще-социального
подхода государство рассматривают как
механизм преодоления общественных противоречий,
инструмент компромисса и примирения.
Сущность государства, таким образом,
видится в воле всего общества, в результате
действия различных общественных институтов
совокупно выраженной в государственной
власти. Данный подход не отрицает тот факт, что
в различные исторические периоды, у различных
народов воля всего обще-ства может быть
подчинена воле отдельных социальных
сил, групп. Однако это всегда является
временным отступлением от глубинной
природы государства, рассматри¬вается
обществом как несправедливость, своего
рода «болезнь» государ¬ства, которая
излечивается революциями, гражданскими
войнами, пере¬воротами или эволюционным
путём. Следует также учитывать, что сущность
государства, как и любого другого явления,
качественно не меняется. Точнее, она может
измениться, но тогда перед нами будет
не государство, а совсем другое социальное
образование. Существует также дуалистический
подход к сущности государства, который
пытается соединить противоположности
классового и социального подхода. В рамках
этого подхода сущность государства рассматривают
как изменчивое явление. Этот подход противоречит
элементарной логике, он утверждает, что
на разных исторических отрезках у государст-венной
власти наблюдаются разные сущности. А
этого быть не может, так как изменение
сущности означает, что перед нами уже
другое явление. В зависимости от постановки
вопроса о сущности государства, ре¬шается
вопрос о его Социальном назначении. Современная
общесоциальная точка зрения исходит
из того, что коль скоро в гос. вла¬сти
реализуется воля всего гр. общества, то
гос-во есть средство управления общественными
делами, выражения и обеспечения его основных
интересов, средство компромисса и разрешения
споров ме¬жду отдельными социальными
группами и индивидами. Главными целя¬ми,
для которых создаётся гос-во можно считать
поддержание по¬рядка и стабильности
в обществе, обеспечение его прогрессивного
разви¬тия и внешней безопасности. С точки
зрения классового подхода, социальное
назначение госу¬дарства состоит в выражении
и обеспечении интересов экон. господствующего
класса.