Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:23, дипломная работа
Совершенствование системы управления, государственной и муниципальной службы выступает важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности. Именно органы власти и управления, персонал государственной и муниципальной службы могут непосредственным образом воздействовать на развитие происходящих в стране реформ, обеспечивать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни российского общества. Целью работы является изучение теоретико-методологических основ проблемы подбора и расстановки кадров государственной и муниципальной службы и выявление направлений совершенствования кадровой работы в системе государственного и муниципального управления.
Поэтому кадровые технологии, применяемые в управлении персоналом можно условно разделить на три большие группы.
К первой следует отнести технологии, обеспечивающие получение всесторонней достоверной персональной информации о человеке. Это, прежде всего методы оценки, которые в совокупности и составляют содержание технологии оценки (например, аттестация и квалификационный экзамен).
Вторую группу кадровых технологий составляют те, которые обеспечивают требуемые для организации, как текущие, так и перспективные, количественные и качественные характеристики персонала. Это технологии отбора, формирования резерва, кадрового планирования, профессионального развития.
К третьей группе относятся кадровые технологии, которые позволяют получить высокие результаты деятельности каждого специалиста и синергетический эффект от согласованных действий персонала. Сюда можно отнести такие технологии, как подбор, ротация, управление карьерой персонала, и ряд других.
В реальной управленческой практике эти группы технологий, в большей части, и не реализуются одна без другой (рис. 1) .
Рисунок 1 – Базовые кадровые технологии.
Многие положения
о кадровых технологиях для
Под системой служебно-профессионального продвижения понимается совокупность средств и методов должностного продвижения персонала. Формирование системы служебно-профессионального продвижения руководителей способствует повышению степени удовлетворенности работой в целом, а также мотивации и стимулирования производительности труда, снижению издержек на наем, оценку, подбор и расстановку персонала, текучести управленческих кадров. Все это способствует развитию профессионального опыта государственного учреждения, содействует повышению его гибкости, адаптивности в современных условиях с растущей сложностью в содержании и разделении труда, что само по себе уже является ростом6.
Процесс повышения квалификации обладает значительным потенциалом в системе профессионального продвижения служащих государственных учреждений, что предусматривает проектирование специальной модели. Система профессионального продвижения будет эффективна лишь в том случае, если она тесно связана с важнейшими направлениями работы по управлению персоналом, работой с резервом на руководящие должности, программами развития персонала, аттестацией и стажировкой персонала, ротацией и самоподготовкой, то есть с механизмами управления.
Среди кадровых технологий одной из важнейших является отбор персонала. Это комплексная кадровая технология, обеспечивающая соответствие качеств персонала требованиям вида деятельности или должности в организации.
Следует различать отбор при поступлении на службу и отбор, многократно проводимый в период нахождения на государственной службе.
При отборе человека на службу происходит идентификация его характеристик с требованиями, выдвигаемыми как организацией в целом, так и конкретной должностью, ее предметной областью.
В процессе отбора персонала на работу решаются задачи комплектования должностей, исходя из наиболее общих требований к человеку как носителю определенных социальных качеств. Критерии отбора в государственное учреждение имеют наиболее общий характер и представлены в законодательстве. Отбор в период прохождения службы – пролонгированный отбор – проводится в процессе профессионального развития и изменения должностного статуса служащего. Наконец, отбор существует и при решении задач сокращения персонала в организации, переводе сотрудника из одного структурного подразделения в другое и увольнении. Отбор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности специальности.
Систематические, надежные и действенные методы отбора требуют больших материальных затрат. Научный подход к подбору кадров предполагает, прежде всего, разработку требований к той или Ионой деятельности.
Работники служб по управлению персоналом анализируют эффективность методов отбора, используя так называемый коэффициент отбора:
Котб. = О / Ж,
Где Котб. – коэффициент отбора,
О – число отобранных,
Ж – число желающих, из которого осуществляется отбор.
Меньший коэффициент означает, что организация может быть более разборчивой при отборе.
Типичный процесс принятия решения по отбору содержит семь ступеней:
1) предварительная отборочная беседа;
2) заполнение
бланка заявления и автобиограф
3) беседа по найму;
4) тестирование кандидатов;
5) проверки рекомендаций и послужного списка;
6) медицинский осмотр;
7) принятие решения.
Так технологически
процесс найма персонала
1) описание требований к кандидату;
2) поиск;
3) отбор;
4) выход человека на работу.
После выхода человека на работу начинается процесс адаптации. Трудовую адаптацию можно определить как приспособление, привыкание работника к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций.
В процессе трудовой адаптации прослеживаются следующие стадии:
1. Ознакомление, т. е. получение информации о новой ситуации, критериях оценки деятельности, нормах поведения.
2. Приспособление,
т. е. усвоение норм
3. Ассимиляция
– полное приспособление
4. Идентификация, т. е. отождествление целей служащего с целями организации. По характеру идентификации различают безразличных, частично идентифицированных и полностью идентифицированных сотрудников. «Костяк» организации, ее ядро, составляют полностью идентифицированные сотрудники.
Трудности при адаптации или ее нарушении принято называть дезадаптацией. К следствиям дезадаптации относятся деструктивные конфликты, безразличие к выполняемой работе, уход из подразделения или организации.
Результаты адаптации оцениваются по количественным и качественным показателям труда, по отношению работника к организации, которое проявляется в его ориентации на перемену или сохранение места работы, профессии, должности, повышение квалификации.
Итак, кадровый резерв государственного учреждения – это специально сформированная на основе установленных критериев группа перспективных служащих, обладающих профессиональными, деловыми и морально-психологическими качествами. Инструментом воздействия на кадровый резерв являются кадровые технологии.
Управление персоналом предполагает различные оценочные процедуры, обеспечивающие как формулировку реально достижимых целей по формированию и развитию кадрового потенциала организации, так и выбор соответствующих кадровых технологий.
Основным назначением
оценки персонала является регулярное
и оперативное обеспечение
Говоря о потенциале руководителя, о его способности в перспективе решать более сложные управленческие задачи, необходимо оценить уровень развития управленческих компетенций.
Основные цели оценки персонала:
- аттестационная – определение
меры соответствия качеств
- диагностическая – выявление
факторов, определяющих уровень
соответствия структуре
Различие этих компонентов единого оценочного процесса для субъекта управления состоит в том, что аттестационная составляющая персонала используется ля обоснования административных решений, а диагностическая – для оптимизации мероприятий, направленных на повышение кадрового потенциала организации в целом и для сотрудника в отдельности.
Предметом оценки персонала являются способности сотрудников, востребованные в организации, в то время как при оценке кадрового потенциала организации изучаются и резервные способности, а также возможности их использования.
Оценка, играющая важную роль в управлении персоналом, должна осуществляется в соответствии с рядом важнейших требовании (принципов), которые гарантируют ее эффективность. Технология эффективной оценки персонала должна быть построена таким образом, чтобы персонал был оценен:
- объективно и «прозрачно» – вне зависимости от чьего-то частного мнения или отдельных суждений;
- надежно и диагностично – относительно свободно от влияния ситуативных факторов (прошлых успехов и неудач, возможно случайных), но значимо по отношению к структуре должностных обязанностей;
- достоверно и валидно (значимо) по содержанию его профессиональной деятельности в соответствии с функциональными обязанностями;
- прогностично – оценка должна давать возможность прогнозирования эффективности дальнейшей работы сотрудника;
- комплексно – не только каждый сотрудник, но и связи и отношения внутри организации, ее возможности в целом.
Выполнение этих требований достигается в результате реализации следующих рекомендаций:
- социологический
анализ предмета оценки и
достаточного количества экспертов-оценщиков позволяют эффективно решать проблему объективизации оценки;
- «прозрачность» оценки обеспечивает система адресных отчетов: общая часть для всех заинтересованных сторон, различные варианты адресных частей специализированы в соответствии со спецификой их проекции получаемой оценки и дальнейшим ее использованием;
- надежность
оценки существенно повышается
с увеличением количества
- диагностичность оценки определяется спектром получаемых оценок, априори согласованным со спектром факторов, определяющих значения этих оценок;
- валидность
оценки по содержанию
- прогностичность
оценки обеспечивается как
- комплексность
оценки определяется –
К исходным данным процедуры оценки персонала и кадрового потенциала организации относятся:
1) нормативные документы;
2) личные дела сотрудников;
3) описание должностей и должностные инструкции;
4) профессиограмма должностного лица;
5) оценочные технологии и средства (социологические анкеты, психологические тесты, методы актуальной оценки);
6) контракт служащего;
7) результаты предыдущих оценок (кадрового мониторинга);
8) другие документы
и материалы, отражающие
Важное место в методике деловой оценки занимает оценка результативности труда. Метод оценки результативности труда – это совокупность способов и приемов, способствующих определению степени достижения планируемых результатов труда персоналом и процессе службы.
В литературе представлены краткие характеристики 10 методов оценки персонала, большинство из которых включают и набор критериев, и шкалу оценок, среди них: