Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 17:46, курсовая работа
Целью работы является товароведная оценка натуральных рыбных консервов с добавлением масла, проведение органолептического и физико-химического анализа, проверка упаковки и маркировки, герметичности банок. В соответствии с этой целью были поставлены и рассмотрены следующие вопросы:
− изучение общих характеристик, классификации и ассортимента рыбных консервов;
− рассмотрены этапы и основы производства консервов;
− химический состав и пищевая ценность;
− изучение требований к качеству, упаковке, маркировке, транспортированию и хранению рыбных консервов.
Введение ………………………………………………………………………..
4
1
Обзор литературы ………………………………………………………...
6
1.1
Химический состав и пищевая ценность рыбы ………………………...
6
1.2
Совершенствование ассортимента рыбных консервов ………………...
12
1.3
Технология производства натуральных рыбных консервов. Дефекты..
17
1.4
Упаковка, маркировка, хранение рыбных консервов ………………….
23
2
Экспериментально-практическая часть …………………………………
28
2.1
Характеристика объектов исследования ………………………………..
28
2.2
Методы исследования ……………………………………………………
30
2.3
Результаты испытаний …………………………………………………...
36
3
Оценка конкурентоспособности …………………………………………
38
Заключение ……………………………………………………………………..
42
Список использованных источников ……………………………
Примечание – Источник: собственная разработка.
Определим коэффициент значимости показателей. Результаты занесем в таблицу 9.
Таблица 9 – Определение коэффициентов значимости показателей
№ п/п |
Наименование показателя |
Экспертная оценка |
Коэффициент весомости |
1 |
Вкус |
35 |
0,307 |
2 |
Запах |
25 |
0,219 |
3 |
Консистенция |
15 |
0,132 |
4 |
Цвет |
12 |
0,105 |
5 |
Порядок укладывания |
4 |
0,035 |
6 |
Цена |
17 |
0,149 |
7 |
Информативность упаковки |
6 |
0,053 |
Итого: |
114 |
1,000 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Интегральный показатель
конкурентоспособности
По смыслу интегральный показатель отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.
Интегральный показатель (К) имеет следующую градацию:
− К < 0,9 – исследуемые товары не конкурентоспособны;
− К Î [0,9; 1,1] – исследуемые товары и базовый одинаковы по показателю конкурентоспособности;
− К > 1,1 – исследуемые товары более конкурентоспособны.
Проведем оценку конкурентоспособности представленных образцов. Данные оформим в виде таблиц.
Таблица 10 – Оценка уровня конкурентоспособности базового образца | ||||||||
Оценка уровня конкурентоспособности |
Оцениваемый образец: Сардина атлантическая, ООО «Консервный комбинат «ТИЛЬЗИТ»» | |||||||
Наименование показателя |
Базовое значение |
Фактическое значение |
Влияние фактического значения |
Коэффициент значимости |
Относительное значение |
Комплексное значение |
интегральный показатель | |
Вкус |
35 |
35 |
+ |
0,307 |
1,000 |
0,307 |
0,000076301 | |
Запах |
25 |
25 |
+ |
0,219 |
1,000 |
0,219 |
||
Консистенция |
15 |
12 |
- |
0,132 |
0,800 |
0,106 |
||
Цвет |
12 |
11 |
- |
0,105 |
0,917 |
0,096 |
||
Порядок укладывания |
4 |
3 |
- |
0,035 |
0,750 |
0,026 |
||
Цена |
17 |
16 |
- |
0,149 |
0,941 |
0,140 |
||
Информативность упаковки |
6 |
5 |
- |
0,053 |
0,833 |
0,044 |
||
Комплексный обощен.показатель |
0,939 |
Примечание − Источник: собственная разработка.
Таблица 11 – Оценка уровня конкурентоспособности образца №1
Оценка уровня |
Оцениваемый образец: Сайра тихоокеанская, ОАО «Мамоновский рыбоконсервный комбинат» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование показателя |
Базовое значение |
Фактическое значение |
Влияние фактичес-кого значения |
Коэффи-циент значимости |
Относительное значе-ние |
Комп-лексное значе-ние |
Интеграль-ный показатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вкус |
35 |
34 |
- |
0,307 |
0,971 |
0,298 |
0,000051767 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запах |
25 |
25 |
+ |
0,219 |
1,000 |
0,219 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консистенция |
15 |
12 |
- |
0,132 |
0,800 |
0,106 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цвет |
12 |
11 |
- |
0,105 |
0,917 |
0,096 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядок укладывания |
4 |
3 |
- |
0,035 |
0,750 |
0,026 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цена |
17 |
17 |
+ |
0,149 |
1,000 |
0,149 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информативность упаковки |
6 |
6 |
+ |
0,053 |
1,000 |
0,053 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комплексный обощен.показатель |
0,947 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание − Источник: собственная разработка. Таблица 12 – Оценка уровня конкурентоспособности образца №2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка уровня конкурентоспособности |
Оцениваемый образец: Скумбрия атлантическая, ООО «Роскон» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование показателя |
Базовое значение |
Фактическое значение |
Влияние фактического значения |
Коэффи-циент значимости |
Относительное значе-ние |
Комп-лексное значе-ние |
Интеграль-ный показатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вкус |
35 |
35 |
+ |
0,307 |
1,000 |
0,307 |
0,000054170 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запах |
25 |
25 |
+ |
0,219 |
1,000 |
0,219 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консистенция |
15 |
12 |
- |
0,132 |
0,800 |
0,106 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цвет |
12 |
11 |
- |
0,105 |
0,917 |
0,096 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядок укладывания |
4 |
3 |
- |
0,035 |
0,750 |
0,026 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цена |
17 |
17 |
+ |
0,149 |
1,000 |
0,149 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информативность упаковки |
6 |
6 |
+ |
0,053 |
1,000 |
0,053 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комплексный обощен.показатель |
0,956 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание − Источник: собственная разработка. Таблица 13 – Оценка уровня конкурентоспособности образца №3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка уровня |
Оцениваемый образец: Сайра тихоокеанская, ЗАО «Южморрыбфлот» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование показателя |
Базовое значение |
Фактическое значение |
Влияние фактического значения |
Коэффи-циент значимо-сти |
Относительное значе-ние |
Комп-лексное значе-ние |
Интеграль-ный показатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вкус |
35 |
35 |
+ |
0,307 |
1,000 |
0,307 |
0,000047797 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запах |
25 |
23 |
- |
0,219 |
0,920 |
0,201 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консистенция |
15 |
12 |
- |
0,132 |
0,800 |
0,106 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цвет |
12 |
12 |
+ |
0,105 |
1,000 |
0,105 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядок укладывания |
4 |
3 |
- |
0,035 |
0,750 |
0,026 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цена |
17 |
14 |
- |
0,149 |
0,824 |
0,123 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информативность упаковки |
6 |
4 |
- |
0,053 |
0,667 |
0,035 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комплексный обощен.показатель |
0,903 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание − Источник: собственная разработка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 14 – Оценка уровня конкурентоспособности образца №4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание − Источник: собственная разработка. |
Далее составим сравнительную оценку исследуемых образцов. Результаты сведем в таблицу 15.
Таблица 15 – Сравнительная оценка исследуемых образцов
Объекты |
Комплексный обобщенный показатель |
Фактическая стоимость |
Интегральный показатель |
Реальная стоимость |
Степень переплаты (недоплаты) в % |
Сумма переплаты (недоплаты) |
Базовый |
1,0000 |
12300,000 |
0,00007630 |
12300,0 |
0,0 |
0,0 |
____________________ | ||||||
1 |
0,9473 |
18300,000 |
0,00005177 |
11367,9 |
37,9 |
6932,1 |
2 |
0,9561 |
17650,000 |
0,00005417 |
11473,2 |
35,0 |
6176,8 |
3 |
0,9034 |
18900,000 |
0,00004780 |
10840,4 |
42,6 |
8059,6 |
4 |
0,6581 |
12200,000 |
0,00005394 |
10947,5 |
10,3 |
1252,5 |
Примечание − Источник: собственная разработка.
На основании данных представленных в таблице видно, что представленные образцы являются менее конкурентоспособными по сравнению с базисным. Наиболее низкие интегральные показатель имеют образецы под №3 и №1, т.к. их фактическая цена значительно выше цены базисного образца. По показателям вкус, запах, консистенция и цвет был существенно снижен интегральный показатель образца под №4 «Сельдь атлантическая» ООО РК «За Родину». Интегральный показатель образца №2 был снижен за счет показателей консистенция, цвет и порядок укладывания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После написания курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Рыба, которая служит основой для рыбных консервов, по питательности и вкусовым свойствам не уступает мясу, а по усвояемости превосходит его. Рыбная пища, особенно экстрактивные вещества бульона из рыбы, вызывают более обильное выделение желудочного сока, чем мясная. Ценность рыбы определяется наличием в ее составе от 15 % до 26 % белков. Белки рыбы содержат 20 аминокислот, из них 8 являются незаменимыми для человеческого организма. Эти аминокислоты не синтезируются в организме человека и должны в определенных соотношениях поступать с пищей. Отсутствие в пище любой из восьми аминокислот вызывает нарушение здоровья.
Рыба содержит также жиры (0,1−30 %), витамины и минеральные вещества (0,9−2 %). В отличие от жира млекопитающих животных жир рыбы жидкий, т.к. содержит большое количество полиненасыщенных жирных кислот, которые играют важную роль в обмене веществ. В морской рыбе по сравнению с пресноводной содержится больше минеральных веществ, поэтому некоторые рыбы обладают специфическим ароматом моря – йодистым запахом – или имеют приятный кисловатый привкус.
2. В результате проведения
органолептической оценки
3. Была разработана бальная шкала для оценки качества рыбных консервов, согласно которой проводилась органолептическая оценка. В результате которой наибольшее количество баллов (100) набрал образец под №1 «Сайра тихоокеанская натуральная с добавлением масла производства ОАО «Мамоновский рыбоконсервный комбинат». Образец под номером 5, набравший меньше всего баллов (31), не соответствует требованиям настоящего ГОСТа по показателям вкус, запах, цвет бульона и мяса рыбы. Наличие прогорклого вкуса и запаха мяса рыбы и бульона является не допустимым.
4. Была проведена оценка конкурентоспособности представленных образцов. В результате чего, было установлено, что данные товары имеют более низкую конкурентоспособность по сравнению с базовым образцом по показателям цена и вкус и запах.
Т.к. производителями представленных образцов являются российские рыбные комбинаты мы не можем внести предложения по повышению конкурентоспособности их товаров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ГОСТ 11771−93 «Консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов. Упаковка и маркировка». Минск: Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1993. – 14 с.;
2. ГОСТ 13865−2000 «Консервы рыбные натуральные с добавлением масла. Технические условия». Минск: Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2000. – 12 с.;
3. ГОСТ 20221−90 «Консервы рыбные.
Метод определения отстоя в масле» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: [http:www.standartgost.ru/ГОСТ
4. ГОСТ 26664−85 «Консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов. Методы определения органолептических показателей, массы нетто и массовой доли составных частей». Москва: Государственный комитет СССР по стандартизации, 1986. – 9 с.;
5. ГОСТ 27207−87 «Консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов. Метод определения поваренной соли». Москва: Государственный комитет СССР по стандартизации, 1987. – 9 с.;
6. ГОСТ 8756,0−70 «Продукты пищевые
консервированные. Отбор проб и
подготовка к испытанию» [
7. ГОСТ 8756,18−70 «Продукты пищевые
консервированные. Метод определения
внешнего вида, герметичности тары и состояния
внутренней поверхности металлической
тары» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
[http:www.standartgost.ru/ГОСТ
8. Касьянов Г.И., Иванова Е.Е., Одинцов А.Б., Студенцова Н.А., Шалак М.В. Технология переработки рыбы и морепродуктов: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: ИЦ МарТ, 2001. – 416 с.
9. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебник. – Ростов-на-Дону: Издательский центр МарТ, 1999. – 448 с.
10. Первая специализированная
выставка «Рыбная индустрия» пройдет
в Минске в сентябре [Электронный ресурс].
— Режим доступа:
[http://www.produkt.by/News/
11. Право
на импорт рыбы и морепродуктов в Беларусь
в 2011 году получили 25 компаний [Электронный ресурс].
— Режим доступа:
[http://www.agrobel.by/ru/
12. Репников Б.Т. Товароведение и биохимия рыбных товаров: Учебное пособие / Репников Б.Т. – Москва: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2008. – 220 с.
13. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2012: сборник. / Национальный статистический комитет РБ. – Минск, 2012. ― 582 с.
14. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров: Учебник / Тимофеева В.А. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 448 с.
15. Товароведение и экспертиза
продовольственных товаров
16. Шевченко В.В. Товароведение и экспертиза качества рыбы и рыбных товаров: Учебник / Шевченко В.В. – Санкт-Петербург: ИЦ Питер, 2005. – 256 с.
17. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебное пособие. – Москва: ИКЦ МарТ, 2004. – 392 с.
18. Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза рыбы и рыбных товаров: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: ИЦ МарТ, 2001. – 160 с.
19. Фурс, И.Н. Конкурентоспособность продовольственных товаров: учеб. пособие / И.Н. Фурс. — Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2004. — 346 с.