Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:43, дипломная работа
Реструктуризация железнодорожного транспорта нашей страны вступает в завершающую стадию. Действовавший в течение десятилетий в условиях плановой экономики механизм централизованного управления практически полностью демонтирован. Внесены коренные изменения в систему управления отраслью, её производственные и организационно-управленческие структуры. Федеральный железнодорожный транспорт как единый производственно-технологический комплекс в России уже не существует.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. 5
1.1. Стратегический анализ 5
2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫХ СТРУКТУР. Реформирование железнодорожного транспорта. 12
2.1. Особенности российской тарифной системы 15
2.2. Модели реформирования 16
2.3. Зарубежный опыт реформирования железнодорожной отрасли 17
2.3.1. Реформирование железных дорог Швеции. 17
2.3.2. Реструктуризация железных дорог в Германии. 18
2.3.3. Реформа на железных дорогах Великобритании. 19
2.3.4. Третий этап реформирования ОАО «РЖД» 21
3. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 22
3.1. Текущее состояние хозяйства пути и сооружений 22
3.1.1. Анализ организационно-функциональной структуры управления путевым хозяйством 33
3.2. Текущее состояние хозяйства автоматики и телемеханики 34
3.3. Текущее состояние хозяйства электрификации и электроснабжения 36
3.4. Выводы 37
3.5. SWOT-анализ хозяйств инфраструктуры ОАО «РЖД» 38
3.6. Основные направления развития хозяйства инфраструктуры. 43
3.7. Стратегические цели ОАО «РЖД» при реформировании инфраструктуры 44
4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 45
4.1. Видение развития Дирекции инфраструктуры 45
4.2. Миссия Дирекции инфраструктуры 46
4.3. Цели и задачи Дирекции инфраструктуры 46
5. ЦЕЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.
6. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 49
6.1. Производственная структура Дирекции инфраструктуры 49
6.2. Целевая модель взаимодействия Дирекции инфраструктуры в целевом состоянии Холдинга ОАО «РЖД» 52
6.3. Модель обмена продуктами/услугами Дирекции инфраструктуры. 52
7. ОЦЕНКА РИСКОВ 57
7.1. Риски взаимодействия Дирекции инфраструктуры с другими бизнес-единицами 57
8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ СОЗДАНИЯ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 60
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Приложение 1
Развернутая длина сети железных дорог, км | |||||
Железные дороги |
Главные |
Станционные и |
Подъездные пути |
% станц.
и | |
Всего |
в т.ч.
с организов. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Октябрьская |
13363,369 |
4945,374 |
1101,779 |
0,000 |
47,677 |
Калининградская |
904,783 |
412,577 |
223,191 |
96,744 |
66,8 |
Московская |
13014,301 |
5646,482 |
1327,567 |
128,898 |
63,8 |
Горьковская |
7958,570 |
3155,987 |
862,280 |
191,938 |
59,6 |
Северная |
8642,697 |
3034,751 |
570,915 |
0,000 |
50,9 |
Северо-Кавказская |
8539,036 |
4236,819 |
795,525 |
0,000 |
67,1 |
Юго-Восточная |
6709,494 |
2820,715 |
529,363 |
0,000 |
67,3 |
Приволжская |
6123,736 |
2467,226 |
426,679 |
0,000 |
58,2 |
Куйбышевская |
7280,684 |
3446,251 |
631,036 |
9,185 |
72,5 |
Свердловская |
9533,066 |
3922,977 |
396,292 |
0,000 |
55,2 |
Южно-Уральская |
7949,954 |
3223,045 |
572,501 |
0,000 |
67,1 |
Западно-Сибирская |
8963,855 |
3600,930 |
695,789 |
0,000 |
64,8 |
Красноярская |
4546,951 |
1554,377 |
390,953 |
0,000 |
49,2 |
Восточно-Сибирская |
6215,588 |
2506,295 |
400,995 |
0,000 |
65,1 |
Забайкальская |
5932,913 |
2053,161 |
298,713 |
0,000 |
61,5 |
Дальневосточная |
8351,308 |
3402,287 |
621,781 |
174,853 |
53,3 |
Всего по сети |
124030,305 |
50429,254 |
9845,359 |
601,618 |
59,2 |
Приложение 2
Приложение 3.
Структура активов и состояние основных фондов хозяйства электроснабжения
Таблица 1
Структура
активов хозяйства
Показатель |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Основные фонды, млн. руб. |
137 257 |
174 936 |
235 931 |
271 244 |
353 471 |
441 326 |
Оборотные активы, млн. руб. |
1139,467 |
1190,022 |
1273,479 |
1345,774 |
1545,086 |
1921,356 |
ИТОГО, млн. руб. |
138 396 |
176 126 |
237 204 |
272 590 |
355 016 |
443 247 |
Основные фонды, % |
99,18 |
99,32 |
99,46 |
99,51 |
99,56% |
99,57% |
Оборотные активы, % |
0,82 |
0,68 |
0,54 |
0,49 |
0,44% |
0,43% |
ИТОГО, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,00% |
100,00% |
Таблица 2
Износ основных фондов хозяйства электроснабжения (2005–2010 годы), %
Показатель |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Износ основных фондов, в целом по ОАО «РЖД», % |
63,92 |
7,9 |
13 |
18 |
21,6 |
23,14 |
Износ ОФ хозяйства электроснабжения, % |
54,78 |
9,24 |
14 |
19 |
23 |
26,70 |
Здания |
48,92 |
4,8 |
6,9 |
9,4 |
11,6 |
14,06 |
Сооружения |
52,46 |
8,67 |
13,2 |
16,9 |
21,5 |
25,38 |
в том числе передаточные устройства |
52,3 |
8,34 |
13,1 |
16,8 |
21,3 |
25,09 |
Машины и оборудование, инструмент |
68,07 |
14,3 |
21,7 |
28,1 |
33,9 |
34,97 |
Транспортные средства |
65,98 |
14,59 |
19,3 |
24,8 |
31,6 |
34,12 |
Инвентарь, другие виды основных средств |
65,57 |
29,4 |
33,3 |
46,8 |
43,1 |
60,36 |
Таблица 3
Динамика эксплуатационных расходов хозяйства электроснабжения, млн. руб.
Показатель |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Изменения за период | |
абс., млн. руб. |
отн., % | |||||||
Эксплуатационные расходы, всего |
18 712,8 |
26 229,1 |
28 789,4 |
32 711,7 |
39 000,9 |
46 519,8 |
27 807,0 |
148,6 |
Эксплуатационные расходы без
учета амортизационных |
11 525,8 |
14 268,6 |
14 773,7 |
15 926,8 |
18 865,3 |
22 929,7 |
11 403,9 |
98,9 |
Таблица 4
Структура эксплуатационных расходов хозяйства электроснабжения, млн. руб.
Статья расходов |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Изменения |
за 2005 – 2010 годы |
абс., млн. руб. |
отн.,% | |||||||
Фонд оплаты труда |
4 483,5 |
5 968,9 |
6 869,8 |
7 993,5 |
9 201,1 |
11 900,9 |
7 417,4 |
165,4 |
Отчисления на социальные нужды |
1 520,2 |
1 804,1 |
1 698,4 |
1 942,3 |
2 214,2 |
2 716,9 |
1 196,7 |
78,7 |
Материалы |
2 198,9 |
2 536,1 |
2 209,7 |
2 263,1 |
2 639,4 |
2 885,2 |
686,3 |
31,2 |
Топливо |
228,3 |
310,5 |
397,0 |
495,3 |
479,6 |
649,7 |
421,4 |
184,6 |
Электроэнергия |
527,4 |
614,5 |
640,6 |
684,3 |
772,9 |
866,2 |
338,8 |
64,2 |
Прочие материальные затраты |
2 152,7 |
2 652,5 |
2 561,6 |
1 148,2 |
1 931,9 |
2 005,8 |
-146,9 |
-6,8 |
Амортизационные отчисления |
7 187,0 |
11 960,5 |
14 015,7 |
16 784,9 |
20 135,6 |
23 590,1 |
16 403,1 |
228,2 |
Прочие |
414,8 |
382,0 |
396,6 |
1 400,1 |
1 626,2 |
1 905 |
1 490,2 |
359,3 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
18 712,8 |
26 229,1 |
28 789,4 |
32 711,7 |
39 000,9 |
46 519,8 |
27 807,0 |
148,6% |
Приложение 4
Приложение 5
ПЕРЕЧЕНЬ
ключевых
показателей деятельности
ОАО «РЖД» с указанием пороговых,
стимулирующих значений и весовых коэффициентов
№ |
Перспектива оценки |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Формула расчета показателя |
Периодич- ность мониторинга |
Тип показателя |
Методика оценки |
Пороговое значение |
Стимули-рующее значение |
Весовой коэффициент показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Центральная дирекция инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД" |
|||||||||
1.1 |
Экономика и финансы |
Выручка, начисленная по всем видам деятельности |
млн. руб. |
Выручка, начисленная по перевозкам + Выручка, начисленная по прочим видам деятельности |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Достижение целевого значения - выполнение бюджета продаж |
КПЭц - 2% |
КПЭц + 2% |
0,00% !!!!! |
1.2 |
Экономика и финансы |
Выручка, начисленная по перевозочным видам деятельности |
млн. руб. |
Выручка, начисленная по перевозкам |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Достижение целевого значения - выполнение бюджета продаж |
КПЭц - 2% |
КПЭц + 2% |
4,91% |
1.3 |
Экономика и финансы |
Выручка, начисленная по прочим видам деятельности |
млн. руб. |
Выручка, начисленная по прочим видам деятельности |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Достижение целевого значения - выполнение бюджета продаж |
КПЭц - 2% |
КПЭц + 2% |
0,00% !!!! |
1.4 |
Экономика и финансы |
Расходы по всем видам деятельности |
млн.руб. |
Затраты по перевозочным видам деятельности + Затраты по прочим видам деятельности |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Экономия, снижение затрат |
КПЭц + 2% |
КПЭц - 2% |
0,00%!!!! |
1.5 |
Экономика и финансы |
Расходы по перевозочным видам деятельности |
млн.руб. |
Затраты по перевозочным видам деятельности |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Экономия, снижение затрат |
КПЭц + 2\% |
КПЭц - 2% |
0,00% !!! |
1.6 |
Экономика и финансы |
Расходы по прочим видам деятельности |
млн.руб. |
Затраты по прочим видам деятельности |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Экономия, снижение затрат |
КПЭц + 2% |
КПЭц - 2% |
0,00%!!! |
1.7 |
Экономика и финансы |
Прибыль по прочим видам деятельности |
млн.руб. |
Финансовый результат по прочим видам деятельности |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Достижение целевого значения, рост прибыли |
КПЭц - 2% |
КПЭц + 2% |
3,57% |
1.8 |
Экономика и финансы |
Рентабельность по прочим видам деятельности |
% |
(Финансовый результат по |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Достижение целевого значения, повышение рентабельности |
КПЭц - 2% |
КПЭц + 2% |
0,00%!!! |
1.9 |
Экономика и финансы |
Непроизводительные расходы |
руб. |
В соответствии с Методикой оценки непроизводительных расходов |
Ежеквартально |
Показатель мониторинга |
Экономия, снижение затрат |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. - 2% |
3,57% |
1.10 |
Экономика и финансы |
Выручка, начисленная по предоставлению услуг инфраструктуры в пригородном сообщении |
млн.руб. |
Выручка, начисленная за предоставление услуг инфраструктуры при пассажирских перевозках в пригородном сообщении |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Достижение целевого значения - выполнение бюджета продаж |
КПЭц - 2% |
КПЭц + 2% |
3,13% |
1.11 |
Экономика и финансы |
Себестоимость перевозок |
коп. / 10 прив. тонно-км |
Себестоимость перевозок на дороге |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Снижение себестоимости |
КПЭц + 2% |
КПЭц - 2% |
3,57% |
1.12 |
Экономика и финансы |
Оборачиваемость запасов |
раз |
(Списание запасов в |
Ежеквартально |
Показатель контроля |
Повышение оборачиваемости запасов |
КПЭц - 2% |
КПЭц + 2% |
0,00% |
1.13 |
Экономика и финансы |
Фондоотдача в натуральном выражении |
приведенные тонно-км / млн. руб. |
(Приведенная работа в |
Ежеквартально |
Показатель контроля |
Повышение фондоотдачи |
КПЭц - 2% |
КПЭц + 2% |
0,00% |
1.14 |
Экономика и финансы |
Дебиторская задолженность |
млн. руб. |
Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики (в т.ч. по перевозкам), авансы выданные, на конец периода |
Ежеквартально |
Показатель контроля |
Достижение целевого значения - выполнение
норматива дебиторской |
КПЭц |
КПЭц -2% |
3,13% |
1.15 |
Экономика и финансы |
Кредиторская задолженность |
млн. руб. |
Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики, авансы полученные, на конец периода |
Ежеквартально |
Показатель контроля |
Достижение целевого значения - выполнение норматива кредиторской |
КПЭц + 2% |
КПЭц - 2% |
3,13% |
Экономика и финансы |
25,01% | |||||||||
1.16 |
Производство и безопасность движения |
Грузооборот |
млн. тонно-км |
Грузооборот в границах ДИ |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Достижение целевого значения - выполнение плана по грузообороту |
КПЭц - 5% |
КПЭц + 5% |
1,94% |
1.17 |
Производство и безопасность движения |
Пассажирооборот |
млн. пассажиро-км |
Пассажирооборот в дальнем следовании в границах ДИ + Пассажирооборот в пригородном сообщении в границах ДИ |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Достижение целевого значения - выполнение плана по пассажирообороту |
КПЭц - 5% |
КПЭц + 5% |
1,94% |
1.18 |
Производство и безопасность движения |
Коэффициент безотказности инфраструктуры |
млн. тонно-км брутто / отказы |
Среднее количество выполненной тонно-километровой работы между отказами в границах ДИ |
Ежеквартально |
Показатель мониторинга |
Повышение коэффициента безотказности инфраструктуры |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. + 5% |
1,94% |
1.19 |
Производство и безопасность движения |
Приведенная работа |
млн. приведенных тонно-км |
Приведенная работа в границах железной дороги (для расчета себестоимости) |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Достижение целевого значения - выполнение плана по приведенной работе |
КПЭц - 5% |
КПЭц + 5% |
1,94% |
1.20 |
Производство и безопасность движения |
Количество крушений поездов и аварий |
ед. |
Количество нарушений |
Ежемесячно |
Показатель мониторинга |
Снижение количества крушений поездов и аварий |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. - 5% |
1,94% |
1.21 |
Производство и безопасность движения |
Удельное количество транспортных происшествий, кроме крушений и аварий, связанных с нарушением безопасности движения |
ед. / млн. поездо-км |
(Количество нарушений |
Ежемесячно |
Показатель мониторинга |
Снижение удельного количества транспортных происшествий, кроме крушений и аварий, связанных с нарушением безопасности движения |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. - 5% |
1,94% |
1.22 |
Производство и безопасность движения |
Удельное количество событий, связанных с нарушением безопасности движения |
ед. / млн. поездо-км |
(Количество нарушений |
Ежемесячно |
Показатель мониторинга |
Снижение удельного количества событий, связанных с нарушением безопасности движения |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. - 5% |
1,94% |
1.23 |
Производство и безопасность движения |
Производительность труда в |
млн. приведенных тонно-км / 1000 чел |
(Приведенная работа в |
Ежемесячно |
Показатель контроля |
Повышение производительности труда |
КПЭц - 5% |
КПЭц + 5% |
1,94% |
1.24 |
Производство и безопасность движения |
Качество взаимодействия "заказчик-подрядчик" |
баллы |
В соответствии с Методикой оценки качества взаимодействия "заказчик-подрядчик" |
Ежемесячно |
Показатель мониторинга |
Повышение качества взаимодействия "заказчик-подрядчик" |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. + 5% |
1,94% |
1.25 |
Производство и безопасность движения |
Количество временных |
ед. |
Количество временных |
Ежемесячно |
Показатель мониторинга |
Снижение количества временных предупреждений об ограничении скорости движения поездов |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. - 5% |
1,94% |
1.26 |
Производство и безопасность движения |
Количество отказов работы устройств электроснабжения, вызвавших задержки поездов |
ед. |
Количество отказов работы устройств электроснабжения, вызвавших задержки поездов |
Ежеквартально |
Показатель мониторинга |
Снижение количества отказов работы устройств электроснабжения, вызвавших задержки поездов |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. - 5% |
1,94% |
1.27 |
Производство и безопасность движения |
Количество отказов работы устройств автоматики и телемеханики, вызвавших задержки поездов |
ед. |
Количество отказов работы устройств автоматики и телемеханики, вызвавших задержки поездов |
Ежеквартально |
Показатель мониторинга |
Снижение количества отказов работы устройств автоматики и телемеханики, вызвавших задержки поездов |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. - 5% |
1,94% |
1.28 |
Производство и безопасность движения |
Удельный расход электроэнергии на тягу поездов |
кВт.ч / 10 тыс. ткм брутто |
Удельный расход электроэнергии на тягу поездов |
Ежеквартально |
Показатель контроля |
Повышение энергоэффективности |
КПЭц - 5% |
КПЭц + 5% |
1,94% |
1.29 |
Производство и безопасность движения |
Удельный расход топлива на тягу поездов |
кг у.т. / 10 тыс. ткм брутто |
Удельный расход топлива на тягу поездов |
Ежеквартально |
Показатель контроля |
Повышение энергоэффективности |
КПЭц - 5% |
КПЭц + 5% |
1,94% |
Производство и безопасность движения |
35,00% | |||||||||
1.30 |
Клиенты и рынки |
Выполнение графика движения грузовых поездов |
% |
((Количество проследовавших |
Ежедневно |
Показатель мониторинга |
Достижение целевого значения - 100% |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. + 5% |
10,00% |
1.31 |
Клиенты и рынки |
Выполнение расписания движения пассажирских поездов |
% |
((Количество фактов прибытия |
Ежедневно |
Показатель мониторинга |
Достижение целевого значения - 100% |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. + 5% |
10,00% |
Клиенты и рынки |
20,00% | |||||||||
1.32 |
Персонал и развитие |
Соотношение темпов роста реальной заработной платы и производительности труда |
% |
(Темпы роста реальной |
Ежемесячно |
Показатель мониторинга |
Положительной динамикой считается, если значение показателя меньше или равно 1. |
100% |
99% |
2,60% |
1.33 |
Персонал и развитие |
Текучесть кадров |
% |
(Число уволенных по |
Ежеквартально |
Показатель мониторинга |
Снижение текучести кадров |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. - 1% до достижения 5% |
2,15% |
1.34 |
Персонал и развитие |
Укомплектованность штата |
% |
(Списочная численность |
Ежеквартально |
Показатель контроля |
Повышение укомплектован-ности штата |
КПЭц - 3% |
КПЭц + 1% |
3,37% |
1.35 |
Персонал и развитие |
Количество работников, повысивших квалификацию, прошедших переподготовку |
чел. |
Количество работников, повысивших квалификацию, прошедших переподготовку |
Ежеквартально |
Показатель контроля |
Повышение количества обученных работников |
КПЭц |
КПЭц + 5% |
1,60% |
1.36 |
Персонал и развитие |
Производственный травматизм |
чел. |
Количество пострадавших за текущий год |
Ежеквартально |
Показатель мониторинга |
Снижение количества пострадавших по вине работодателя |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. - 10% |
3,78% |
1.37 |
Персонал и развитие |
Доля рабочих мест, соответствующих требованиям норм охраны труда |
% |
Количество рабочих мест, соответствующих требованиям норм охраны труда (класс 1,2) / Количество рабочих мест, прошедших аттестацию в отчетном году |
Ежеквартально |
Показатель мониторинга |
Повышение количества рабочих мест,
соответствующих требованиям |
КПЭф.п.п. |
КПЭф.п.п. +5% |
1,88% |
1.38 |
Персонал и развитие |
Среднемесячная заработная плата работников, занятых на перевозках |
руб. |
(Фонд начисленной заработной
платы контингента, затраты на
содержание которого относятся
на себестоимость перевозок) / (Численность
работников списочного состава
(без внешних совместителей), затраты
на содержание которого |
Ежемесячно |
Показатель мониторинга |
Увеличение среднемесячной заработной платы |
КПЭц |
КПЭц + 3% |
2,31% |
1.39 |
Персонал и развитие |
Среднемесячная заработная плата работников по всем видам деятельности |
руб. |
(Фонд начисленной заработной
платы, всего) / (Численность работников
списочного состава (без |
Ежемесячно |
Показатель мониторинга |
Увеличение среднемесячной заработной платы |
КПЭц |
КПЭц + 3% |
2,31% |
Персонал и развитие |
20,00% |