Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:17, курсовая работа
Обстановка на дорогах страны исключительно сложная. Необходимо по этому поводу принимать самые решительные меры на улицах и дорогах. Здесь не может быть важных и менее важных мер, первоочередных и второстепенных – все они окажут нужное воздействие в комплексе. Любые меры окажутся малоэффективными, если люди за рулем и на пешеходных дорогах, не поймут, что снижение напряженности зависит лично от них. Вот почему таким важным и необходимым я считаю, изучение правил дорожного движения, знание положение этого документа, а также всех последствий, которые влечет за собой нарушение общепринятых норм.
При S0<Sa следует вывод о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие. Превышение S0 над Sa, или их равенство, говорит об отсутствии технической возможности у водителя остановить свое АТС применением экстренного торможения до линии движения опасного объекта, в момент возникновения опасности для движения.
4.3.1. Методические принципы расчета технической возможности предотвратить ДТП путем экстренного торможения ТС
Техническая возможность у водителя ТС предотвратить наезд на удаляющееся от него препятствие определяется тем, мог ли водитель применением экстренного торможения – к моменту контактирования с препятствием – снизить скорость ТС до скорости движения препятствия.
Условие наличия технической возможности у водителя ТС применением торможения предотвратить наезд на препятствие, движущее в попутном направлении:
где, Sa, м – удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности;
Sn, м – путь, пройденный препятствием с момента возникновения опасности до момента столкновения;
Va, км/ч – скорость движения ТС;
Vn, км/ч – скорость движения препятствия;
j, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;
T, с – время приведения тормозов ТС в действие;
Условие отсутствия технической возможности у водителя ТС применением торможения предотвратить наезд на препятствие, движущееся в попутном направлении:
где, Sa, м – удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности;
Sn, м – путь, пройденный препятствием с момента возникновения опасности до момента столкновения;
T, с – время приведения тормозов ТС в действие;
Va, км/ч – скорость движения ТС;
Vn, км/ч – скорость движения препятствия;
j, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;
Если препятствие удаляется от ТС под углом, а к продольной оси дороги, то в данные формулы вводится соответствующая поправка на cos a:
где, Sa, м – удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности;
Sncos α, м – путь, пройденный препятствием до места столкновения в продольном направлении;
T, с – время приведения тормозов ТС в действие;
Va, км/ч – скорость движения ТС;
Vn cos α, км/ч – продольная составляющая скорости движения препятствия;
j, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;
Данные формулы в равной степени применимы как при исследовании наездов на пешеходов и т.п., так и при анализе столкновений попутных ТС.
Пример:
Передней частью автомобиля «ВАЗ-21099», двигавшегося без пассажиров по асфальтированной, заснеженной, горизонтального профиля проезжей части со скоростью Va=60 км/ч, был сбит велосипедист, появившийся в свете фар автомобиля на его полосе движения. Велосипедист двигался в попутном направлении с «Вазом» и был сбит им в процессе торможения, преодолев до наезда в свете фар автомобиля расстояние Sn=15 м со скоростью 12 км/ч. Автомобиль после наезда до остановки преодолел в заторможенном состоянии расстояние ST = 7м. Имел ли водитель «ВАЗ-21099» техническую возможность предотвратить наезд на велосипедиста в момент начала движения последнего на пути 15м до места наезда?
Применимые исходные параметры:
J=2,9 м/с2, t1=1,2 c, t2=0,1 c, t3=0,15 c.
Решение:
Удаление (Sa) автомобиля от места наезда в рассматриваемый момент составляло около 57 м:
,
где, Sa, м – удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности;
Va, км/ч – скорость движения ТС;
Vn, км/ч – скорость движения препятствия;
Sn, м – путь, пройденный препятствием с момента возникновения опасности до момента столкновения;
j, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;
ST, м – тормозной путь;
Расстояние между «ВАЗ-21099» и велосипедистом в этот же момент составляло около 42 м.
Наименьшее расстояние между «ВАЗ-21099» и велосипедистом, достаточное для того, чтобы при экстренном торможении автомобиля он не вступил в контакт с велосипедистом, составляло около 49 м.
где, Va, км/ч – скорость движения ТС;
Vn, км/ч – скорость движения препятствия;
j, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;
T, с – время приведения тормозов ТС в действие;
(Здесь Т=t1+t2+0,5*t3=1,2+0,1+
42 м меньше 49 м, указанная техническая возможность отсутствовала.
В настоящее время изучены частные случаи механизма наезда на препятствие, движущееся под произвольным углом к ТС, - когда препятствие движется в поперечном направлении к проезжей части, а также строго в попутном направлении с ТС или строго навстречу ему, причем здесь не наблюдается какого-либо единого подхода. Определение затруднения возникают при этом при выборе формулы, по которой следует производить расчет, если препятствие двигалось, например, под углом 300 к продольной оси дороги, приближаясь к ТС или удаляясь от него. С физической точки зрения, эти случаи принципиально отличаются друг от друга, а между тем зачастую они исследуются по методике, разработанной для поперечного движения, либо по формулам, предложенным для случаев препятствия и ТС строго в попутном направлении или строго навстречу друг другу.
Стремясь устранить эту неясность, предлагаем формулу, с помощью которой, полагаем, может быть решен вопрос о наличии (отсутствии) у водителя технической возможности предотвратить наезд ТС на предприятие, движущееся под произвольным углом к ТС.
Препятствие движется под углом α к продольной оси дороги, удаляясь от ТС.
Водитель имеет техническую
возможность предотвратить
Время с момента возникновения
опасности (или начала реакции водителя
с последующим применением
где, T, с – время приведения тормозов ТС в действие;
j, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;
Va, км/ч – скорость движения ТС;
t, с – время с момента возникновения опасности
Vn cos α, км/ч – продольная составляющая скорости движения препятствия;
За это время препятствие продвинется в продольном направлении на расстояние
где, Vn cos α, км/ч – продольная составляющая скорости движения препятствия;
T, с – время приведения тормозов ТС в действие;
Va, км/ч – скорость движения ТС;
j, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;
а ТС на расстояние
где, T, с – время приведения тормозов ТС в действие;
Va, км/ч – скорость движения ТС;
j, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;
Vn cos α, км/ч – продольная составляющая скорости движения препятствия;
И так как в момент
возникновения опасности
то о наличии у водителя технической возможности предотвратить наезд свидетельствует следующее неравенство:
,
где, Vn cos α, км/ч – продольная составляющая скорости движения препятствия;
T, с – время приведения тормозов ТС в действие;
Va, км/ч – скорость движения ТС;
j, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;
Sa, м – удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности;
Sn cosα, м – путь, пройденный препятствием до места столкновения в продольном направлении;
Раскрыв скобки и сделав элементарные преобразования, определяют условие, при котором водитель ТС мог предотвратить наезд на препятствие, удаляющееся от ТС под углом, а к продольной оси дороги:
где, Sa, м – удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности;
Sn cosα, м – путь, пройденный препятствием до места столкновения в продольном направлении;
T, с – время приведения тормозов ТС в действие;
Va, км/ч – скорость движения ТС;
Vn cos α, км/ч – продольная составляющая скорости движения препятствия;
j, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;
Обратное неравенство
или равенство его частей свидетельствует
об отсутствии у водителя ТС технической
возможности предотвратить наез
где, Sa, м – удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности;
Sn cosα, м – путь, пройденный препятствием до места столкновения в продольном направлении;
T, с – время приведения тормозов ТС в действие;
Va, км/ч – скорость движения ТС;
Vn cos α, км/ч – продольная составляющая скорости движения препятствия;
j, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;
Неравенства (2) и (3) имеют простой физический смысл: сравниваются дистанция между ТС и препятствием в продольном направлении в момент возникновения опасности и остановочный путь ТС, вычисленный при скорости сближения его с препятствием в продольном направлении.
Рассмотрим следующие частные случаи неравенств (2) – (3).
Если а=900, т.е. препятствие движется строго в поперечном направлении по отношению к направлению движения ТС, то, полагая в неравенствах (2) – (3) cos a=0, получим хорошо знакомые соотношения между Sa и So – как в случае исследования технической возможности предотвращения наезда на поперечно движущееся препятствие. Для случаев строго попутного движения препятствия и ТС необходимо принять в неравенствах (2) – (3) cos a=1.
Обоснование
достаточности для решения
возможности выполнением неравенства (3)
Если водитель заднего
ТС имеет возможность снизить
скорость до скорости движения переднего
ТС путем применения экстренного
торможения, то он имеет техническую
возможность предотвратить
Если у водителя заднего
ТС отсутствует возможность
Рис. 4.3.1. Движение ТС с разными скоростями, модель «погоня за лидером»
Принцип расчета технической возможности предотвратить ДТП путем экстренного торможения ТС
Условие, при
котором у водителя ТС 1 есть техническая
возможность предотвратить
где, Sa, м – удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности;
T, с – время приведения тормозов ТС в действие;
Va, км/ч – скорость движения ТС;
j, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;
Sn, м – путь, пройденный препятствием с момента возникновения опасности до момента столкновения;
Vn, км/ч – скорость движения препятствия;
Условие, при
котором водителя ТС 1 не имеет технической
возможности предотвратить
где, Sa, м – удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности;
T, с – время приведения тормозов ТС в действие;
Va, км/ч – скорость движения ТС;
j, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;
Sn, м – путь, пройденный препятствием с момента возникновения опасности до момента столкновения;
Vn, км/ч – скорость движения препятствия;
4.4. Экспертные исследования механизма столкновения ТС, следовавших в попутном направлении, методом транспортно-трассологической диагностики
Принцип транспортно-трассологической регистрации и систематизации данных о столкновениях
При производстве транспортно-трассологических экспертиз, связанных со столкновениями ТС, наряду с общими сведениями о ДТП эксперту необходимы данные о поврежденных ТС. В материалах уголовных дел (протоколах осмотра ТС и др.), как правило, таких сведений в достаточном объеме не содержится, что затрудняет, а иногда делает невозможным проведение экспертных исследований.
Информация о работе Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы