Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 10:31, реферат
I. Правовая действительность жизни трудового кодекса и проблемы совершенствования трудового законодательства.
II. Предложения по внесению изменений в законодательство РФ об административной ответственности (в КоАП РФ), с целью повышения уровня ответственности работодателей за нарушения прав работников.
Проект Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2014-2020 годы содержит планы усиления вовлеченности работников и работодателей в социальный диалог за счет реализации следующих целей:
формирование и пропагандирование системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства;
создание трёхканальной системы взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями (создание сети современных Центров взаимодействия по вопросам труда на основе переоборудования офисов государственных инспекций труда и организации их работы по взаимодействию с работниками и работодателями в соответствии с новыми принципами, создание Федерального центра телефонного обслуживания по вопросам соблюдения трудового законодательства, создание клиентоориентированных интерактивных сервисов для работников и работодателей);
создание и тиражирование памяток по трудовым правам и обязанностям работника, информационного справочника "библиотека трудовых ситуаций" для работников;
обеспечение информационного доступа к системе обязательных требований трудового законодательства, внедрение механизмов их интерактивного обсуждения в сети Интернет посредством проведения опросов, онлайн-обсуждений.
Заключение. Обобщенный вывод по теме доклада.
Основными причинами, сдерживающими развитие социального партнерства в нашей стране, по данным современных исследований, являются:
- нежелание работодателей
обременять себя
- экономическая и финансовая
нестабильность работы многих
организаций, особенно малого бизнеса,
что затрудняет определение
- неэффективный механизм
правового регулирования
- отсутствие доверия к
профсоюзам со стороны
Одной из значимых проблем построения партнерских отношений на уровне организации является низкая информированность работников и работодателей о нормативных правовых основах социального партнерства и его перспективных методах.
В данных условиях участие государственных инспекторов труда в развитии различных направлений и форм социального партнерства требует, в первую очередь, знания нормативного правового обеспечения диалога сторон социально-трудовых отношений и их взаимодействия с органами Роструда.
Тема 2.14 «Участие государственных инспекций труда в профилактике нарушений на производстве приводящих к временной нетрудоспособности и профессиональным заболеваниям»
Проводимый мониторинг состояния производственного травматизма и состояния охраны труда используется для принятия решения о проведении комплексных совместных проверок надзорно -контрольными органами на конкретных предприятиях.
Наиболее типичными нарушениями по охране труда являются нарушения требований трудового законодательства, связанного с охраной труда по вопросам:
- обучения и инструктирования работников по охране труда;
- проведения специальной оценки по условиям труда;
- соблюдения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве;
- обеспечения работников
средствами индивидуальной
Основными причинами нарушений продолжают оставаться:
- недостаточное финансирование
работодателями мероприятий по
улучшению охраны труда в
- недостаточные знания
работодателями и
- формализм при проведении
инструктажей работникам по
- низкая исполнительская
дисциплина отдельных
- работодателями не выводится
из эксплуатации
Предоставление работникам установленных трудовым законодательством гарантий и компенсаций, в том числе за работу во вредных и (или) опасных условиях труда
Приказом Руководителя Государственной инспекции, в целях организации системного подхода, совершенствования и повышения эффективности надзорных мероприятий в части соблюдения работодателями требований по предоставлению гарантий и компенсаций работникам при выполнении работ с вредными условиями труда, необходимо создать рабочую группу. Основными задачами рабочей группы являются организация надзорных мероприятий по данной тематике, предоставление и анализ отчетных данных по проделанной работе за установленный период, планирование работы предстоящих плановых проверок, планирование надзорных мероприятий на следующий год. Особое место в работе государственных инспекторов труда занимает проведение проверок связанных с обращением граждан о нарушениях работодателями требований по предоставлению гарантий и компенсаций. В этих случаях, при подтверждении нарушений, следует незамедлительная реакция, выраженная в применении всего спектра мер инспекторского реагирования, включая приостановки деятельности предприятий или отдельных подразделений.
Обеспечение установленного порядка проведения обучения, инструктажа и проверки знаний работников по охране труда.
Из ежегодно выявляемых государственными инспекторами труда (по охране труда) нарушений по вопросам охраны труда наибольшее количество стабильно составляют нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда.
Наиболее распространёнными нарушениями законодательства в этой сфере являются не прохождение руководителями и специалистами проверки знаний по охране труда в установленные сроки, допуск работников к самостоятельной работе без обучения и проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах.
Проведение и участие в мероприятиях направленных на информирование и консультирование работников и работодателей.
В целях предотвращения нарушений требований трудового законодательства хозяйствующими субъектами и профилактики производственного травматизма, Государственной инспекцией труда проводится информирование и консультирование сторон трудовых отношений, в том числе по телефонам «горячей линии», на официальном web- представительстве, в средствах массовой информации, а так же путем проведения соответствующих семинаров. Ежегодно Государственной инспекцией труда совместно с Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Союзом промышленников и предпринимателей организуются и проводятся выставки по охране труда, направленные на информирование работодателей и работников о новых тенденциях развития института охраны труда.
В средствах массовой информации и на сайтах сторон в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» размещалась следующая информация:
- о состоянии производственного
травматизма и
- о совместных мероприятиях,
проводимых Инспекцией с
- об изменениях в нормативных правовых актах по вопросам охраны труда;
Работа по контролю и надзору за соблюдением работодателями установленного порядка финансирования мероприятий направленных на улучшение условий труда и охрану труда.
В соответствии с требованиями статьи 226 Трудового кодекса РФ работодателями осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.03.2012 года № 181н утвержден «Типовой перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
В соответствие с требованиями ФЗ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.
Профилактика профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний
Профилактика профессиональных
и профессионально обусловленных заболеваний
— система мер медицинского (санитарно-
Тема 2.15. Предоставление гарантий и компенсации работодателями.
В соответствии со ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Нормы, предусматривающие те или иные гарантии для работников и работодателей, «пронизывают» весь ТК РФ - это государственные гарантии в области оплаты труда, гарантии при заключении трудового договора, гарантии, связанные с ведением коллективных переговоров, гарантии, установленные для отдельных категорий работников.
2.1. Нормы Трудового кодекса РФ о гарантиях и компенсациях.
Гарантиям и компенсациям, предоставляемым работникам, посвящен отдельный раздел VII Трудового кодекса РФ. Структура раздела включает главы, содержащие общие положения (глава 23) и отдельные виды гарантий и компенсаций (главы 24-28).
Так как в одном разделе урегулировать в полном объеме предоставляемые работникам гарантии и компенсации невозможно, законодатель включил в другие разделы ТК РФ положения, определяющие предоставление работникам гарантий и компенсаций (например, гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда закреплены в соответствующих разделах ТК РФ «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда»).
В соответствии со ст. 164 ТК РФ гарантии — это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Представляется, что к средствам следует относить выплаты, производимые работнику, а также приемы, которые используются для обеспечения реализации предоставляемых работнику прав. Например, сохранение места работы (должности) и среднего заработка за работником, направленным в командировку.
Под способами следует понимать определенный образ действия, обеспечивающие реализацию права работника: например, внесудебный и судебный способ защиты.
Под условиями следует понимать установленные законодательством требования, правила, а также определенное соглашение сторон трудовых отношений, выполнение которых обеспечивает реализацию права работника. Например, прекращение трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Гарантии могут носить как неимущественный (нематериальный, организационный), так и имущественный (материальный) характер.
Гарантии организационного характера проявляются в следующих формах: освобождение от работы в установленных законом случаях, предоставление другой работы, восстановление на работе по решению соответствующих органов, преимущества при реализации определенных прав.
Процедурные гарантии предусмотрены в отношении порядка расторжения трудового договора, в частности, в ст. 179 ТК РФ о необходимости учета преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, об обязанности работодателя предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность), а также о предупреждении работодателем работников о предстоящем увольнении персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Гарантии материального характера - это гарантийные выплаты и доплаты.
Гарантийными выплатами называется сохранение за работником средней заработной платы (полностью или частично) за время, когда он по уважительной причинам, предусмотренным законом, не выполнял свои трудовые обязанности.
Гарантийные выплаты производятся при: выполнении в рабочее время государственных и общественных обязанностей; освобождении от работы, обусловленном охраной труда и здоровья трудящихся (ежегодном отпуске, обязательном медицинском обследовании, сдаче крови для переливания); повышении работником без отрыва от производства квалификации и образования.
Информация о работе Мое видение направлений совершенствования Трудового Законодательства