Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 11:49, курсовая работа
Целью исследования является изучение франчайзинга как способа повышения конкурентного преимущества предприятия.
Задачи курсовой работы:
Дать понятие конкуренции, ее сущности и видам
Определить как оценивают конкурентоспособность предприятий гостеприимства
Выявить специфику конкуренции в туризме
Исследовать франчайзинг как новую концепцию повышения конкуренции
Изучить сущности и основные понятия франчайзинга
Введение
Глава 1: Конкуренция и ее роль в развитии гостиничного бизнеса и туризма
1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции в индустрии гостеприимства
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятий гостеприимства
1.3. Специфика конкуренции в индустрии гостеприимства
Глава 2: Организация бизнеса по системе франчайзинга как один из способов повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма
2.1 Сущность франчайзинга и его основные понятия
2.2. Особенности применения франчайзинга в индустрии гостеприимства
Заключение
Список использованной литературы
Заявление об условиях и договор являются двумя важными источниками информации, помогающими определить характер взаимоотношений между франчайзером и франчайзи. Они помогают в развитии и понимании вопросов предоставления услуг, а также ответственности сторон по отношению друг к другу. Кроме того, они закрепляют операционные и управленческие планы обоих предприятий.
Франчайзинговые взаимоотношения являются прибыльными для обеих сторон и на первый взгляд франчайзинг – это очень удобная форма ведения бизнеса в туризме – заплатил франшизу и работай. Действительно, в такой форме сотрудничества много преимуществ как для франчайзи, так и для франчайзера. Но при этом, нельзя не отметить, что франчайзинг имеет и определенный ряд недостатков.
Преимущества и недостатки фран
Преимущества |
Недостатки |
Более глубокое проникновение на рынок и увеличение сбыта продукции с минимальными инвестициями, что позволяет значительно сэкономить собственный капитал, а также свои трудовые ресурсы и получение от этого дополнительного дохода; |
Опасность приобретения негативного имиджа в случае несоблюдения франчайзи установленных стандартов качества и других необходимых договорных условий; |
Возможность сбыта на удаленных территориях; |
Риск утраты конкурентных преимуществ, связанный с раскрытием франчайзи конфиденциальной информации; |
Приобретение новых идей от партнеров по улучшению системы; |
Использование франчайзи марки и фирменного стиля франчайзера после расторжения договора; |
Возможность более быстрого вывода на рынок модифицированных и новых товаров/услуг/работ, преимущества в их продвижении и распределении; |
Сокрытие франшизополучателем важной информации или предоставление неверной информации, дающей ложное представление о рынке; |
Уменьшение риска, сопутствующего каждому бизнесу, т.к. капитал франчайзера участвует в его расширении в минимальной степени; |
Сложность контроля удаленных франшизных предприятий для головной компании, поскольку владельцы франшиз – не наемные управленцы и руководить ими на расстоянии достаточно сложно, а плохая репутация лишь одного франшизного предприятия способна испортить репутацию всей франчайзинговой сети, поставить под сомнение качество товара или услуг в сети, бросить тень на товарный знак; |
Благодаря возможности использования чужих ресурсов как финансовых, так и управленческих, франчайзинговый бизнес может развиваться значительно быстрее и в своей стране, и на международном уровне; |
Обучая франчайзи тонкостям франшизного бизнеса, передавая ему свой накопленный опыт головная компания фактически готовит себе потенциального конкурента, особенно если с течением времени, набравшись опыта, франшизополучатель выйдет из франшизной системы и станет уже реальным конкурентом; |
Крупной компании всегда легче осваивать территории регионов с помощью франчайзинговых предприятий, у которых есть хорошие знания местных условий и региональные интерес; |
Определенные трудности сохранения коммерческой тайны головной компании, поскольку франчайзи имеет доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по франчайзинговой программе на действующих франшизных предприятиях; |
Имеет возможность накапливать свой опыт ведения бизнеса за счет использования положительной информации от своей региональной сети франшизополучателя; |
Доходы ограничиваются фиксированными выплатами от франчайзи; |
Дополнительный доход от получения различных выплат. |
Отказ выплаты роялти. |
Для того чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзеры должны тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы.
Преимущества и недостатки фран
Преимущества |
Недостатки |
Покупает надежный готовый бизнес, завоевавший определенную нишу в определенном сегменте рынка, зарекомендовавший себя с положительной стороны и всесторонне опробованный головной компанией на практике в течение определенного времени и использует его конкурентные преимущества; |
Для того чтобы купить франшизу и начать работать необходимо иметь определенный начальный капитал, величина которого изменяется в значительных пределах от вида деятельности франшизы; |
Покупая франшизу фактически получает право ведения бизнеса под общепризнанным товарным знаком, что приводит к мгновенному приобретению репутации среди потребителей; |
Необходимость осуществления выплат франчайзе |
Головная компания передает стандартный пакет франшизной документации в виде четких инструкций по материалам, сырью, оборудованию, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения бизнеса и проводит курс обучения, для того чтобы владелец франшизы мог в кратчайшие сроки начать свой новый бизнес, причем в процессе работы головная компания обеспечивает франчайзи помощь, необходимые консультации и находит вместе с ним решение возникающих проблем; |
Необходимость строго соответствовать стандартам, установленным франчайзером. Франчайзи является важным звеном в сети владельцев франшизных предприятий и должен соблюдать все правила франчайзингового сотрудничества, предписанные для него головной компанией в договоре о предоставлении франшизы; |
Франчайзи является самостоятельным юридическим лицом и не теряет свою независимость при принятии решений; Экономия ресурсов на обучение персонала, изучение, становление бизнеса, маркетинга, рекламу, поиск поставщиков и т.д.; |
Чрезмерное ограничение деятельности франчайзером; |
Совершенствование технологий и методов работы согласно стандартам франчайзера; |
Возможность приобретения негативного имиджа в случае неудовлетворительной работы франчайзера. Франчайзи перед подписанием франшизного договора должен помнить, что потеря репутации франшизодателя, как правило, ведет к потере доброго имени и репутации владельца франшизы; |
Возможность каждому владельцу франшизы пользоваться всей мощью рекламы (готовой маркетинговой стратегией) этого товарного знака, рекламировать свой товар или услугу в региональной франшизной сети более масштабно, чем это делают обычные малые фирмы; |
Ложные обещания франчайзера, его неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию; |
Франшизное предприятие меньше подвержено риску банкротства, чем обычное малое предприятие, поскольку владелец франшизы получает помощь со стороны головной компании в рамках договора о предоставлении франшизы; |
Франчайзер может продать весь свой действующий франшизный бизнес, в результате чего управление перейдет к новому владельцу, причем политика компании может радикально поменяться и не обязательно в благоприятную для франшизополучателя сторону; |
Обычно головная компания в рамках франшизной системы предоставляет франчайзи возможность приобретения по льготным ценам сырья либо у самой компании-франшизодателя, либо у определенных поставщиков, причем такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной для владельца франшизы; |
Франчайзи перед подписанием франшизного договора должен помнить, что договор франчайзинга обычно заключается с головной компанией на относительно большой срок, что не дает возможности владельцу франшизы «попробовать» этот бизнес и, если не понравилось, бросить его без существенных материальных потерь; |
Доступ к централизованной системе бронирования. |
Досрочное прекращение франчайзером договора при отсутствии серьезных нарушений со стороны франчайзи. |
В рамках договора франчайзинга стороны имеют, как правило, противоположные интересы, разные права и обязанности. Каждый из них стремится к извлечению максимальной прибыли за счет контрагента. Вместе с тем в качестве общей цели для сторон является расширение франчайзинговой системы, привлечение к ней как можно большего числа предпринимателей путем заключения других договоров.
Взаимоотношения сторон
в договоре франчайзинга имеет лично-доверительный
характер и характеризуется
Наиболее сложным элементом
сотрудничества франчайзера и франчайзи
является психологическое
Отношения между франшизодателем
и франшизополучателем
При этом положение партнеров во франшизном предприятии неравноправное. Взаимоотношения сторон изменяются во времени: в начальной стадии держатель франшизы сильнее зависит от головной компании, но по мере накопления опыта, приобретения знаний и навыков его зависимость значительно ослабевает.
В целом ответственность за успешное развитие франшизной системы лежит на обоих партнерах. Однако ведущая роль принадлежит головной компании, и именно она должна стремиться создать доверительный рабочий климат, который поможет франшизополучателю почувствовать себя причастным к единой структуре франшизной системы.
Совместная деятельность, основанная на договоре франчайзинга, представляет собой эффективную форму предпринимательской деятельности, в ходе которой одна из сторон прилагает все усилия к тому, чтобы реализовать опыт, знания, использовать технические новинки и деловую репутацию другой стороны. Франчайзинг предполагает объединение большого числа пользователей (франчайзи), связанных с головной, «родительской» компанией, то есть с правообладателем (франчайзером), на основе заключаемых между ними договоров. Это своего рода сеть, форма стратегического альянса, союз, функционирующий под общей торговой маркой и использующий единые схемы и методы управления и организации своей деятельности.
Система договорных отношений франчайзинга многообразна, условия каждого контракта зависят от вида деятельности франчайзера, его стабильности и места на определенном рынке товаров и услуг, особенностей местного рынка.
На сегодняшний день
организация бизнеса через
2.2. Особенности применения франчайзинга в индустрии гостеприимства
Франчайзинг – это схема функционирования бизнеса, которая используется сегодня во многих сферах. В мире франчайзинг чаще всего представлен в сфере услуг: рестораны, гостиницы, магазины, туристические бюро, сервисные центры, автозаправки, рекламные агентства.
Фанчайзинг в индустрии
гостеприимства с каждым годом становится
все более популярным и относится,
в первую очередь, к гостиницам, затем
(в меньшей степени) к ресторанам и еще в меньшей
- к турагентствам. Ни культурные, ни спортивные
заведения не входят в системы, связанные
франчайзинговыми договорами, несмотря
на то, что они - нераздельная часть индустрии
гостеприимства.
Особенность современного рынка такова,
что франчайзинг в туризме сегодня – это
оптимальный вариант для тех, кто только
собирается вступить или вступил совсем
недавно в турбизнес.
Сегодня любой предприниматель
может создать свой бренд, зарегистрировать
его, но для того, чтобы он засиял
на туристическом небосклоне, нужно
вложить немалые средства в создание
и пропаганду своей торговой марки и улучшение
качества товара и услуги, которые он предлагает.
Необходима широкая рекламная компания,
участие в выставках и т.д. Это многим малым
предприятиям сейчас не по карману. Им
проще приобрести права на использование
солидного товарного знака в рамках франчайзинга.
Так как самое неприятное в новом бизнесе
— это возможность потерпеть неудачу
на начальном этапе, то риск намного уменьшается,
если работаешь под известной торговой
маркой. Для работы под известным брендом
требуется в несколько раз меньше капиталовложений.
А деньги, которые вы платите за бренд,
в десятки раз меньше суммы, которые вы
потратили на создание и укрепление бизнеса
по своей схеме.
Франчайзинг в туризме — наиболее удобный и быстрый путь к коммерческому успеху в сфере туристических услуг.
По договору франчайзинга
крупная фирма или компания (франчайзер)
передает свои права на использование
торговой марки, системы маркетинга,
сбыта и централизованного
Для гостиничной индустрии договор франчайзинга определяет требования к внешнему виду гостиничных зданий, интерьеру номеров, холлов и других помещений; количество номеров и предлагаемые услуги; уровень и качество обслуживания.
Цена франчайзинга, а также платежи за использование имущества и вознаграждение также оговариваются в договоре.
В дополнение к первоначальной сумме, выплачиваемой при заключении договора, франчайзополучатель обязан осуществлять периодические отчисления, размеры которых напрямую зависят от объемов операций. Для гостиничной индустрии отчисления составляют от 1,5 до 5% от доходов с номерного фонда.
Существует несколько вариантов сотрудничества между франчайзинговой сетью и гостиницей, различающихся взаимными обязательствами.
Франчайзинговый договор по продаже лицензии на использование торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга сети считается одним из наиболее успешных в мировой практике.
Франчайзинг может базироваться на контракте на управление, включающем несколько договоров — на использование торговой марки, на предоставление персонала и ноу-хау, на участие в системах бронирования, на техническое обслуживание и т.д.
Наиболее распространен
вариант договора, по которому оплата
услуг отельного оператора
В Европе в группы и консорциумы входят лишь 16 % гостиниц, а в Северной Америке франчайзинговые сети охватывают более 70 % всех отелей. Практика ведения бизнеса показывает, что входящие в цепь отели имеют средний доход на 60 % больше и заполняемость на 8 % больше, чем независимые гостиницы.
При построении отношений
франчайзера и франчайзи