Развитие велосипедного туризма в Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является современный велосипедный туризм.
Предмет исследования – велосипедный туризм в Ленинградской области.
Цель работы – дать характеристику современному велосипедному туризму в Ленинградской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.......5
1.1. История развития велосипедного туризма в Ленинградской области ….......5
1.2. Рекреационный потенциал Ленинградской области для туристских велопоходов ………………………………………………………………………. 10
1.3. Формы проведения велосипедных походов……………………………........22
1.4. Перспективы развития велотуризма в Ленинградской области…………..27
Выводы………………………………………………………………………….......29
ГЛАВА 2. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУР В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ .….......32
2.1. Описание маршрута……………………. …………………………………….32
2.2. Описание состава снаряжения для велосипедного тура…………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………

Вложенные файлы: 1 файл

Велотуризм в Ленинградской области.docx

— 164.77 Кб (Скачать файл)


                                                            СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3                                                                                                    

ГЛАВА 1. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ.......5

1.1. История развития велосипедного туризма в Ленинградской области ….......5

1.2. Рекреационный потенциал Ленинградской  области для туристских велопоходов ………………………………………………………………………. 10

1.3. Формы проведения велосипедных  походов……………………………........22

1.4. Перспективы развития велотуризма  в Ленинградской области…………..27

Выводы………………………………………………………………………….......29

ГЛАВА 2. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУР В ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ .….......32

2.1. Описание маршрута……………………. …………………………………….32

2.2. Описание состава снаряжения для велосипедного тура…………………….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………………………………….....55  
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..….57

Приложение 1. …………………………………………………………………….58

Приложение 2. …………………………………………………………………….59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

                                                     

                                                          ВВЕДЕНИЕ

           Актуальность темы. Туризм в последнее время стал одним из популярных видов отдыха. В этом нет ничего удивительного, ведь туризм способен удовлетворить самые разнообразные наши потребности и интересы. Походы и путешествия таят в себе поистине безграничные возможности для всестороннего совершенствования человека.

В нашей  стране созданы все условия для  развития массового туризма. Он прочно вошел в повседневную  жизнь, стал неотъемлемой составной частью физического  и духовного воспитания всех слоев  населения.

Туризм  приносит большую пользу здоровью человека, особенно те виды, которые связаны  с активными способами передвижения. При этом укрепляется мускулатура, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательных систем, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Постоянное пребывание на свежем воздухе, воздействие окружающей природы и дозированные физические нагрузки, частая смена впечатлений и режим дня укрепляют нервную систему, восстанавливают силы, улучшают настроение и повышают работоспособность. Велико познавательное и воспитательное значение туризма, он расширяет наш кругозор, способствует воспитанию любознательности, волевых качеств, самостоятельности, ответственности, развивает коммуникативные и организаторские способности [2, с. 174-196].     

         Среди  видов туризма, связанных с активным способом передвижения, большой популярностью пользуется велосипедный туризм.

Путешествия на велосипедах имеют ряд преимуществ  перед другими видами туризма. Ведь на велосипеде можно проехать практически  везде, где пройдет пешеход, однако расстояние за одно и тоже время можно преодолеть в 4-5 раз больше. Если другие виды туризма ограничены в выборе района, то для велосипедного туризма доступны все районы. Кроме того, велотуризм–  всесезонный вид туризма. В велопоходы можно ходить  зимой и летом, весной и осенью.  Велосипедные походы доступны и полезны людям различных возрастов.  Ощущение скорости передвижения, быстрая смена пейзажей вызывают положительные эмоции у человека, да и само путешествие менее утомительное, так как снаряжение и продукты питания велотурист перевозит на багажнике велосипеда,  а не носит на спине в рюкзаке.

Объектом исследования данной курсовой работы является современный велосипедный туризм.

Предмет исследования – велосипедный туризм в Ленинградской области.

Цель работы – дать характеристику современному велосипедному туризму в Ленинградской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить  историю велосипедного туризма в Ленинградской области.

2. Исследовать рекреационный потенциал Ленинградской области для проведения туристских велопоходов.

3. Охарактеризовать перспективы развития велосипедного туризма  в  Ленинградской области.

4. Разработать велосипедный маршрут.   

5. Изучить состав снаряжения для  велосипедного похода.

При написании  курсовой работы мною использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы.

 

 

 

                                                                    

         ГЛАВА 1. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

           1.1. История развития велосипедного туризма в Ленинградской области

          Велотуризм - технический вид туризма и потому его развитие неразрывно связано с историей развития велосипеда. Только при достижении определенной степени совершенства велосипед стал подлинно массовым средством передвижения.

История велосипеда начинается с отечественного изобретения уральского крепостного  Артамонова, который в 1801 году на своем  двухколесном самокате проехал от Верхотурья до Петербурга. Изобретение русского самоучки вызвало интерес, но вскоре было забыто, а за границей о нем  так и не узнали. И когда в 1817 году немецкий механик Карл фон Драйз с неожиданной дотоле скоростью (в два раза быстрее почтовой кареты) преодолел расстояние между Карлсруэ и Келем, его странная «машина для быстрого бега» (названная им велосипедом) стала настоящей сенсацией. Появляются двухколесные велосипеды-самокаты сначала без рулевого управления. Потом с рулем, на котором можно было ехать, отталкиваясь от земли ногами, развивая вполне велосипедную скорость.

Велосипед Драйза не имел педалей. Впервые они, сначала на переднем колесе, появились лишь в середине XIX века, когда в 1860 году Пьер Мишо, каретник из Парижа, ремонтируя старый самокат, установил на передние колеса две педали. Велосипед стал самодвижущимся экипажем с педалями на переднем колесе и тормозом.  С тех пор конструкция велосипеда начала быстро совершенствоваться: переднее, ведущее колесо достигло роста человека, а заднее, поддерживающее, оказалось в 4 раза меньше – наступила эра «пауков», как окрестили эти крайне неустойчивые и часто опрокидывающиеся машины. Но этот велосипед с деревянными колесами и металлическими ободами не имел амортизаторов, поэтому был прозван “костотрясом”. Один из таких “костотрясов”, построенный в 1867 году можно увидеть в музее Петродворца. 

Первых  велосипедистов отчаянно трясло: колеса в лучшем случае были обтянуты кожей, пропитанной дегтем. Не спасали положение и литые резиновые шины, впервые появившиеся в 1865 г.  Изобретатели принялись облегчать велосипед и «объявили войну» трению. Именно для велосипеда был сделан первый шарикоподшипник, в котором шатунный вал и оси колес не скользили, а катились внутри втулок. Ход колес стал легчайшим. Резко возросли скорости.

Осталось  сделать велосипед безопасным: снизить  его высоту и при этом не потерять скорость. Это удалось в 1884 году с  вводом всем известной цепной передачи. Цепь вела маленькую зубчатку заднего  колеса, за один оборот педалей заднее колесо делало несколько оборотов. Появились возможности уменьшить  диаметр велосипедных колес.

Так в 1886 году появился знаменитый стальной конь «Ровер сэфти»- первый низкий велосипед с примерно равным диаметром колес и с цепным приводом, который можно считать если не прототипом, то пионером, проложившим дорогу для «безопасных» велосипедов и быстро вытеснившим больших «пауков».

Популярность велосипеда росла. Но за ним по-прежнему тяготела обидная кличка «костотряс». Не оправдали надежду и дутые шины. И лишь изобретение пневматических шин (автор – англичанин  Дэнлон, 1888г.) резко снизило тряску и превратило поездку на велосипеде в приятную прогулку. С этого момента наступает настоящий расцвет двухколесного велосипеда. В конце XIX- начале XX века в мире насчитывалось около миллиона велосипедистов.

Таким образом, на рубеже XX века развитие велосипеда как удобного средства передвижения в общих чертах завершилось. Мир охватила первая волна велосипедного бума (1880-1890 гг.),  повсюду стали возникать общества «циклистов», как тогда называли велосипедистов-любителей.  Не осталась в стороне от этого движения и Россия [12, с. 4-6].   

Официальная история велотуризма в России началась в конце 70-х годов XIX столетия. Среди владельцев велосипедов возникла идея создания своего общества, которое объединило бы всех владельцев неуклюжих экипажей. 4 марта 1895 года в городе Санкт-Петербург было основано Общество велосипедистов-туристов под названием «Русский туринг-клуб».

С 21 мая 1895 года журнал "Велосипед" стал официальном  печатным органом Общества велосипедистов-туристов. В передовой статье под названием "От общества велосипедистов-туристов" сообщалось о том, это общество вступает в первый год своего официального существования, что оно ставит целью выработать условия для путешествий на велосипедах по России и за ее пределы, способствовать устройству таких путешествий и организовать совместные поездки на более или менее дальние расстояния. Общество предполагало издавать дорожники и сборники в помощь участникам путешествий, а также постепенно создать карту Российской империи.

В том  же году был составлен устав и  представлен на утверждение властям. Общество ставило себе цель «служить центром сближения обитающих  в столице и ее окрестностях велосипедистов-любителей  в видах содействия распространения  велосипеда как удобного и приятного  средства передвижения». Для достижения этих целей общество намеревалось «устраивать в столице собрания, упражнения и состязания в особых помещениях или ограждениях, а за чертой города – экскурсии и гонки». Позже появились филиалы общества в Киеве, Москве и других городах. «Поводом к образованию Общества, – объяснял впоследствии его ежегодник, – послужило широкое распространение в нашем отечестве низких двухколесных велосипедов, которые перестали считаться развлечением состоятельных людей, а стали служить для практических целей как способ удобного и скорого передвижения, в особенности при больших путешествиях».

С момента  появления велосипед стал представлять собой не только средство передвижения, но и новую возможность по организации  качественного отдыха и времяпрепровождения. С усовершенствованием велосипеда все явственнее становились его преимущества перед остальными видами транспорта – высокая мобильность, экологичность, компактность. К тому же, это отличное средство для тренировки организма и общего оздоровления. К преимуществам данного вида транспорта можно добавить также низкие издержки при обслуживании. Резюмируя, можно отметить, что велосипед как транспорт для путешествия обладает наивысшим коэффициентом при соотношении качества и материальных затрат.

В России это время характеризовалось расцветом русского капитализма, благодаря чему стремительно развивался рынок продаж двухколесных велосипедов. Вышеназванное общество велосипедистов - туристов быстро росло, расширялся его состав и представительство. Если в 1895 году в нем состояло 27 членов-учредителей, то в 1899 году – около тысячи человек. Представительства общества были открыты в 135 городах России.

Среди дальних  путешествий 1895 года членов Санкт-Петербургского общества велосипедистов-любителей  упоминаний заслуживают поездки  П. А. Орловского в Тифлис и Андерсона с супругой в Ревель и Москву. Андерсоны представили в Гоночную комиссию контрольные книжки, причем в них помимо отметок о прибытии и отъезде помещены также краткие описания, как самого путешествия, так и пройденной местности [19].   

Большое внимание Общество велосипедистов-туристов уделяло совместным поездкам по разработанным  маршрутам. Даже существовал порядок  организации и проведения таких  поездок, который мало отличался от нынешних. Все участники были обязаны подчиняться указаниям руководителя группы (командора), который ехал впереди. Обгонять его никому не разрешалось. Замыкал колонну помощник командора, в обязанности которого входил контроль за порядком движения и оповещение ведущего в случае отставания кого-либо из участников или при необходимости остановки. В черте города группа передвигалась колонной по одному на расстоянии не менее одного велосипеда друг от друга (полтора метра). На просторных дорогах, с разрешения командора, можно было перестроиться в два ряда. Наиболее отличившиеся в таких поездках награждались в конце велосипедного сезона особыми жетонами (значками). В расчет принималось то число верст, которое данное лицо совершило вместе с остальными участниками поездки и при непременном условии выезда с назначенного сборного пункта, а также возвращения вместе с остальными участниками в город.

В 1901 году Общество велосипедистов-туристов преобразовано  в Российское общество туристов (РОТ). В 1914 году насчитывалось около 5 тысяч  членов РОТ, главным образом представителей имущих классов. В канун революции 1917 года число членов РОТ резко  сократилось. После революции оно  распущено не было, однако в последующие  годы людям было не до велотуризма. В 1928 году на основе РОТ было создано Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), которое занималось в основном экскурсионной работой, развитием туристских баз и маршрутов, а удельный вес самодеятельного туризма занимал весьма скромное место. Также распространенной формой работы общества стало направление отрядов туристов на время отпусков в деревни, аулы, кишлаки для проведения политбесед с сельским населением и помощи ему во время сева и сбора урожая.

В последующие  десятилетия направление велотуризма  в Ленинградской области  из отдельного общества превратилось в подсекцию Всесоюзной секции туризма, однако первые клубы велотуризма появились только спустя полвека после революции. Бурное развитие идеологии спорта в Советском Союзе привело к тому, что появилось централизованное управление велотуризмом. Начали проходить собрания и слеты велотуристов, внедрялись стандарты сложности трасс, увеличивались маршруты, как для «туров выходного дня», так и многодневные.

Информация о работе Развитие велосипедного туризма в Ленинградской области