Развитие туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - проанализировать состояния ранка туризма и перспективы его развития, используя уникальный туристский потенциал Байкальского региона.
Задачи работы: доказать эффективность туризма для экономического развития стран, доказать необходимость развития въездного туризма, доказать перспективность развития Байкальского региона как туристского центра, используя потенциал Байкальского региона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Понятие и сущность туризма
1.1 Определения туризма……………………………………………….……....5
1.2 Виды и формы туризма…………………………………………………..…8
1.3 Типы туристов………………………………………………………..……..11
Глава 2. Организация международной туристической деятельности
2.1 Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства………14
2.2 Тенденции развития туризма в России…………………………………….21
Глава 3. Концепция развития туризма в Республики Бурятия
3.1 Комплексный социально-экономический анализ состояния сферы туризма……………………………………………………………………….….26
3.2 Развитие туризма. Основные цели и задачи………………………………37
3.3 Оценка экономического потенциала развития туризма……………….....38
3.4Стратегии развития туризма…………………………………………………40
3.5 Стратегия комплексного развития туризма………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы…………………………………………...…54

Вложенные файлы: 1 файл

курсаччччч.docx

— 92.58 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава1. Понятие и сущность туризма

1.1 Определения туризма……………………………………………….……....5

1.2 Виды и формы туризма…………………………………………………..…8

1.3 Типы туристов………………………………………………………..……..11

Глава 2. Организация международной  туристической деятельности

2.1 Общая характеристика  туризма как отросли мирового  хозяйства………14

2.2 Тенденции развития  туризма в России…………………………………….21

Глава 3. Концепция развития туризма в Республики Бурятия

3.1 Комплексный социально-экономический  анализ состояния сферы туризма……………………………………………………………………….….26

3.2 Развитие туризма. Основные  цели и задачи………………………………37

3.3 Оценка экономического  потенциала развития туризма……………….....38

3.4Стратегии развития  туризма…………………………………………………40

3.5 Стратегия комплексного  развития туризма………………………………..41

Заключение……………………………………………………………………….53

Список используемой литературы…………………………………………...…54

 

 

 

Введение

Прошедший ХХ век, наряду со многими феноменальными событиями  и явлениями в жизни мирового сообщества, продемонстрировал чуть ли не взрывной характер туризма. Сегодня  туризм возглавляет список важнейших  социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей  планете. Его благотворное влияние  на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных  отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.

Значительный вклад в  развитие этой сферы вносит международный  туристский обмен, в котором особое внимание всегда уделялось и уделяется  въездному иностранному туризму. Именно прием иностранных туристов позволяет  отдельно взятым странам добиваться высокого уровня развития своих экономик.

Российская Федерация  обладает большими и разнообразными туристскими ресурсами, которые  привлекали и привлекают к себе внимание иностранных туристов. Сегодня никто  не может игнорировать или преуменьшать значение туризма для подъема  национальной экономики. Однако результаты, достигнутые нашей страной в  области международного туризма, остаются пока еще очень скромными. В настоящее  время рынок российского туризма  развивается крайне неравномерно. Объем  выездного туризма преобладает  над объемами въездного и внутреннего  туризма. Несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного и социального  туризма, провозглашенный Федеральным  законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г., в стране наиболее активно функционирует все-таки рынок выездного туризма. Это  значит, что преобладает не только выезд туристов над въездом, но и  вывоз за рубеж денег (валюты) над  их поступлением в национальную экономику. Такой отрицательный баланс неблагоприятно сказывается на экономике страны.

Развитие рыночных процессов  в российской экономике требует  введения новых управленческих систем. Действовавшая ранее в нашей  стране система централизованного  планирования с ее строгими командно-административными, распределительными методами и приемами рухнула. Сегодня каждая предпринимательская  структура, включая туристские фирмы, свободна принимать любые производственные решения в рамках действующего законодательства. Поэтому со стороны российских предпринимателей и экономистов возрастает интерес к концепции управления и маркетинговым методам воздействия на формирование спроса и укрепление позиций фирмы на рынке. Маркетинг для российских предпринимателей становится средством выживания в конкурентной борьбе, расширения предпринимательской деятельности, увеличения доходов и прибыли.

Ключевым фактором при  исследовании рынка (в любой отрасли) является потребитель, а в туризме  особенно, так как туристские предприятия  продают туристские услуги, которые  являются (по определению) крупным сегментом  сферы услуг, обеспечивающим удовлетворение потребностей людей и реализацию их деятельности в свободное время.

Создание привлекательного турпродукта является самым важным средством реализации маркетинговой стратегии. Оно непосредственно связано с производственными процессами в турфирме. Товарная политика требует принятия согласованных решений между производством и продажей в отношении ассортимента и массы турпродукта.

Цель настоящей работы - проанализировать состояния ранка  туризма и перспективы его  развития, используя уникальный туристский потенциал Байкальского региона.

Задачи работы: доказать эффективность туризма для экономического развития стран, доказать необходимость  развития въездного туризма, доказать перспективность развития Байкальского региона как туристского центра, используя потенциал Байкальского региона.

Глава 1. Понятие  и сущность туризма.

 

1.1 Определения  туризма.

 

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX в., как одно из самых ярких явлений  нашего времени, которое реально  проникает во все сферы нашей  ж.изни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой  лиц, путешествующих и пребывающих  в местах, находящихся за пределами  их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным  каждому из нас, так как все  мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а планируя свой отпуск, пользовались консультацией  и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях  весьма важно определить взаимоотношения  между составными моментами туризма  как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма  появились различные толкования этого понятия, особую значимость при  определении этого явления имеют  следующие критерии:

Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая  осуществляется в место, находящееся  за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно  совершающих поездки между домом  и местом работы или учебы, так  как эти поездки не выходят  за пределы их обычной среды.

Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного  проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует  учитывать, потому что поведение  человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста  и не может классифицироваться как  занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники  не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или плакирующее  находиться один год или более  в определенном месте, с точки  зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может  называться туристом.

Оплата труда из источника  в посещаемом месте. Суть данного  критерия в том, что главной целью  поездки не должно быть осуществление  деятельности, оплачиваемой из источника  в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится  не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной  страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной  страны (или в другую страну) для  осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или  стране), не считается туристом этого  места.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении  которых данные критерии все-таки недостаточны, -- это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие эти группы.

Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев  позволяет выделить следующие признаки туризма:

деловые поездки, а также  путешествия с целью проведения свободного времени -- это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;

туризм -- это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

Следовательно, туризм -- это  совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

Это обобщенное определение  в некоторых случаях может  быть дополнено и конкретизировано. Необходимо обратить внимание на терминологию. Во многих языках с давних времен используется слово «туризм», которое произошло  от выражения «великий тур». «Великий тур» означал первоначально ознакомительную  поездку. Ее совершали в ХVII-XVIII в. молодые представители дворянства, а в ХIХ в. такие поездки стали популярны и среди других слоев населения. Целью путешествий было знакомство с чужим культурами. Как и в прошлые столетия - во времена «великих туров» так и сегодня основное назначение туризма -- знакомство с другими странами, народами, средство налаживания контактов и взаимопонимания между ними.

Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие  и отдых, по и название одной из отраслей экономики Туризм - это  также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических  организаторов и посредников. Кроме  туристических организаторов и  посредников к туристической  сфере можно отнести и другие виды предприятий и организации. Это могут быть различные объединения, а также транспортные компании: железнодорожные  и авиационные.

Таким образом туризм - отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских организаторов, агентов и посредников.

 

 

 

1.2 Виды и формы  туризма.

 

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам  туризма, можно использовать мотивационные  факторы. При такой классификации  следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться  в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе  его управления.

Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном  или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный  отдых, при котором для лечения  или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата  и морской воды.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный  на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Общественный туризм. В  качестве общественного туризма  выступают поездки с целью  посещения родственников, знакомых. друзей, а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

Спортивный туризм. К спортивному  туризму относятся поездки с  целью активного участия в  спортивных мероприятиях, а также  поездки, которые носят пассивный  характер участия в Спортивных соревнованиях.

Экономический туризм -- поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.

Политический туризм. Подразделяется на дипломатический туризм, участие  в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями  и мероприятиями.

Иногда необходимость  конкретизации туризма по его  формам возникает в связи с  различной длительностью путешествии (продолжительные и непродолжительные  путешествия). В этом случае в качестве основного критерия такой классификации  выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания то можно сказать, что  эти путешествия относятся к  различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих  выделить формы туризма по внешним  критериям по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени  года или сезону.

На первый взгляд может  показаться, что между формами  и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия  группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит  в том, что виды туризма различаются  по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.

Формы туризма в зависимости  от происхождения туристов. В зависимости  от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. ( В данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы.

Формы туризма в зависимости  от его организации (организационной  формы) В зависимости от форм организации  различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур - это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночным.

Формы туризма в зависимости  от длительности пребывания. Очень  важной классификацией форм туризма  является их классификация в зависимости  от продолжительности пребывания.

Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным  поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный  туризм. Транзитный туризм -- это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм -- это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма -- кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2--4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально -- три ночлега.

Информация о работе Развитие туризма