Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:19, дипломная работа
В настоящее время за рубежом и в России, получил развитие культурно-познавательный туризм, включающий поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов посещаемой страны. На сегодняшний день растет поток людей посещающих Урал и город Екатеринбург. Все чаще туристам хотелось бы видеть что-то особенное. Поэтому возникает необходимость в создании новых, интересных и необычных экскурсий. Одной из интересных тем может стать обращение к женскому миру и женщинам Екатеринбурга, которые вписали немало важных страниц не только в историю города и региона, но и
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ………………………………….
7
1.1. Основы экскурсионной деятельности…………………...
7
1.2. Технология подготовки новой экскурсии……………….
13
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВА -ТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА» ……………………..…...
19
2.1. Анализ экскурсионных услуг, предоставляемых турфирмами Екатеринбурга……………………….…….....
19
2.2. Общая характеристика и контрольный текст культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»……………………………………..…….
23
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА»…………………………………………………....
56
3.1. Экономическое обоснование культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»...….
56
3.2. Возможности рекламы в продвижении культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»…………………………..................................
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….………….
73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта экскурсии
«Знаменитые женщины Екатеринбурга»……..…
79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Портфель экскурсовода …………………..…….
84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Схема маршрута экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»……………………….....
96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Индивидуальный текст экскурсии
Министерство образования и науки Российской Федерации
Кафедра туризма
РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО-
«ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА»
Выпускная квалификационная работа по специальности
100103 – Социально-культурный сервис и туризм
Исполнитель: Сарафанова Ольга Николаевна, студент 501 группы очного отделения _______________ «21» мая 2012г. | |
Допущена к защите зав. кафедрой туризма А.И. Фишелева __________________ «21» мая 2012 г. |
Научный руководитель: А.И. Фишелева, канд. пед. наук, доцент _________________ «21» мая 2012г. |
Екатеринбург 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
4 | |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ…………………………………. |
7 | |
1.1. Основы экскурсионной деятельности…………………... |
7 | |
1.2. Технология подготовки новой экскурсии………………. |
13 | |
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВА -ТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА» ……………………..…... |
19 | |
2.1. Анализ экскурсионных услуг, предоставляемых турфирмами Екатеринбурга……………………….……..... |
19 | |
2.2. Общая характеристика и контрольный текст
культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые
женщины Екатеринбурга»…………………………………….. |
23 | |
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ
ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА»………………………………………… |
56 | |
3.1. Экономическое обоснование культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»...…. |
56 | |
3.2. Возможности рекламы в продвижении культурно-познавательной
экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»…………………………...... |
62 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
70 | |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….…………. |
73 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта экскурсии |
79 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Портфель экскурсовода …………………..……. |
84 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Схема маршрута экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»………………………..... |
96 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Индивидуальный текст экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга »……... |
97 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время за рубежом и в России, получил развитие культурно-познавательный туризм, включающий поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов посещаемой страны. На сегодняшний день растет поток людей посещающих Урал и город Екатеринбург. Все чаще туристам хотелось бы видеть что-то особенное. Поэтому возникает необходимость в создании новых, интересных и необычных экскурсий. Одной из интересных тем может стать обращение к женскому миру и женщинам Екатеринбурга, которые вписали немало важных страниц не только в историю города и региона, но и страны. Роль женщин в истории чрезвычайно велика, с глубокой древности и до настоящего времени. На протяжении всей истории человечества на долю женщин выпадало немало испытаний. Сегодня женщины руководят крупными предприятиями, водят корабли и летаю в космос, занимаются политикой и блистают на сцене. Женщины и их дела стали неотъемлемой частью истории Екатеринбурга. С их именами связан не один экскурсионный объект. Обращение к судьбам женщин, в чьей жизни Екатеринбург сыграл и играет важную роль позволит восстановить историческую справедливость.
В ходе работы над ВКР были изучены труды И.С. Барчукова, Н.В Савиной, Б.В Емельянова, Н.М Хуусконен, позволившие выявить основы экскурсионной деятельности, освоить технологию подготовки новой экскурсии.
Истории судеб знаменитых женщин Екатеринбурга, их вклад в становление и развитие города нашли отражение в работах : Г.Б. Поляк, А.Н. Марковой, И.М. Гладковой и др.
Экономическое обоснование культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга» дано на основе работ: А.Б. Здорова, Г.А. Папирян, Е.В. Сарафанова, О.Т. Лебедева.
Основные направления рекламы в продвижении экскурсии представлены на основе проанализированных работ: А.П. Дуровича, Н.С. Морозова и М.А Морозовой, Ф.Г. Панкратова.
Не смотря на актуальность темы, по объективным и субъективным причинам на сегодняшний день материал, посвященный женским судьбам, их вкладу в процветание города Екатеринбурга практически отсутствует в экскурсионной практике. В результате сложилось противоречие:
– между большим культурно-познавательным и экскурсионным потенциалом биографий выдающихся женщин Екатеринбурга, архитектурными объектами, связанными с их жизнью и недостаточным внедрением данного материала в экскурсионную практику.
Проблема: необходимость в разработке культурно-познавательной экскурсии, связанной с жизнью знаменитых женщин Екатеринбурга.
Тема ВКР: «разработка культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга».
Объект: теоретические основы разработки новой экскурсии
Предмет: проектирование культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга».
Цель: разработать культурно-познавательную экскурсию «Знаменитые женщины Екатеринбурга»
Задачи:
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ
ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА»
|
Создание
новой экскурсии по любой теме – сложный
процесс, который требует активного участия
большого количества работников. Содержание
экскурсии, и ее познавательная ценность
должны находятся в прямой зависимости
от знаний экскурсовода, их компетентности
умения выбрать наиболее эффективные
способы и приемы влияния на аудиторию.
Но прежде чем создавать экскурсию, нужно
понимать суть, проанализировав большое
количество источников.
В определении этимологического словаря, слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс+ия) [57, с. 93].
Начало развития экскурсионного дела в России приходится на 2 половину XVIII века и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я.А. Каменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания. Благодаря деятельности педагогов, рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли отражение в «Уставе народных училищ» (1786 г.), а в «Школьном уставе» (1804 г.) указывалось, что следует проводить не только «прогулки в природу», но и совершать экскурсии на мануфактуры, в мастерские ремесленников и на другие предприятия. Однако такие экскурсии в то время проводились крайне редко [49, с. 10].
Идею применения экскурсии как активного метода обучения поддерживал выдающийся русский педагог и ученый К.Д. Ушинский. А со временем экскурсию как передовой элемент обучения стали использовать педагоги отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений.
Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. Учителя и методисты при подготовке и проведении экскурсий исходили из задач и требований общеобразовательной школы; классификации, признаки, функции экскурсий также определялись в расчете на экскурсии для школьников. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике [25, с. 8].
За всю историю отечественного экскурсоведения существовало немало различных определений экскурсии, отражающих ее сущность. В конце XIX в. экскурсию определяли как «проходку, прогулку, выход на поиск чего -либо, для собирания трав и прочее» [54, с. 265].
Один из основателей отечественного краеведения Н.П. Анциферов в 1923 г. понимал экскурсию как «прогулку, ставящую своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию»
Б.Е.Райков понимал под экскурсией изучение объектов в их естественной обстановке (локальный принцип) и в связи с передвижением своего тела в пространстве (моторный принцип). «Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсии. Моторность и локальность – «душа» экскурсии» [26, с. 14].
В советскую эпоху экскурсии были средством, так называемого коммунистического воспитания, которое имело синтетический характер и включало воспитание любви к партии, вождям, революции, атеистическое воспитание, непримиримость к буржуазному миру. Определение школьной экскурсии, данное А.В.Родиным и Ю.В.Соколовским в работе «Экскурсионная работа по истории», несет в себе соответствующий идеологический отпечаток: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя -экскурсовода и руководимых им школьников - экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах комплекции (музей, выставка), и служащая цели коммунистического воспитания подрастающего поколения».
Наконец, в начале XIX в. экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудиовизуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода [45, с. 18].
За столетнюю историю экскурсоведения существовали разные определения экскурсии, но это не дает оснований для выводов о наличии противоположных точек зрения на данный феномен. Расхождения в определениях обусловлены функционированием экскурсий в разные культурно-исторические периоды. Каждое определение вбирает в себя ряд параметров и особенностей экскурсии, актуальных для той эпохи, в которую оно появилось. С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о ее сущности. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия выросла в мощное средство культурно-просветительной работы.
По мнению Б.В. Емельянова,
определение экскурсии как
Б.В. Емельянов, Н.А. Седова, Н.В.Савина и др.выделяют ряд признаков экскурсии:
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией, превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео- или кинофильма, лекцию и т.п.
Информация о работе Разработка культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга