Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:19, дипломная работа
В настоящее время за рубежом и в России, получил развитие культурно-познавательный туризм, включающий поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов посещаемой страны. На сегодняшний день растет поток людей посещающих Урал и город Екатеринбург. Все чаще туристам хотелось бы видеть что-то особенное. Поэтому возникает необходимость в создании новых, интересных и необычных экскурсий. Одной из интересных тем может стать обращение к женскому миру и женщинам Екатеринбурга, которые вписали немало важных страниц не только в историю города и региона, но и
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ………………………………….
7
1.1. Основы экскурсионной деятельности…………………...
7
1.2. Технология подготовки новой экскурсии……………….
13
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВА -ТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА» ……………………..…...
19
2.1. Анализ экскурсионных услуг, предоставляемых турфирмами Екатеринбурга……………………….…….....
19
2.2. Общая характеристика и контрольный текст культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»……………………………………..…….
23
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЭКСКУРСИИ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЕКАТЕРИНБУРГА»…………………………………………………....
56
3.1. Экономическое обоснование культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»...….
56
3.2. Возможности рекламы в продвижении культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»…………………………..................................
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….………….
73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта экскурсии
«Знаменитые женщины Екатеринбурга»……..…
79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Портфель экскурсовода …………………..…….
84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Схема маршрута экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга»……………………….....
96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Индивидуальный текст экскурсии
Решение Татьяны Костроминой было поистине дерзновенным. На первый взгляд ее поступок мог даже показаться бессмысленным: неграмотная женщина, низкого сословия, не располагавшая большими суммами, не имевшая никаких знакомств в высшем свете – она не могла рассчитывать на то, чтобы попасть на прием к кому-то из высокопоставленных особ, а тем более на то, чтобы ее внимательно выслушали и удовлетворили ее просьбы. К тому же ради этой поездки она оставляла сестер без своего попечения, и, может быть, на очень долгое время, на годы. Но все, же она решилась на эти скорби и твердо верила, что претерпит их не напрасно. Она всецело полагалась на милость Божию и могла, как выражается святитель Иоанн Златоуст, «парить выше немощных помыслов человеческих, освободившись от общеобычного порядка вещей».
И Господь, призирающий на молитву смиренных, не посрамил упования Татьяны Андреевны. Промысел Божий неведомыми путями устроил невероятное: Екатеринбургские сестры поселились в доме вышедшего в отставку адмирала Федора Федоровича Ушакова – прославленного флотоводца и человека глубоко благочестивого. Именно благодаря его помощи замыслы безвестных просительниц начали обретать реальные очертания. Федор Федорович взял на себя переписку с архиепископом Пермским Иустином, чье разрешение было необходимо для создания монастыря. Адмирал нашел и высокопоставленных покровителей, в числе которых был первенствующий член Синода митрополит Амвросий (Подобедов), а также обер-прокурор Святейшего Синода. Более того, Федор Федорович нашел щедрых жертвователей для будущей обители. И все-таки для официального создания обители понадобилось несколько лет. Татьяна Костромина тяжело переживала томительную разлуку с общиной и, главное, с дорогой ей Тихвинской иконой Божией Матери. В 1807 году у начальницы Татьяны появился точный список с древнего чудотворного Тихвинского образа Божией Матери, пребывающего в Тихвине. Эту икону подарил ей архимандрит Тихвинского мужского монастыря отец Герасим (Князев). Несомненно, новая икона очень утешила Татьяну и Агафью, и молитвы перед ней укрепляли их дух, помогая с бодростью переносить все искушения, встречавшиеся в предпринятом ими деле. Именно этот список впоследствии стал главной святыней Ново-Тихвинского женского монастыря и с каждым годом украшался благодаря пожертвованиям благотворителей и приношениям паломников [50, с. 7].
31 декабря 1809 года по Высочайшему повелению в Екатеринбурге была учреждена заштатная третьеклассная общежительная женская обитель с наименованием ее Ново-Тихвинскою. Через некоторое время Татьяна Костромина была пострижена в монашество с именем Таисия и возведена в сан игумении. Перед отъездом из Петербурга матушка Таисия получила еще один бесценный для монастыря дар – 25 частиц святых мощей из Новгородского кафедрального Софийского собора, переданные ей по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия.
В честь открытия монастыря впоследствии совершалось торжественное празднование, проходившее 9 июля в день Тихвинской иконы Божией Матери. Вместе с новой обителью появилась и особая традиция в церковной жизни Екатеринбурга – ежегодные торжественные крестные ходы вокруг монастыря и города с Тихвинской иконой Божией Матери и ракой с частицами мощей при участии многочисленного городского духовенства. Крестный ход с иконой и мощами посещал и другие города, села и деревни Пермской епархии, и всё больше людей узнавало о екатеринбургской обители и ее святынях.
Число насельниц монастыря быстро росло. В обители появились разнообразные рукодельные мастерские, увеличивался достаток, хотя по-прежнему в послушницы принимались малолетние сироты и престарелые. В 1819 году в обители было уже 135 человек. Это свидетельствовало о том, как велика на Уральской земле была потребность в монастыре. Однако материальных средств в обители на многое не хватало, ведь необходимо было строить храмы, помещения для рукоделий, жилые корпуса для сестер. Поэтому игумения Таисия ходатайствовала о преобразовании монастыря в штатный, то есть имеющий государственное содержание. Владыка Иустин всемерно старался помочь игумении. Но он хотел видеть обитель не третьеклассным штатным монастырем, как предполагала матушка Таисия, а первоклассным, с выделением большего содержания и положенных при этом угодий. Вскоре усилия архипастыря и настоятельницы увенчались успехом: в 1822 году уральский общежительный монастырь, выросший из кладбищенской общины, занял место в ряду первоклассных обителей России. Был утвержден и общежительный устав монастыря, составленный самой игуменией Таисией на основе устава Саровской пустыни. Для окончательной редакции этого устава матушка Таисия обратилась к преподобному Филарету Глинскому. Святейший Синод разрешил сестрам монастыря избирать настоятельницу из своей среды, хотя, как правило, настоятельниц в то время назначали по распоряжению церковных властей и ими зачастую становились монахини из других монастырей [50, с. 11].
Ново-Тихвинский монастырь пользовался особым покровительством императора Александра I, благодаря которому и была открыта обитель. В 1821–1822 годах он сделал пожертвование в виде драгоценной храмовой утвари. Игумения Таисия испросила благословение на специальное торжество для внесения царских даров в храм с крестным ходом через весь город при участии всего городского духовенства. 27 сентября 1824 года Ново-Тихвинская обитель была почтена визитом императора Александра I. Государь после посещения келий игумении Таисии, вероятно, тронутый беседой с настоятельницей, в сердечном умилении поцеловал руку одной из престарелых сестер, о чем еще долго вспоминали в обители.
Монастырь украшался новыми храмами.5 сентября 1823 года была освящена церковь во имя Всех Святых, перестроенная из каменной монастырской часовни. Продолжалось возведение собора Александра Невского, заложенного в 1814 году. Одновременно строились жилые корпуса, рабочие и подсобные помещения, каменная стена вокруг монастыря, гостиница, дом для вдов и сирот. Игуменья Таисия спешила сделать для обители все что могла, ибо здоровье ее ухудшалось.В ноябре 1826 года матушка отошла ко Господу в окружении своих сестер во Христе.
Преемницей игумении Таисии стала ее духовная дочь и воспитанница – монахиня Александра; она возглавляла монастырь с 1827 по 1858 год. Видимое промышление Божие о Ново-Тихвинской женской обители сказалось в том, что с самого ее учреждения до дня закрытия, то есть на протяжении ста тридцати с лишним лет, она управлялась всего четырьмя настоятельницами, если не считать двух небольших перерывов. Матушка Александра, как и игумения Таисия, большое внимание уделяла благоустройству монастыря – как вещественному, так и, в первую очередь, духовному. При игумении Александре процветали ранее заведенные рукодельные мастерские и были устроены новые, в том числе иконописная и трафаретная [62].
В 1832 году был достроен и освящен находившийся рядом с больничными кельями храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», заложенный еще при игумении Таисии. Теперь во время богослужения достаточно было открыть двери, чтобы все лежачие больные, лишенные прежде этого утешения, могли участвовать в церковной службе.
После кончины игумении Александры ее преемницей по желанию сестер стала бывшая казначея Ново-Тихвинской обители монахиня Магдалина (Неустроева). По мнению насельниц, именно она могла сохранить тот дух трудолюбия, покоя и согласия, который царил в монастыре при матушке Александре. Игумения Магдалина возглавляла монастырь в течение 35 лет с 1858 по 1893 год. За это время число сестер постоянно росло. Так, в 1866 году в обители проживала 381 насельница, в 1881 году – 510, в 1890 – уже 605. Исторические источники за 1866 год свидетельствуют о появлении новых насельниц в возрасте от 4 до 77 лет. Еще до назначения монахини Магдалины настоятельницей ее особенным вниманием пользовались сироты из бедных семей. Став игуменией обители, она не упускала случая каким-нибудь образом утешить их. О нежной ответной любви детей к матушке Магдалине говорит эпизод, глубоко тронувший ее современников: один из именитых людей, посетивших игумению Магдалину, встретил в настоятельских кельях воспитанницу-сироту и спросил ее: «Что, матушка игуменья родня тебе?» – «Нет, не родня, а только мама», – ответила девочка.
Монастырь в середине XIX века был одним из центров начального и среднего женского образования на Урале, при нем находилось женское четырехклассное училище. Да и в самом монастыре к 1866 году не умели писать лишь 17, 6% сестер. И это время, когда неграмотных среди населения России было 70%.
Обитель благоукрашалась новыми храмами. В 1852-54 годах была закончена перестройка Александро-Невского собора.
Выполнив свое земное послушание, матушка Магдалина (Неустроева) мирно отошла ко Господу. Игумения Магдалина (Досманова), через два года пришедшая ей на смену, в феврале 1897 года была утверждена настоятельницей обители и возведена в игуменский сан. Современники отмечали ее самоотверженность, трудолюбие и любовную простоту в общении. Матушка была твердо убеждена, что для дела спасения необходима Иисусова молитва и чтение святоотеческих книг. При игумении Магдалине (Досмановой) в 1910 году монастырь торжественно отметил 100-летие своего существования. В те годы обитель была одной из самых крупных и благоустроенных в России. В 1913 году в монастыре проживало 1018 насельниц. К внушительному списку монастырских рукоделий прибавились новые: роспись по фарфору, рисование по полотну и бархату, выжигание по дереву и коже, были усовершенствованы резьба по дереву и изготовление искусственных цветов. Монастырь, как и в первые годы своего существования, продолжал оказывать помощь больным, престарелым и неимущим. А для мирян всех сословий обитель была островком духовности среди суетного житейского моря. В дни праздников сотни богомольцев приходили поклониться святыням монастыря, и прежде всего – Тихвинской иконе Божией Матери. Однако на долю матушки Магдалины (Досмановой) пришлось и самое тяжкое испытание в жизни обители – бурные события 1917 года и Гражданской войны [50, с. 23].
В 1918 году сестры монастыря были последними, кто на этой земле оказал помощь семье Царственных Страстотерпцев. До самой гибели царственных узников инокини приносили для них в корзинках свежие продукты; об этом сохранились благодарные свидетельства в дневниках Государя и Императрицы. Сестры принесли передачу и в тот день, когда в живых больше не было никого из тех, кому она предназначалась. Монахини и послушницы Ново-Тихвинского монастыря продолжали свои молитвенные подвиги и труды вплоть до насильственного закрытия обители в 1922 году. В этом же году уникальный архив обители (древние книги и бумаги, а также все документы, свидетельствующие о духовной и хозяйственной жизни монастыря) был сожжен прямо на площади перед главным монастырским храмом: костер горел несколько дней. Многие из сестер впоследствии попали в заключение или были отправлены в ссылки. По устным свидетельствам, саму матушку Магдалину подвергали арестам восемь раз, но во время допросов она лишь разглаживала на коленях платочек и на все вопросы отвечала одной и той же фразой: «Да, были у нас в монастыре платочки, тряпочки, мы их складывали, раскладывали, разглаживали». Ее принимали за юродивую и отпускали.
Игумения Магдалина жила на окраине города вплоть до своей кончины в 1934 году. Под началом своей игумении небольшая община продолжала жить по-монашески, соблюдая иноческие обеты. Это был не единственный островок благочестия, в разных уголках Свердловской области монахини Ново-Тихвинского монастыря жили небольшими общинами, стараясь сохранить монастырский дух и уклад. Сестры помогали и другим людям сберечь или обрести веру, несмотря на тяжелое послереволюционное время. Еще долгие годы у стен бывшего монастыря можно было встретить старых женщин, в которых легко было узнать бывших инокинь по их особенному облику. Они приходили сюда, чтобы помолиться у врат дорогой им обители.
Милостью Божией в 1994 году Ново-Тихвинский монастырь был возрожден [62].
История женского просвещения в Екатеринбурге уходит корнями в первую половину прошлого столетия. В 1841 году был открыт первый женский частный пансион, в котором обучалось 22 девочки. В последующие годы появилось еще несколько частных пансионов, быстро закрывшихся за неимением учениц.
Так продолжалось до 1859 года, когда Дирекция училищ Пермской губернии предложила Екатеринбургской городской Думе рассмотреть вопрос о создании в городе женской школы. Городская Дума с сочувствием отнеслась к этому предложению: купечество было готово выплачивать на нужды школы по 1/4 копейки с каждого рубля объявленного капитала в течение 12 лет, а мещанство – по 3 копейки с каждого податного рубля.
С энтузиазмом воспринял идею создания женской школы и главный горный начальник Ф.И.Фелькнер. Его стараниями была организована комиссия, куда также вошли городской голова, полицмейстер и смотритель уездных училищ. Для школьных занятий был нанят дом иностранца Мартена, приглашены преподаватели из уездного училища, на казенных и частных уральских заводах проведен сбор средств в пользу школы. Известно, например, что владелец Верх-Исетских заводов Яковлев обязался выделить женской школе пять тысяч рублей.
31 июля 1860 г. в присутствии первых лиц Екатеринбурга и просвещенной части городского общества состоялось торжественное открытие женской школы или, как ее тогда называли, училища второго разряда.
А на другой день разразился форменный скандал, поскольку, по новому общероссийскому положению о женских школах, забота об их заведении относилась к компетенции губернатора. Вместо существовавшей ранее комиссии были созданы Попечительский и Педагогический советы во главе с Пермским губернатором в качестве почетного попечителя.
Главный горный начальник Ф.И.Фелькнер не собирался уступать, кому бы то ни было эту почетную роль: он не передавал денег и документов новым органам, не считая их законными. «Было междоусобие и брань», – как отмечалось в одном из отчетов. В конечном итоге, почетным попечителем признали Ф.И.Фелькнера, чье имя учебное заведение стало носить с 22 августа 1986 [66].
Информация о работе Разработка культурно-познавательной экскурсии «Знаменитые женщины Екатеринбурга