Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 15:26, курсовая работа
Цель данной работы – создать и методологическим путем рассчитать стоимость турпродукта.
Задачи:
o рассмотреть базовые основы туристского потенциала региона;
o рассмотреть и изучить факторы туристской привлекательности региона, способствующие увеличению потока туристов;
o Создать новый турпродукт;
o Попробовать реализовать его в сфере туризма.
Ведение 3
Глава 1. Анализ коньюнктуры и предпосылки развития туризма в Ленинградской области 5
1.1. Туристский потенциал и конкурентные преимущества региона 5
1.2 Анализ рынка и статистика въездных потоков в Санкт-Петербург 8
1.3. Туристские ресурсы и инфраструктура региона 12
Глава 2. Разработка туристского продукта «Свадебный Питер» 17
2.1. Программа туристского продукта 17
2.2. Сведения принимающей стороны о стоимости проживания, предоставляемых скидка и возможных доплатах. 29
2.3. Расчет стоимости тура 33
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1 38
Приложение 2 42
Приложение 3 44
Приложение 4 46
Приложение 5 48
В
связи с близостью одной из
европейских стран и
Санкт – Петербург имеет огромный потенциал для развития въездного туризма: (памятник Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО), туристский центр, где наиболее характерен прием туристов, приезжающих в основном с культурно-познавательной мотивацией поездки. В этом ракурсе наш город выгодно отличается, от других туристических городов мира.
Санкт-Петербург один из наиболее посещаемых туристических центров Европы с общим количеством прибытий 3,5 млн. туристов в год и занимает девятое место в европейском списке после Барселоны и Вены (таблица 1).2
Таблица 1 - Количеством прибытий туристов в европейском списке
Город | Количество
прибытий,
млн.чел. в год |
Лондон | 26,8 |
Париж | 14,0 |
Рим | 5,9 |
Амстердам | 5,2 |
Берлин | 5,0 |
Мадрид | 4,8 |
Барселона | 3,8 |
Вена | 3,7 |
Санкт-Петербург | 3,5 |
Прага | 3,0 |
Москва | 2,9 |
Копенгаген | 1,9 |
Санкт-Петербург — второй по посещаемости иностранными туристами город России, и первый по посещаемости туристами-участниками познавательных туров. После грандиозного празднования 300-летнего юбилея Северная столица превратилась в столь же привлекательную туристическую дестинацию как Париж, Рим или Нью-Йорк. Согласно проведенным в ЕС исследованиям, ансамбли и памятники Петербурга «узнаются» европейцами чаще, чем достопримечательности Вены, Мадрида, Берлина, Мюнхена, Стокгольма или Флоренции.
В городе функционирует около 700 туристических компаний, имеется более 130 объектов размещения вместимостью почти 30 тысяч человек. Среднегодовая загрузка предприятий гостеприимства составляет 50,5 % (ниже чем в Москве, но на уровне крупнейших туристических центров Европы) и колеблется в зависимости от сезона от 25 % (зимние месяцы) до 100 % (сезон «белых ночей» и летние месяцы).
Современный Санкт-Петербург обладает значительным историко-культурным наследием для формирования туристского продукта и продвижения его на внешнем рынке, для превращения туризма в базовую отрасль городской экономики.
В списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург как территория включен 36 комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. На основе этого культурного наследия и создаются туристические программы, планируется позиционирование города на мировом туристическом рынке.
В городе 221 музей, 2000 библиотек, более 80 театров (из которых балетные считаются лучшими на планете), 100 концертных организаций, 45 галерей, выставочных залов, 80 клубных учреждений культуры и т. д. Ежегодно в городе проводится более 100 фестивалей, конкурсов различных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных.3
Несмотря на экономическую нестабильность 90-х годов в городе не только не закрылся ни один музей или театр, а появились новые, так, например музей хлеба, частный музей кукол. Интересно отметить, что в культурной жизни города роль так называемых малых городских или частных музеев (наряду с такими известными объектами, как Эрмитаж, Русский музей, дворцы Санкт-Петербурга и пригородов) с каждым годом возрастает. Они все чаще включаются в познавательные туристические маршруты и отмечают рост посещаемости российскими и иностранными туристами.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день точных экономических расчетов по отрасли «туризм», а также достоверных данных по туристским потокам в Санкт-Петербурге, не существует, информация на официальных порталах не обновляется, что затрудняет проведение экономических исследований и анализа. Суммарный анализ статистической и аналитической информации из разных источников выявил следующие показатели въездных потоков по Санкт-Петербургу:
К 2010 году количество иностранных туристов впервые за три последних года увеличилось на 8–10 процентов и составило в среднем 2,18 миллионов человек. Этот показатель не учитывает иностранных гостей, прибывших в Санкт-Петербург из Москвы и других городов России, то есть, примерно 30% всех иностранных туристов. Количество же российских туристов, по экспертным оценкам, составляет около 2 миллионов человек. Таким образом, общее число туристов, посетивших Санкт-Петербург в 2010 году, составило более 3,5 миллионов человек.
Согласно статистическим данным, порядка 60% иностранных туристов прибывают в Петербург с познавательной целью, и 30% - с деловой. Основная доля туристов, посещающих Санкт-Петербург, прибывает из Финляндии (порядка 25-30%), а также Германии и США (10-15%).
Существуют значительные различия между этими двумя группами туристов с точки зрения демографии, мотивации для поездки, отношения к Санкт-Петербургу и уровня трат в городе. Иностранные туристы обычно старше, тратят значительно больше (в среднем 6 500 руб. в день, что почти в 4 раза больше средних суточных трат российских туристов), Санкт-Петербург посещают преимущественно один раз, а основная цель поездки — увидеть дворцы.
В среднем иногородние туристы находились в Санкт-Петербурге 5 дней, иностранные – 3,5 дней.
Основные расходы посетителей пришлись на приобретение товаров (в среднем 19%) и питание (18%). Транспорт и проживание, которые могли бы занимать основное место в расходах, в среднем в структуре расходов занимают лишь 13% и 12% соответственно. На достопримечательности и развлечения туристы в среднем тратили около 9%.
Основные расходы российских посетителей приходятся на приобретение товаров (23%) и питание (22%). В структуре расходов иностранных посетителей лидируют международный транспорт (16%) и питание (15%) (таблица 2).4
Таблица 3 - Средние расходы на наиболее востребованные туристские услуги
Услуга | Средняя
сумма по турпотоку |
Иногородние
посетители |
Иностранные
посетители |
Проживание
в гостинице, мотеле в день |
2530 | 1100 | 3130 |
Междугородный/между-народный автобус | 1321 | 410 | 2750 |
Проезд в метро в день |
160 | 190 | 80 |
Питание
в ресторанах, кафе в день |
730 | 170 | 980 |
Посещение
музеев, выставок |
1270 | 520 | 2220 |
Приобретение
лекарств |
490 | 610 | 200 |
Приобретение
сувениров |
2230 | 1070 | 3300 |
Практически все опрошенные посетители выразили желание посетить Санкт-Петербург в будущем, что свидетельствует о высокой итоговой удовлетворенности совершенным визитом – таким, что даже при возможном наличии дискомфортных моментов, впечатление от визита полностью компенсирует любые негативные эмоции.
Санкт-Петербург является крупнейшими морскими воротами России в Европу, крупным морским портом, действующим более 10 месяцев в году и занимает лидирующие позиции по количеству судозаходов на Балтике: за сезон 2007-2010 года морские круизные суда заходили в Санкт-Петербург 299 раз и доставили на борту 306 тыс. иностранных туристов. Петербург ожидает на 100 тысяч круизных туристов больше. В 2010 году Санкт-Петербург принял 318 круизных судов и более 400 тыс. круизных пассажиров.
В
настоящее время Петербург
Учитывая
популярность Петербурга у иностранных
граждан и на основе статистических
данных, можно с уверенностью говорить
о том, что культурная столица
России никогда не останется в
тени мирового туризма. Но город заслуживает
большего внимания. Поэтому, при условии,
что правительство приложит некоторые
усилия для придания Петербургу имиджа
города с европейским качеством
обслуживания, город может по праву
стать международным центром
туризма. Зная красоты своего
города и области, петербуржцы также
пока предпочитают родной город заморским.
Конечно, постепенно стабилизирующееся
материальное положение горожан
увеличивает количество выезжающих
за границу. Но, как говорят отдыхающие,
все поездки убеждают их в одном,
что Санкт-Петербург так и
Железнодорожный транспорт:
Протяженность железных дорог более 3 тыс. км, из них 30% электрифицировано. Плотность железнодорожной сети - 32 км на 1000 кв. км. Грузооборот - более 100 млн. т. в год.
Автомобильный транспорт:
Протяженность
автодорог - более 13 тыс. км. Плотность
автодорожной сети - 108 км на 1000 кв. км. Проектируется
строительство кольцевой
Речной транспорт:
Протяженность судоходных путей - 1908 км. Грузооборот - более 15 млн. т. в год. Самые крупные речные порты: Ленинградский и Подпорожский.
Морские порты:
Санкт-Петербургский, Выборгский и Высоцкий. Проектируется строительство новых портовых комплексов:
в Приморске - терминал сжиженного газа и нефтеналивной терминал;
в Высоцке - терминал жидкого аммиака;
в Усть-Луге - угольный терминал и терминал генеральных грузов. Аэропорты:
Пулково-1 - для обслуживания местных авиалиний;
Пулково-2 - для обслуживания международных авиалиний.
На территории города расположены 5 вокзалов, 10 аэропортов, 4 крупные стоянки водного транспорта, один автовокзал и 7 таксомоторных парков.
В Ленинградской области имеется более 600 объектов, включая курорты, размещения туристов. Существующие сегодня места размещения туристов имеют разную степень комфортности. Так, ряд из них (например, гостиница "Выборг" в г. Выборг) полностью соответствуют международным стандартам. Собственные предприятия питания имеются в 60% рекреационных учреждений, спортивные комплексы и сооружения - в 49%.Такие удобства как горячая вода, душ, телефон имеются в 73% мест размещения. В сезон заполняемость мест отдыха составляет от 50 до 95%. Среднегодовая заполняемость гостиниц составляет около 30%.
На конец 2010 года рынок гостиниц Санкт-Петербурга насчитывал 80 объектов с общим номерным фондом, равным 16 318 шт. При этом к наиболее качественному предложению, класса 3 звезды и выше, можно отнести 40 объектов с номерным фондом 10 955 шт.
Диаграмма
свидетельствует о преобладании
гостиниц уровня 3-4 звезды на рынке, однако
на сегодняшний день именно в этом
сегменте наблюдается дефицит, так
как большинство действующих
гостиниц предлагает нерациональное сочетание
цены и качества - цена на комфортабельное
размещение чрезвычайно завышена, при
более низкой цене наблюдается резкое
падение качества номеров и услуг.
Подавляющее количество номерного
фонда сосредоточено в