Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 02:41, курсовая работа
Туризм как специфический сектор экономики региона. Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм как динамично развивающийся сектор мировой экономики. Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне. Современное состояние и основные проблемы экономического планирования развития туристского комплекса в РФ на федеральном и региональном уровнях. Роль туризма в социально-экономическом развитии региона (на примере Приморского края).
Введение ……………………………………………………………………..3
1 Туризм как специфический сектор экономики региона……………5
1.1 Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм
как динамично развивающийся сектор мировой экономики………5
1.2 Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне……………………………..12
1.3 Современное состояние и основные проблемы
экономического планирования развития туристского комплекса
в РФ на федеральном и региональном уровнях……………………...21
2 Роль туризма в социально-экономическом развитии
региона (на примере Приморского края)……………………………..27
2.1 Туристско-рекреационный потенциал Приморского края…….27
2.2 Анализ современного состояния экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….34
2.3 Предложения по совершенствованию экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….42
Заключение………………………………………………………………...47
Список литературы……………………………………………………….50
Приложение
Основные результаты исследования.
Как показало исследование, 81.6% выборки (91 человек) пользовались услугами туристических фирм Приморского края, 18.4% (29 человек) – не пользовались.
Мнения респондентов относительно тенденций развития туристической отрасли в Приморском крае разделились следующим образом. Значительная часть респондентов (37%) высказала мнение о перспективности данной отрасли. Однако, большинство респондентов (63%) были настроены пессимистично и ответили, что положительных тенденций развития тур отрасли нет в силу ряда сдерживающих факторов (табл. 1).
Таблица 1. Распределение мнений респондентов относительно факторов, препятствующих развитию туристской отрасли в Приморском крае.
Факторы, препятствующие развитию туристской отрасли в Приморском крае |
% |
недостаточный уровень развития туристской дорожной и инженерной инфраструктуры в Приморском крае |
89 |
недостаточно высокое качество обслуживания посетителей на предприятиях туризма и гостеприимства края |
45 |
низкий уровень вовлечения рекреационного
и историко-культурного |
39 |
несовершенство нормативной |
15 |
отсутствие надежного |
18 |
Абсолютное большинство респондентов (100%) считают, что внутренний и въездной туризм в Приморском крае развит слабо.
В таблице 2 представлено распределние мнений респондентов относительно положительных тенденций в развитии туристической отрасли Приморского края.
Таблица 2. Распределение мнений респондентов относительно положительных тенденций в развитии туристической отрасли Приморского края.
Положительные тенденции в развитии
туристической отрасли |
% |
разработка и внедрение |
44 |
улучшение качества обслуживания на предприятиях туристического и гостиничного сервиса |
25 |
развитие инфраструктуры |
56 |
подготовка |
7 |
развитие внутреннего и |
5 |
Мнения респондентов относительно того, что может поспособствовать развитию туристической отрасли в Приморском крае разделились следующим образом:
• подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии сервиса и гостеприимства – 35%
• повышение конкурентоспособности туристских продуктов региона – 25%
• развитие в Приморском крае экологического туризма мирового уровня – 10%
• развитие в Приморском крае делового и событийного туризма – 37%
• учреждение на территории Приморского края национальных парков – 67%
• организация в крае крупных международных и региональных деловых, культурных, развлекательных мероприятий и спортивных соревнований – 43%
• создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края – 23%
•развитие инфраструктуры – 77%.
Таким образом,
в целом по исследованию рынка
туристических услуг
- внутренний и въездной туризм развит слабо;
- существует
ряд факторов, препятствующих развитию
туристической отрасли
- несмотря
на существующие проблемы в
развитии туристической
- среди
мер, которые могут
В заключение можно сделать
вывод о том, что Приморский край
обладает мощным туристско-рекреационным
потенциалом, способным внести значительный
вклад в экономическое и социо-
2.2 Анализ современного состояния экономического планирования туристской отрасли Приморского края
Основным показателем, влияющим на формирование экономических показателей тур отрасли, является объем тур потока, а также соотношение долей въездного и выездного тур потоков.
По объему международного тур потока Приморский край занимает 4-е место в Российской Федерации [16, с.35].
Данные о развитии международного
въездного туризма в Приморском
крае в 2006-2011 годах позволяют сделать
вывод о тенденции увеличения
за последние два года объёма туристского
потока (далее – тур поток)
и значительном преобладании в структуре
тур потока туристов из КНР.
Показатели въездного международного тур потока Приморского края приведены в таблице 1 (см. Приложение А).
В 2011 году на территорию Приморского
края въехали
82414 иностранных туристов, что составило
121,6 процента к 2010 году [16, с. 37]
Данные о развитии международного выездного туризма в Приморском крае в 2006-2011 годах приведены в таблице 2 (см. Приложение А)
В 2011 году объем международного выездного тур потока в Приморском крае составил 651371 человек с ростом к 2010 году в 1,3 раза [16, с. 38].
Динамика основных показателей, характеризующих состояние развития данной сферы экономической активности представлена в виде диаграммы в Приложении Б.
Объем внутреннего тур потока в Приморском крае стабильно увеличивается, с ежегодным темпом роста 10-12 процентов. В 2011 году по оценочным данным было совершено более 720 тыс. тур поездок [16, с.40].
Однако, несмотря на поступательное развитие отрасли туризма, остается ряд нерешенных проблем, среди которых превышение выездного международного тур потока над въездным, нарастание доли «теневой» финансовой и трудовой деятельности в туризме, высокое влияние сезонности на региональную тур деятельность, снижающее устойчивость и эффективность работы тур отрасли края, достижении прироста экономических показателей работы тур предприятий края преимущественно за счет экстенсивных факторов развития.
Основной проблемой, решение которой необходимо осуществить с использованием программно-целевого метода, является низкая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала в Приморском крае.
Кроме того, в индустрии Приморья до сих пор не сложилась эффективная система рыночных отношений, туристский бизнес и индустрия гостеприимства существенно отстают от мировых стандартов в сфере управления, организационных и производственных технологий [8, с. 996].
Незавершившийся процесс формирования устойчивого развития туризма в Приморском крае подвергся достаточно сильному деструктивному влиянию в результате мирового экономического кризиса 2012 г., имеющего перманентный характер. Очередной спад в российской экономике начался в декабре 2011 г.
Реальные денежные доходы населения России снизились за 5 месяцев 2012 г. на 2,5 % [15, с. 47]. Россия вновь вступила в длительный период, когда доходы многих граждан либо не будут расти, либо будут падать.
Произошедшие изменения в российской экономике и в том числе в региональной экономике Приморского края вызвали обоснованную тревогу участников туристского рынка, заставили пересмотреть стратегию и тактику как отдельных туристских предприятий, так и туристской сферы в целом. К известным макроэкономическим и социально-демографическим проблемам Дальнего Востока добавились новые «факторы риска», усиливающие неопределенность принимаемых управленческих решений, поведения потребителей, финансовой надежности партнеров. Основные проблемы туристского бизнеса, имевшие затяжной системный характер, усугубились дестабилизацией мировой экономики.
Однако большинство проблем туристского комплекса Приморского края не имеют прямого отношения к мировому экономическому кризису и их негативный эффект мог быть уменьшен в меж кризисные периоды (с 2003 по 2007 г. и с июля 2009 по декабрь 2012 г.). Причины инерционности инновационных процессов в турбизнесе Приморья связаны с неэффективным руководством туристской сферой, просчетами в выборе приоритетов развития регионального туристского комплекса, с игнорированием программ развития внутреннего туризма. Эти и другие организационно-экономические проблемы требуют детального анализа для поиска стратегии выхода из затянувшейся ситуации стагнации.
В
этой связи среди проблем
В 2010–2012 гг. в России и, в частности, в Приморском крае усилилась тенденция значительного завышения стоимости туристских путевок. Туроператоры вслед за авиаперевозчиками неоправданно поднимали цены под предлогом увеличения топливного сбора, взимаемого с авиапассажиров. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба России проводила проверку для установления «ценовых сговоров», однако отсутствие эффективных рычагов государственного регулирования потребительского рынка не позволило нормализовать сложившуюся ситуацию. Следствием «ценового сговора» явилось формирование у части потребителей негативного отношения к организованному туризму и способствовало оттоку клиентов туристских предприятий, переходу их к самостоятельным формам туристской активности.
Влияние
региональных социально-
Финансовые кризисы 2008 и 2012 г. в значительной степени повлияли на внутрифирменные процессы в туризме. Они явились закономерным отражением произошедших изменений на рынке выездного туризма Приморского края в зимний сезон 2008–2009 и 2012 г., когда по данным ряда крупных туроператоров произошло сокращение туристского потока, достигшее как минимум 20 %. Спрос на летние виды отдыха приобрел в 2012 г. по сравнению с 2007 и 2010–2011 гг. отсроченный характер. В этих условиях руководители многих турфирм Приморского края оптимизировали расходы, потребовали от сотрудников большей продуктивности и самоотдачи при снижении затрат на персонал. Менеджеры некоторых направлений в низкий сезон были отправлены в неоплачиваемые отпуска большей продолжительности, чем в предыдущие годы. В связи с явным снижением спроса на отдых и развлечения возросла лояльность персонала турфирм по отношению к клиентам. В наибольшей степени пострадали и еще пострадают турагентства, делавшие ставку на работу с массовыми недорогими турпакетами и не имевшие финансового резерва для «выживания» в условиях ужесточающейся конкуренции.