Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 02:41, курсовая работа
Туризм как специфический сектор экономики региона. Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм как динамично развивающийся сектор мировой экономики. Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне. Современное состояние и основные проблемы экономического планирования развития туристского комплекса в РФ на федеральном и региональном уровнях. Роль туризма в социально-экономическом развитии региона (на примере Приморского края).
Введение ……………………………………………………………………..3
1 Туризм как специфический сектор экономики региона……………5
1.1 Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм
как динамично развивающийся сектор мировой экономики………5
1.2 Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне……………………………..12
1.3 Современное состояние и основные проблемы
экономического планирования развития туристского комплекса
в РФ на федеральном и региональном уровнях……………………...21
2 Роль туризма в социально-экономическом развитии
региона (на примере Приморского края)……………………………..27
2.1 Туристско-рекреационный потенциал Приморского края…….27
2.2 Анализ современного состояния экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….34
2.3 Предложения по совершенствованию экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….42
Заключение………………………………………………………………...47
Список литературы……………………………………………………….50
Приложение
Таким образом, и макроэкономическое окружение, и внутрифирменные процессы в турбизнесе Приморского края не дают повода для оптимизма. Тем не менее, усиливающееся внимание законодательной и исполнительной власти России к проблемам Дальнего Востока, возможно, в будущем будет способствовать активизации внутренних и даже въездных туристских потоков.
В программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации все больше внимания уделяется вопросам эффективности функционирования туристского комплекса и повышению вклада туристской деятельности в валовой региональный продукт (ВРП).
Наличие разнообразных туристско-
Для обеспечения
системного развития указанных направлений
необходимо использование программно-
по стимулированию формирования современной
материально-технической базы туризма,
разработке и реализации рекламно-информационного
обеспечения туристской сферы, развитию
международного
и межрегионального сотрудничества в
области туризма, совершенствованию региональной
системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации туристских кадров.
Постановлением Администрации Приморского края была утверждена Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2017 гг. [5]. Цель данной программы - повышение конкурентоспособности туристского рынка Приморского края, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
В программе ставятся следующие задачи:
Ожидаемые результаты реализации программы:
В соответствии со Стратегией социально-экономического
развития Приморского края до 2025 года основной целью развития туризма
является формирование современного туристического
продукта Приморского края и обеспечение
его конкурентоспособности на рынках
АТР и Российской Федерации. Наиболее
перспективным сегментом туристического
рынка является деловой и культурный туризм,
так как в наибольшей степени соответствует
функции Приморского края и г. Владивостока,
позволяет эффективно использовать созданную
для саммита АТЭС инфраструктуру, закрепить
за Приморским краем статус делового и
культурного центра.
В рамках настоящей Государственной программы выделяются следующие подпрограммы:
Подпрограмма № 1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса на территории Приморского края».
Развитие туристско-
Подпрограмма направлена
на совершенствование системы
По итогам реализации Государственной программы в 2017 году планируется поддержать не менее 23 туристских комплексов на территории Приморского края.
Подпрограмма № 2 «Повышение качества туристских услуг»
Подпрограмма направлена на совершенствование региональной нормативной правовой базы туризма, обеспечение повышения качества туристского и гостиничного обслуживания, включая мероприятия по повышению квалификации персонала в сфере туризма, проведение обучающих семинаров, конференций, выставок, круглых столов и мероприятия по повышению безопасности туризма.
По итогам реализации подпрограммы планируется повышение объема платных туристских услуг, оказанных населению, до 17447,29 млн. рублей в 2017 году.
Подпрограмма № 3 «Продвижение туристского продукта Приморского края на российском и мировом туристских рынках»
Подпрограмма направлена
на продвижение туристско-
Финансирование указанных мероприятий предполагается за счет средств бюджета Приморского края с привлечением федерального бюджета и внебюджетных источников.
Обобщая выше изложенное, можно сделать следующие выводы:
- туризм в Приморском крае имеет объективные возможности для развития, обусловленные благоприятным геополитическим положением, относительно развитой туристской инфраструктурой, значительным природно-рекреационным потенциалом, туристской привлекательностью региона, сформировавшейся системой подготовки кадров и др., и, при условии преодоления существующих негативных факторов, может стать одной из точек экономического роста региона;
- несмотря на определенные положительные сдвиги в развитии туристского комплекса региона, существует целый ряд проблем, требующих разрешения. К таким проблемам относятся ослабление государственного контроля туристской деятельности, неэффективное руководство туристской сферой, игнорирование программ развития внутреннего туризма, низкая эффективность использования туристско-рекреационного потенциала Приморского края и др.
В следующей погдглаве данной работы рассматриваются предложения по совершенствованию планирования туристской отрасли Приморского края.
2.3 Предложения по совершенствованию экономического
планирования туристской отрасли Приморского края
Приморский край является одним из регионов России, где туристский сектор признается приоритетным и может стать сектором специализации региональной экономики.
В настоящее
время программа развития туризма
в регионе должна преследовать цель
воспроизводства человеческого
потенциала и повышения качества
жизни, а, значит, должна учитывать потребности
населения в туристско-
Следует отметить, что строительство туристских объектов и комплексов должно быть направлено на удовлетворение туристско-рекреационных потребностей и повышение качества жизни как туристов, так и местного населения. Не существует такого туристского продукта, который может быть реализован на рынке, если он не произведен в соответствии с потребительским спросом. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации туристской деятельности и создании туристского продукта на определенной территории. Именно выявление, знание и использование туристских мотивов и интересов, а также ориентация на определение рыночных потребностей должны стать основой для строительства туристских объектов и комплексов, обеспечивающих создание таких видов тур продукта, которые отражают требования определенных сегментов рынка. Туристские мотивы и потребности как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности туристских учреждений и организаций.
Первоочередными задачами в сфере туризма потребители из числа населения Приморского края считают восстановление лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев, курортов и т.п.) и развитие заповедных и парковых зон [9, с. 177].
Одной из важных задач по достижению цели устойчивого развития туризма в регионе является создание адекватной материально-технической базы, создание которой невозможно без инвестиций в этой сфере.
Романова Г.М. в своей статье «Региональное планирование развития туристско-рекреационных зон» предлагает следующую стратегию планирования развития туристской отрасли [13, с. 285].
Для обеспечения комплексного и устойчивого развития региона за счет развития индустрии туризма необходимо разработать стратегию планирования и прогнозировании его развития. Для разработки стратегии управления и планирования сферы туризма также необходимо провести оценку показателей спроса и предложения туристских услуг. Необходимо оценить объем совокупного туристского спроса по различным социальным группам населения и по отдельным территориям и объем совокупного предложения, которые характеризуются такими показателями, как оборот, численность занятых, доходы от реализации туристских услуг и доходы от реализации товаров и услуг в сопряженных с туризмом отраслях. На основе этих оценок необходимо разработать стратегию развития туристско-рекреационного региона, ориентированную на определенных потребителей.
Следующим этапом должны стать разработка и оценка альтернативных способов достижения цели.
Для предотвращения
негативного влияния внешних
факторов на процесс планирования целесообразно
начинать с маркетинговой оценки
территории. Проведение опросов и
социологических исследований позволяет
выявить положительные и
Следующим
этапом программно-целевого развития
должно стать точное определение
целей, задач и последствий для
окружающей среды организации на
территории расширенной туристской
инфраструктуры. Затем необходимо определить
непосредственно места
На протяжении всего процесса реализации программных предложений
должна активно осуществляться деятельность по организации детальной проработки планировочной структуры каждой туристской зоны; по созданию бизнес-планов и проектной документации для конкретных туристских объектов; по формированию маркетинг-программ, обеспечивающих продвижение на рынке всех видов туристской деятельности.
Для реализации
описанной стратегии