Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Организация досуга подрастающего поколения является во все времена актуальной задачей специалистов – практиков социально – культурной сферы. В настоящее время, данное направление обращает на себя особое внимание, так как в сфере свободного времени подростков и молодежи имеются негативных тенденции, зависящих от интересов и приоритетов подрастающего поколения. Многие из них имеют отрицательное воздействие. Этому, в определенной мере, способствует неустойчивая позиция государства в организационных моментах по обеспечению молодежи средствами, формами проведения свободного времени. В том числе во многих городах и провинциях, не говоря о сельских районах, прекратили деятельность многие учреждения культуры. Отсюда и массовое увлечение молодежи алкоголем и др. вредными привычками.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3
I Теория зарождения туризма…………………………………………………… 8
1.1 История туризма……………………………………………………………… 8
1.2 Туристско – краеведческая работа по включению школьников в
систему общественных отношений……………………………………………. 26
II Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками……. 34
2.1 Анимационные формы в образовательных учреждениях………………... 34
2.2 Программа «Мы друзья природы»………………………………………… 45
Заключение………………………………………………………………………56
Список используемой литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (1).doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….. 3

I Теория зарождения туризма…………………………………………………… 8

1.1 История туризма……………………………………………………………… 8

1.2 Туристско – краеведческая  работа по включению школьников  в 

систему общественных отношений……………………………………………. 26

II Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками……. 34

2.1 Анимационные формы в образовательных  учреждениях………………... 34

2.2 Программа «Мы друзья природы»………………………………………… 45

Заключение………………………………………………………………………56

Список используемой литературы……………………………………………..58

Приложение №1…………………………………………………………………60

Приложение №2…………………………………………………………………63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Организация досуга подрастающего поколения является во все времена актуальной задачей специалистов – практиков социально – культурной сферы. В настоящее время, данное направление обращает на себя особое внимание, так как в сфере  свободного времени подростков и молодежи имеются негативных тенденции, зависящих от интересов и приоритетов подрастающего поколения. Многие из них имеют отрицательное воздействие. Этому, в определенной мере, способствует неустойчивая позиция государства в организационных моментах по обеспечению молодежи средствами, формами проведения свободного времени. В том числе во многих городах и провинциях, не говоря о сельских районах, прекратили деятельность многие учреждения культуры. Отсюда и массовое увлечение молодежи алкоголем и др. вредными привычками. В том числе, как отмечают многие исследователи, наблюдается тенденция разделения молодежи на три   группы:

  • «домашняя» - подростки в основном все свое свободное время проводят дома, сидя перед экраном телевизора, за компьютером и практически не посещают общественные места.
  • «уличная» - если охарактеризовать, в общем, то это подростки, молодежь, с так называемым, девиантным поведением.
  • «социально - активная» - это, к сожалению, самая немногочисленная часть среди нынешнего молодого поколения. Они посещают учреждения культуры, занимаются в секциях, клубах и др. Интересуются общественной и культурной жизнью. 1

Однако не все так плохо, если государство не справляется с какими то социальными проблемами населения, в том числе – молодежь, инициирует создание молодежных общественных организаций, которые не только для себя, но и для населения рационально и разнообразно организуют досуг.

Большая часть воспитания, а, следовательно, и жизненных стереотипов, прививает подростку семья. А уже потом все остальные социальные институты. Мы считаем, что социально – культурная сфера может повлиять на сложившеюся ситуацию. Ведь именно она обладает многофункциональной сферой деятельности, главной целью которой является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности.

 Данная позиция определила  наш интерес к исследованию,  субъектами которого явились  дети из интерната, многих из  которых можно отнести к «уличным»  подросткам.

К проблеме девиантного поведения обращались и обращаются ученые. Антисоциальное поведение, нарушающее какие – либо социальные, культурные, этнические или правовые нормы, а также поведенческие моменты, имеющие отношение к психическому здоровью. Большое количество таких детей находятся в школах интернатах.

Как считает Сайкина Л.В.: «Среди мотивов антиобщественного поведения подростков связаннные с удовлетворением примитивных, в том числе аномальных для подросткового возраста, потребностей (спиртное, табачные изделия). Часть подростков (до 20%) совершают правонарушения из стремления познать новое, испытать неизведанное, другая часть - из озорства, от нечего делать (11%). Около четверти процентов правонарушений совершается из желания самоутвердиться среди сверстников. Отклоняющееся поведение подростков  выражается в нарушении порядка до совершения серьезных проступков, граничащих с нарушением законодательства. В силу этого такие подростки не поддаются обычным мерам педагогического воздействия.»2

На наш взгляд, эту проблему можно частично решить за счет внедрения в воспитательный процесс современных анимационных технологий и этому есть обоснование многих теоретиков и педагогов – практиков, социальных работников.  Так по мнению  профессора Н.Н. Ярошенко: «современные технологии социально-культурной анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самореализации как полноправному представителю социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности».3

Особой формой в решении поставленной проблемы может являться организация туристической деятельности. Поэтому, в последнее время все больше туристских предприятий и спортивно – оздоровительных учреждений стали заботиться о предоставлении дополнительной услуги – анимации. Аниматорами называют специалистов по организации и проведению досуга на туристских предприятиях, в санаторно – курортных и других оздоровительных учреждениях. Это уже реализуется с использованием анимационной программы, которая включает в себя различные мероприятия. В структуру плана проведения анимационного мероприятия могут входить: спортивные соревнования, вечерняя развлекательная программа, игры на пляже и т.д. Тем самым создаются условия для развлечения, восстановления (рекреации) здоровья, проведения содержательного досуга.

На основе проанализированного нами источника, в Калининграде в 2006 году было проведено социологическое исследование, методом анкетирования, подростков в возрасте от 13 до 18 лет. Анализ анкет показал, что почти все опрошенные предпочитают проводить свой досуг совместно с друзьями (90%). Из них 90% выбирают развлекательные анимационные мероприятия, 30% - спортивные, 30% -экскурсионные, 45% - игровые. 80% хотели бы совершить туристические пешие походы.4

Здесь можно отметить, что досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей «молодежного сознания», повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения жизненных проблем, т. к. идет активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения. Ценностные ориентации на культурно-досуговую деятельность зависят от возможности удовлетворения личных потребностей. Основные потребности молодежи заключаются в общении, развлечениях, активном и подвижном отдыхе. Все эти потребности можно реализовать в туризме.

К примеру, отличительной особенностью молодежного туризма является то, что молодежь является самой непритязательной возрастной группой. Для молодежи необязательны высококлассные условия в туристической поездке, ее в большей степени интересует умеренные цены и насыщенная культурно-досуговая деятельность, отвечающая их возрастным потребностям.           Туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. Это разновидность туристической деятельности, осуществляемой в спортивно – оздоровительных учреждениях, летних лагерях, походах и т.д., которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия, направленные на удовлетворение специфических туристских потребностей подростков в движении, культуре, творчестве, общении, развлечении.

Таким образом, мы считаем, что именно использование туристских анимационных форм социально – культурной деятельности сможет удовлетворить потребности большинства молодого поколения, тем самым решиться проблема включения «домашних» и «уличных» подростков в социально - активную среду. А для детей школы – интерната еще возможность поддаваться педагогическим методам воспитания, так как именно педагоги  являются их «мамами» и «папами».

В этом аспекте характерными видами анимаций, удовлетворяющих потребности подростков имеющих отклоняющее поведение, могут быть:

- анимация в движении - анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

- культурная анимация - удовлетворят  потребность молодежи в духовном  развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

- творческая анимация - удовлетворяет  потребность молодых людей в  творчестве, демонстрации своих  созидательных способностей и  установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество;

- анимация через общение - удовлетворяет  потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии  внутреннего мира людей и познании  себя через общение.

Таким образом целью нашей курсовой работы является внедрение туристских анимационных форм в практику деятельности школы – интерната.

Объектом является туристские анимационные формы.

Предмет: процесс использование туристских анимационных форм в жизнедеятельности подростков в условиях школы - интерната.

В связи с этим, задачами курсовой работы являются:

  • Рассмотреть историю развития туризма;
  • Рассмотреть формы туристско-краеведческой работы, способствующих активации школьников в системе общественных отношений;
  • Проанализировать существующие анимационные формы в образовательных учреждениях;
  • Разработать программу с применением туристских анимационных форм в работе с детьми в условиях школы-интерната.

 

 

 

 

 

 

 

 

I Теория зарождения туризма

 

    1. История туризма

 

Когда мы говорим о туризме, мы подразумеваем людей, посещают друзей и родственников, отдыхают на каникулах и просто хорошо проводят свободное время. В свободное время они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром.5

 В мире на сегодняшний  день наблюдается динамичное  увеличение как числа туристов, так и количества стран и  мест, ставших популярными туристскими  направлениями. Создана широкая  сеть учреждений, которые занимаются удовлетворением потребностей населения в туризме. Существует огромная классификация форм, видов туризма, но прежде чем их изучить рассмотрим историю туризма.

Возникновение предпосылок для организованных походов и путешествий связано с ранними периодами истории человечества, когда племена, рода были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы. В более поздний период развиваются умения и навыки людей совершать походы по труднодоступным местам, что играло важную военную роль. Так же возникает общественная необходимость походов (экскурсий) для изучения флоры и фауны, уточнения географических представлений о Земле.6

Именно это и послужило начальными предпосылками для возникновения и развития походов для удовлетворения определенных потребностей людей.

Развивалось общество, а вместе с этим росли интересы и потребности людей. Еще в древнем мире возникают организованные путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народов. Так, в VI в. до н.э. древние греки и римляне совершали путешествия в Египет, где их привлекали древняя история, культура, необычна природа, великолепные египетские сооружения. Первым греческим туристом, о котором имеются достоверные данные, является «отец истории» Геродот, описавший свои многочисленные путешествия в девяти книгах.7

 Так же, в античные времена, мотивами  путешествий были: торговля, образование, паломничество, лечение, спортивные соревнования.8

Целенаправленное развитие туризма, как средства воспитания подрастающего поколения стало осуществляться в эпоху Возрождения (XV – XVI вв). Особый  вклад в  обоснование значимости  походов   и   путешествий в воспитании молодежи внесли прогрессивные   педагоги   того   времени   X.   Вивес,   М. Монтень, Т. Mop,  Ф. Рабле, Эразм Роттердамский, считавшие многодневные пешие  походы ценным средством формирования у молодых людей физических,   нравственных и морально-волевых качеств. Выдающийся  педагог Возрождения Витторино да Фельтре в организованной им школе в Мантуе (1425 г.) ввел упражнения, характерные передвижениями на местности. Его ученики совершали многодневные походы в предгорьях Альп. В книгах итальянского профессора медицины И. Меркуриалиса «Виды физических упражнений» (1569 г.) и педагога И. Тамерариуса «Разговоры о физических упражнениях» (1544 г.) значительное место отведено упражнениям, направленным на формирование умений и навыков в передвижении и ориентировании на местности. В конце XVII в. в европейских странах некоторые учителя в работе с учащимися использовали пешеходные прогулки и поездки в окрестные достопримечательные места. Такие путешествия они называли экскурсиями. 9

Позднее (XVIII в.) представители эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо и Г. Мэбли углубили и расширили представления о пеших походах, их значимости в патриотическом воспитании молодежи, укреплении ее здоровья. В учении «О необходимости познания природы и стремления к выработке норм естественного поведения», ставшем составной частью педагогики, они показали значение путешествий и походов в формировании личности. На рубеже XVIII и XIX вв. учение Ж.-Ж. Руссо и Г. Мэбли было развито немецкими педагогами И. Зельцманом, И. Гутс-Мутсом и Ф. Яном.10 Во второй половине XVIII в. в Западной Европе стали создаваться своеобразные центры туризма.

Информация о работе Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками