Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат
В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым
ло цифру 90. В 1964 г. в Минске открывается городской клуб
туристов.
В конце 60-х — начале 70-х гг. начата подготовка кадров с
высшим образованием (на геофаке Белорусского государствен-
ного университета открывается специальность "Краеведение и
методика
организации туристско-
ститут физической культуры готовит инструкторов туризма).
В соответствии со схемой размещения и развития сети ту-
ризма в БССР от 18 февраля 1974 года предусматривались:
выделение на территории республики 18 районов, имею-
щих
туристско-экскурсионное
организация и дальнейшее развитие центров туризма в
Минске, Несвиже, Молодечно, Бресте, Пинске, Витебске,
Браславе, Орте, Полоцке, Гомеле, Мозыре, Гродно, Новогруд-
кс, Могилеве, Бобруйске и в городских поселках: Мяделе, Ру-
жанах, Россонах, Турове, деревне Крево Гродненской области;
дальнейшая детальная разработка туристских маршрутов: Ор-
та—Минск—Брест, Витебск—Могилев—Гомель, Го-
мель—Пинск—Брест, Гомель—Минск—Нарочь—Браслав, Брас-
лав---Нарочь—Молодечно—
чи—Слуцк—Бобруйск—
ров с выходами в другие туристские районы европейской части
СССР;
организация в выходные дни летнего периода экскурсион-
ных поездок на автобусах с выделением для этих целей
500—600
автобусов. Увеличение в
парка комфортабельных автобусов для экскурсионного обслу-
живания.
Реализация "Схемы" не заставила себя ждать, и уже в 1975
г.
2000 экскурсоводов проводили
тальные положения "Схемы" намечалось выполнить до 2000 г.
К Олимпиаде-80 в Минске начала строиться гостиница "Пла-
нета", улучшались условия проживания в других гостиницах,
реконструировалась трасса Брест—Москва.
В 1983 г. принята новая "Схема развития туризма в БССР",
положения которой дополняли предыдущую. Предусматрива-
лось (опять же до 2000 г.):
формирование 20 туристских зон (из них 10 зон познава-
тельного туризма);
увеличение числа туристских центров в республике с 27 до
42 в населенных пунктах: Ивацевичи, Столбцы, Несвиж, Рога-
чев, Речица, Октябрьский, Туров, Россоны, Глубокое, Вер-
хнедвинск, Новогрудок, Ошмяны, Осиповичи, Быхов, Пружа-
ны, Лунинец.
Планировалась организация новых всесоюзных маршрутов
на трассах:
Минск—Полоцк—Россоны—
ша—Витебск—Полоцк—
руйск—Гомель—Киев; Минск—Ивенец—Лида—Гродно—Друс-
кининкай—Вильнюс.
В начале 80-х гг. по территории Беларуси проходило 9 все-
союзных маршрутов:
по Белоруссии и Литве (20 дней); Белорусский озерный (20
дней); от Нарочи до Вильнюса на байдарках (19 дней) и др.
В этот период начал интенсивно развиваться на территории
республики школьный туризм. В середине 80-х гг. в Беларуси
насчитывалось 40 стационарных и сезонных баз пионеров и
школьников. Для многих сезонных туристских баз, открытых
в сельских районах Беларуси, были использованы средние
школы, свободные от учеников в каникулярное время, что да-
ло возможность органам народного образования республики
без специальных капитальных затрат быстро увеличить их
число и довести общую сумму мест в них в летнее время до
2700.
Создание густой сети
ников в Беларуси позволило включить практически все важ-
ные экскурсионные объекты республики в туристские мар-
шруты, организуемые базами для школьников.
Всего
к 1987 г. в системе туристско-
заций Беларуси было создано и проводилось примерно полуто-
ра тысяч экскурсий. В эти годы штатных и внештатных эк-
скурсоводов только при тогдашнем Белсовете по туризму и эк-
скурсиям насчитывалось более трех тысяч человек.
Старейшиной туристско-экскурсионного дела — "Беларус-
туристом" было разработано 400 туристско-экскурсионных
маршрутов выходного дня. За 45 лет существования "Беларус-
турист" обслужил 140 млн экскурсантов.
Для подготовки экскурсоводов при Минском бюро путе-
шествий и экскурсий были созданы специальные курсы, а по-
вышение квалификации, как правило, проходило в методичес-
ких секциях, заседавших по два раза в месяц. По уровню про-
фессионализма, знаний и навыков, умению общаться с турис-
тами, обаянию и другим человеческим качествам белорусским
экскурсоводам не было равных в бывшем СССР. Славилась
минская школа и за рубежом, в республику приезжали за опы-
том экскурсоводы из других стран.
Начало заката экскурсионного дела относится ко временам
перестройки и непосредственно связано с введением хозрасче-
та
в туристско-экскурсионных
До введения хозрасчета деятельность любого бюро путе-
шествий и экскурсий оценивалась по четырем основным пока-
Последний показатель считался самым важным, так как
влиял на место в социалистическом соревновании. В результа-
те появилось большое количество ухищрений, направленных
на завышение числа экскурсантов.
В 1987 г. показатель "экскурсанты" выпал из общих под-
счетов, остались только объемы и прибыль. Результат сказал-
ся сразу. Если в 1989 г. на экскурсиях побывало 10 млн чело-
век, то в 1990 — 8 млн. Не стало никакой возможности анали-
зировать общее количество людей, принимавших участие в
этих мероприятиях. Перестали поступать также сведения об
охвате экскурсиями отдельных групп населения (сельские жи-
тели, школьники, студенты). При этом сократилось совершен-
но реальное количество участников экскурсий. Главный удар
пришелся по так называемым "дешевым" экскурсиям, то есть
одно-, двухчасовым, пешеходным, предназначенным в основ-
ном для детей. Материально они всегда были для бюро путе-
шествий и экскурсий невыгодны, а тогда стали еще и лишни-
ми из-за необязательности учета количества экскурсантов. Не-
выгодно стало проводить также обзорные экскурсии, особенно
в небольших городах. И тоже по причине их низкой стоимос-
ти. Пострадали музейные экскурсии, так как люди попросту
перестали ходить в музеи. Большинство бюро перестало зани-
маться экскурсионной деятельностью, обратив внимание глав-
ным образом на то, что дает большие прибыли, т. е. занялись
шоп-турами. Таким образом, в идеально созданной системе на-
чался развал и хаос, духовные ценности уступили место чисто
коммерческим интересам.
Первыми под сокращение попали методисты экскурсион-
ных организаций. Затем была сужена экскурсионная темати-
ка, в результате чего сократилось и количество экскурсоводов.
Долгое время бюро продолжали ориентироваться только на во-
енно-историческую тематику, но жизнь потребовала пересмот-
ра тем экскурсий.
Популярными становятся экскурсии в Жировичский мо-
настырь, Полоцк, Троицкое предместье в Минске. По-новому
обозначились маршруты в Мир и Несвиж. Однако объектив-
ные факторы оказались сильнее, и к началу 90-х гг. методис-
тов и экскурсоводов в бюро практически не осталось.
Дорогие транспортные услуги, отношение к экскурсионной
деятельности как к чему-то второстепенному, ограниченная и
вялая реклама привели экскурсионное обслуживание на нес-
колько лет к полному забвению.
Однако (в отличие от цикла человеческой жизни) у любого
дела есть еще одна сторона — возрождение. Конечно, возрож-
дается далеко не все, но экскурсионное дело заслужило себе
долгую жизнь. "Экскурсионки" понемногу теплилась все эти годы. Правда, количество тем проводимых экскурсий едва ли
достигало 100.
С ростом национального самосознания, интереса к прошло-
му и настоящему своего Отечества, к его памятникам, естес-
твенно, вновь начался рост потребности в экскурсиях как в
источнике знаний. Были возобновлены хорошо известные мар-
шруты в Мир, Несвиж, Слоним, Жировичи, Новогрудок, По-
лоцк. Открылись новые маршруты: музей "под открытым не-
бом "Менка",
музейно-этнографический
Положительным моментом можно считать создание в 1995
г. Министерства спорта и туризма, благодаря которому восста-
новлена управляемость туристским сектором республики со
стороны государства.
Туризм стал деятельностью, подлежащей лицензирова-
нию. Целью лицензирования является обеспечение защиты
нрав и законных интересов государства и потребителей турис-
тских услуг, повышение качества туристских услуг, повыше-