Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение законодательного регулирования форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе в Российской Федерации.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
- проанализировать историческое развитие законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;
- и выявить особенности выявления и защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить понятие, условия, порядок, правовые последствия усыновления и отмены усыновления (удочерения) детей;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 11
1.1. Историческое развитие законодательства и особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе 11
1.2. Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 20
1.3. Краткая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 25
ГЛАВА 2. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ 33
2.1. Понятие, условия и порядок усыновления 33
2.2. Правовые последствия усыновления ребенка 44
2.3. Отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия 48
ГЛАВА 3. ИНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 56
3.1. Опека и попечительство 56
3.2. Приемная семья 63
3.3. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 72
3.4. Детские дома семейного типа. Патронатная семья 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 97

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 601.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Сегодня в России ведется активная социальная политика по защите интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей, получили развитие разнообразные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.1

В преамбуле Конвенции ООН «О правах ребенка»2 провозглашается, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей, поэтому одним из принципов семейного законодательства РФ является приоритет семейного воспитания детей, сущность которого наиболее ярко проявляется при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, к числу которых СК РФ отнесены усыновление (удочерение); опека или попечительство, приемная семья, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, патронатная семья (п.1 ст. 123 СК РФ3).

Сказанное актуализирует  проблему детского сиротства и развития форм устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Эволюция развития российского  семейного законодательства в сфере  обеспечения гарантий прав детей  на защиту их интересов и семью  прошла весьма непростой путь: от появления конституционных основ до создания кодифицированного нормативного акта. При этом семейное законодательство (СК РФ) в части защиты прав детей основано на положениях Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

Долгие годы в российской практике воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, отдавался приоритет детским государственным учреждениям. Современная политика российского государства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы ориентирована на практическое воплощение права детей жить и воспитываться в семье. Значительную вклад в разработку проблемы социально-педагогической работы с семьей и организации альтернативных форм семейного жизнеустройства внесли исследования А.В. Баркова4, З.Н. Гаджиевой5, Н.Г. Кеповой6, А.А. Пронина7, А.М. Нечаевой8, Т.В. Шершень9 и других.

Законодательная база РФ по проблемам детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе в целом адекватна требованиям Конвенции о правах ребенка, что подтверждается, прежде всего, положениями п. 2 ст. 7 и п.1 ст. 38 Конституции РФ о защите семьи, материнства, отцовства и детства, а также п.2 ст. 54 СК РФ о праве каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно.

На решение проблем  социального сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. Среди них особо следует выделить Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»10, с принятием которого произошли существенные изменения в правовом регулировании принципа приоритета семейного воспитания ребенка при опеке и попечительстве.

Несмотря на плодотворность перечисленных исследований, на внесенные изменения в нормативную правовую базу в сфере реализации принципа приоритета семейного воспитания детей, по-прежнему остается ряд проблем, связанных с необходимостью совершенствования институтов усыновления, опеки (попечительства), профессиональной замещающей семьи.

В современной России следует создать условия для  нормального функционирования института  семьи, необходимо создать механизм социального сопровождения как кровных, так и замещающих семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тем самым, сводя к минимуму случаи устройства детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, вышеуказанные обстоятельства, а также некоторые правовые проблемы регулирования принципа приоритета семейного воспитания в законодательстве России, предопределили выбор темы и обусловили актуальность настоящего исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения в области семейного воспитания, регулируемые законодательством России.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты и иные нормы, регулирующие воспитание детей в Российской Федерации.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение законодательного регулирования форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе в Российской Федерации.

В соответствии с целью  в работе решались следующие задачи:

- проанализировать историческое развитие законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;

- и выявить особенности выявления и защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

- изучить понятие, условия, порядок, правовые последствия усыновления и отмены усыновления (удочерения) детей;

- исследовать особенности иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: опеки и попечительство над детьми в российском законодательстве, приемной семьи, устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- выявить проблемы законодательного регулирования форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и предложить пути их решения.

Нормативную базу исследования составили Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РФ, СК РФ, федеральные законы, в том числе Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, в частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 18. 05.2009 № 423  «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» и иные акты, регулирующие объект исследования.

Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, списка использованных источников.

 

 

1. Выявление  и устройство детей, оставшихся  без попечения родителей

1.1. Историческое развитие законодательства и особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе

 

 

Потеря родителей влечет за собой утрату их заботы о своем ребенке. Иначе говоря, утрату родительского попечения о несовершеннолетних детях, которые по своему возрасту в такой заботе нуждаются. Иногда сиротой считают ребенка, потерявшего одного из родителей. Но в правовом смысле к оставшимся без попечения родителей относятся, во-первых, те дети, чьи родители умерли (когда умирает одинокая женщина-мать, ее ребенок тоже становится сиротой); во-вторых, дети, о которых здравствующие родители не могут или не хотят заботиться. К таким родителям относятся: лишенные родительских прав; ограниченные в родительских правах; признанные судом полностью недееспособными; признанные судом безвестно отсутствующими; страдающие тяжелым психическим заболеванием; находящиеся в местах лишения свободы. Здесь имеют место объективные причины отсутствия родительского попечения.

Другой, более распространенной причиной так называемого социального  сиротства является, как правило, нежелание родителей заботиться о своих несовершеннолетних детях, так как: их место нахождения неизвестно; они относятся к лицам, не имеющим постоянного места жительства; страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией; имея другую семью, никак не проявляют заботы о детях от предыдущего брака; всячески уклоняются от выполнения родительского долга по содержанию, воспитанию своих детей.11

На практике обычно имеет  место комбинация разных причин сиротства: мать умерла - отец в местах лишения  свободы; место нахождения отца неизвестно - мать страдает тяжелым душевным заболеванием и т.п.

«Призрение» детей – сирот на Руси развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь. В то же время основная помощь все же детям – сиротам шла не столько от церкви, сколько от простых мирян, прихода. Поэтому принято выделять особый институт церковно-приходской помощи сиротам того времени - скудельницы. Вплоть до начала XVIII века получала развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках власти гражданской.

Законодательная база призрения сирот  была заложена в период реформ Петра I. Именно Петр I придает опеке публичное значение. В этот период различалось три вида назначения опекунов: по завещанию родителей, по распоряжению правительства и в соответствии с законными правилами.

Следующий этап в развитии социального призрения – эпоха правления Екатерины II, которая, утвердив правила управления в губерниях, в 1775 г. в каждой из них «учредила особое ведомство для исполнения священных обязанностей благотворения несчастным всякого пола, возраста и состояния, имеющим нужду в помощи ближнего»12. Данные учреждения впоследствии были названы приказами общественного призрения и существовали до середины XIX века. С другой стороны, Екатерина II предписывала устраивать осиротевших детей в семьи.

Дальнейшее развитие идея о воспитании детей, лишенных родительского попечения получила при Марии Федоровне. А с 1864 года появляется понятие «патронат» для «падших, но которые не утеряли силу воли», который включал заботу о здоровье ребенка, начальном образовании и развитие его способности к труду как источнику самообеспечения в будущей жизни.

XIX век – это эпоха развития законодательства об усыновлении. В то же время для конца XIX и начала XX в.в. характерно использование усыновления, прежде всего, для охраны имущественных интересов усыновителя-наследодателя. Одновременно через усыновление осуществлялась защита прав ребенка путем устройства его в семью усыновителя.

Переломным моментом в развитии системы призрения и благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года. После событий Октября 1917 года была предпринята попытка реализовать иное «революционное» отношение к семье, воплотить в жизнь основную идею коммунизма – общественное воспитание всех детей за счет государства, основополагающим идеологическим тезисом стало положение о ненужности семьи, о ее неизбежной гибели. И подорвать ее устои следовало путем изъятия из семьи детей.

Основным законодательным актом  данного периода был Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. Нормы Кодекса регулировали правовое положение лиц уже усыновивших и усыновленных. Они теперь полностью приравнивались к родственникам по происхождению. Однако на будущее время не допускалось усыновлять ни своих незаконнорожденных детей, ни чужих.

Дальнейшее развитие законодательства об усыновлении следует связать с Декретом ВЦИК и СНК РСФСР 1926 года «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», посредством которого вновь вводилось легальное усыновление.

Семейное право в целом в 30 – х и 40 – х годах характеризуется усилением роли семьи. Теперь она рассматривается именно в качестве «ячейки общества». Принимается большое количество нормативных актов, регулирующих правовое положение в семье, а также детей, оставшихся без попечения родителей.

27 июня 1968 г. Верховным Советом  СССР принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Воспитание подрастающего поколения, развитие его духовных и физических сил является важнейшей обязанностью семьи. Государство и общество всемерно помогают семье в воспитании детей. Тем самым, воспитательное влияние семьи должно сочетаться с общественным воспитанием, в котором повышается значение школы. Впервые за всю историю цивилизации закон вменил в обязанность родителям и другим воспитателям не осуществлять свои права в противоречии с интересами детей (ст. 18 Основ), что было воспринято (ст. 52, 113) и Кодексом о браке и семье РСФСР, принятым 30 июля 1969 г., и Кодексом о браке и семье УССР, принятом 20 июня 1969 г. (ст. 61, 123).

Оба союзных Кодекса не обошли своим вниманием формы семейного воспитания детей: опеку (попечительство) и усыновление. В то же время, с принятием Кодекса о браке и семье РСФСР был ликвидирован патронат.

Исследуя причины ликвидации патроната, С.А. Голикова13 отмечает, что практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью, стала возрождаться в РФ первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств.

Окончательно же вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен в РФ только с принятием СК РФ, в ст. 123 которого определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно  лишен своего семейного окружения  или который не может оставаться в таком окружение, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством14.

Информация о работе Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей