Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:46, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение законодательного регулирования форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе в Российской Федерации.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
- проанализировать историческое развитие законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;
- и выявить особенности выявления и защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить понятие, условия, порядок, правовые последствия усыновления и отмены усыновления (удочерения) детей;
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 11
1.1. Историческое развитие законодательства и особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе 11
1.2. Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 20
1.3. Краткая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 25
ГЛАВА 2. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ 33
2.1. Понятие, условия и порядок усыновления 33
2.2. Правовые последствия усыновления ребенка 44
2.3. Отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия 48
ГЛАВА 3. ИНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 56
3.1. Опека и попечительство 56
3.2. Приемная семья 63
3.3. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 72
3.4. Детские дома семейного типа. Патронатная семья 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
- лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
- признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
- отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
- являющиеся бывшими
усыновителями, если
Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей и соответствующего заявления супругов, желающих это сделать. Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством РФ (п. 5 Правил).
Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями). Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления. Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке.
Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.
Подчеркнем, что на воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.
Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.
Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Важным является и то, что на воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.93
Детские дома семейного
типа стали основой для появления
такой формы опеки и
Однако многие из существующих
сегодня детских домов
Следует отметить, что и в дореволюционной России существовала система воспитания осиротевших детей - их передавали в другие семьи, а семье выплачивали деньги на содержание. Эта система называлась патронатом (прообраз существующего ныне патронатного воспитания). В первые годы советской власти патронат тоже применялся: на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи, и содержание их осуществлялось за счет местных средств. Однако широкого распространения в то время патронат не получил. Основной формой содержания детей, оставшихся без родителей, стали государственные детские дома и интернаты.
Сейчас законодательством субъектов РФ регулируются организация и деятельность патронатной семьи. Эта форма устройства детей-сирот является достаточно распространенной, и многие субъекты РФ приняли соответствующие законодательные акты. В качестве примера можно привести Закон г. Москвы от 14.04.2010 N 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», согласно которому патронатное воспитание - форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок, а патронаж - форма помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.
Следует отметить, что положения о патронатном воспитании по основным вопросам во всех регионах являются схожими и направлены на улучшение качества жизни ребенка. Так, патронатное воспитание устанавливается в случаях, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья). Передача на патронатное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся братьями и сестрами, разным патронатным воспитателям не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.
Ребенок, достигший возраста 10 лет, передается на патронатное воспитание только с его согласия. Прекращение патронатного воспитания осуществляется с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет. На лиц, желающих взять ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на патронатное воспитание, распространяются требования, установленные федеральным законодательством в отношении опекунов (попечителей).
Требования к патронатным воспитателям не такие строгие: возраст или опыт воспитания детей серьезными критериями для отбора не являются. На условиях патронатного воспитания взять ребенка могут и одинокие женщины, и пожилые супружеские пары, и люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях. Многие органы не столь строго относятся к требованию о наличии минимальной жилой площади: рассматривается прежде всего возможность обустройства личного пространства для ребенка.
На детей, переданных на патронатное воспитание, распространяются нормы материального обеспечения и социальные гарантии, установленные федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство).94
«Ценность» патронатного воспитания состоит в том, что оно позволяет устроить в семью любых детей, в том числе и тех, кто находится в детском доме, несмотря на наличие опекунов и попечителей, например родителей, отбывающих наказание в местах лишения свободы и при этом не лишенных родительских прав.
В настоящее время в действующем семейном законодательстве Российской Федерации отсутствует должное правовое регулирование института патроната, что влечет утрату сущности правоотношений о патронатном воспитании и затрудняет устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
По нашему мнению целесообразным представляется ввести в СК РФ статью в главу 21, посвященную патронатной семье, где предложено предусмотреть разграничение законного представительства между учреждением и патронатной семьей, так как именно это составляет механизм вывода детей из учреждений (они становятся ответственными за устройство ребенка в семью и за качество воспитания и проживания в семье).
Таким образом, в Российской Федерации существует четыре вида форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, установленные Семейным кодексом РФ, а именно: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом усыновление всегда рассматривалось как наиболее оптимальная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Несмотря на это самая распространенная форма семейного устройства в Российской Федерации - опека. Опекунская семья приобрела статус в 1991 г.
В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. В настоящее время дети передаются на воспитание в приемные, патронатные семьи и семейные детские дома.
Так же одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Будущее любого государства, любой нации - это дети. Поэтому, проблема обеспечения подрастающему поколению необходимых правовых условий и гарантий их полноценной и гармоничной жизни является главным условием существования общества.
1. В результате проведенного исследования, в соответствии с задачей - проанализировать историческое развитие законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей и особенности выявления и защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать следующий вывод: устройство детей, оставшихся без попечения родителей, с самых древних времен являлось предметом особой заботы государственных органов во всех общественно-экономических формациях. При этом усыновление всегда рассматривалось как наиболее оптимальная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В России в разные исторические периоды отношение к институту усыновления было неоднозначным. К примеру, довольно длительное время существовал запрет усыновления чужих детей при наличии собственных и т.п.
С переходом к рыночной экономике проблема защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. Можно сказать, что сегодня Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну сиротства: по числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приходящихся на каждые 12 тысяч детского населения, Российская Федерация занимает первое место в мире.
На начало 2012 года на учете состояло 654 тысячи детей-сирот, за один только 2011 год - 82,2 тысячи таких детей, из них почти 84% детей ставших сиротами при живых родителях, сообщил в 12 декабря 2012 г. на заседании экспертного совета уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.95
При этом семья как социальная общность является важнейшим элементом развития и совершенствования членов общества. Идеология приоритета семьи, её не проходящая ценность для жизни и развития человека как личности, как созидателя - важнейшая задача государства, общества и каждой семьи. В этой связи среди всех известных и признаваемых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление приобретает особую социальную актуальность и значимость, так как именно эта форма наилучшим образом обеспечивает защиту прав и интересов несовершеннолетних, поскольку усыновленный ребенок полностью приравнивается к родным детям и приобретает в лице усыновителей родителей.
2. В соответствии с задачей - изучить понятие, условия, порядок, правовые последствия усыновления и отмены усыновления (удочерения) детей, мы пришли к следующему выводу: Наиболее предпочтительной и приоритетной формой устройства детей-сирот с точки зрения интересов ребенка в случае, если сохранение кровной семьи невозможно, является усыновление. Данная форма позволяет установить между ребенком и усыновителями юридически закрепленные родственные отношения, где ребенок более защищен, приравнен к биологическому ребенку.
Под правовыми последствиями усыновления следует понимать весь комплекс прав и обязанностей, который возникает у усыновителя, который по своему содержанию совпадает с родительскими правами и обязанностями (гл. 12 СК РФ).
3. В результате исследования особенности иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: опеки и попечительство над детьми в российском законодательстве, приемной семьи, устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сделан следующий вывод: в Российской Федерации существует четыре вида форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, установленные СК РФ, а именно: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели: а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, опека устанавливается над малолетними детьми, не достигшими четырнадцати лет, а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Информация о работе Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей