Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:16, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является определение особенности трудоправового статуса иностранных граждан. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи, определившие структуру работы:
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо ре- шить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в РФ.
2.Определить понятие иностранных граждан и их классификация в РФ.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан…………….7
§ 1. Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации……………………………………………………………………………..7
§ 2. Понятие иностранных граждан и их классификация в Российской Федерации……..….. 18
§ 3. Порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….…24
Глава 2. Правовой статус иностранных работников…………………………………………....36
§ 1. Особенности правового статуса иностранных граждан в трудовом правоотношении….36
§ 2. Специальная трудовая правосубъектность иностранных работников……………..…..…44
Глава 3. Актуальные проблемы использования труда иностранных граждан в Российской Федерации и пути их преодоления…………………………………………………………….…56
§ 1. Проблемы использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……..…56
§ 2. Проблема нелегальной миграции в Российской Федерации…………………………….…65
§ 3. Ответственность за правонарушения, связанное с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Российской Федерации………………………72
Заключение…………………………………………………………………………………...……84
Список нормативных актов………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………………
Список материалов судебной практики…………………………………………………………..
В качестве меры присекательного характера за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ выступает административ- ное приостановление деятельности, которое заключается во временном прекра- щении деятельности лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, предста- вительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления от- дельных видов деятельности работ, оказания услуг. Данная мера была введена в 2005 г. частью 1 статьи 3.2 Кодекса об административных правонарушениях до- полнилась административным приостановлением деятельности88.
Основания применения данной меры административно-
Очевидно, что законодатель возложил на эту меру ответственности «повы- шенные обязательства». Например, в санкции статьи 18.15 Кодекса об админис- тративных правонарушениях она представляет альтернативу административно- му штрафу размером до 800000 рублей за каждого принятого на работу с нару- шением законодательства иностранного гражданина. В принципе на одном предприятии могут трудиться до десяти и даже более нелегалов, то есть факти- чески перед нами адекватная, по мысли государства, замена несколько милли- онному штрафу. Но реализация данной меры столкнулась с рядом теоретичес- ких и практических проблем.
Так, существуют способы, позволяющие коммерческим организациям ву- алировать нарушения миграционного законодательства. Например, строитель- ная компания может действовать через подставную фирму (подрядчика, суб- подрядчика), у которой не будет никакой собственности, в том числе на счетах не окажется нужной для погашения денежной санкции суммы. А предусмот- ренное в статье 18.15 Кодекса об административных правонарушениях адми- нистративное приостановление деятельности на срок до 90 суток действенную замену штрафу в указанном случае не составляет. Поскольку взамен одной под- ставной компании всегда возможно создать другую, а доказать подобные дей- ствия чрезвычайно сложно (если, конечно, сами руководители предприятия не признаются в их совершении). Даже если противоправные поступки очевидны, то административное законодательство фактически не предполагает возмож- ности какого либо воздействия на действительного организатора.То есть норма- тивные правовые акты об учреждении юридических лиц фактически умаляют эффективность административных наказаний. Причем с усилением ответствен- ности осложняется процесс реализации административных санкций значитель- ный штраф, конфискация и, наконец, административное приостановление дея- тельности заставляют правонарушителей заранее «готовиться» к возможной от- ветственности, а избежать ее часто позволяют законодательные пробелы. Дан- ная проблема решается только совершенствованием соответствующих право- вых источников. В частности, следует менять существующие подходы к регис- трации коммерческих организаций. Необходимо также предусмотреть ответст- венность не только для подставных, но и для действительных компаний, а так-же для их учредителей89.
Не смотря на вышеуказанное, на практике встречаются иные случае, ког- да работодатели, которые совершили административное правонарушение, то есть нарушали миграционное законодательство, который предусматривает оп- ределенный порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граж- дан и в соответствии с Кодексом об административных правонарушений в ка- честве наказания им назначен взыскание значительного размера штрафа и в связи с финансовыми проблемами они не состоянии уплачивать, указанные ра- ботодатели обращаются в суды для изменение постановление административ- ного органа в части назначения наказания.
Пункт 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса об административных правонару- шений предусматривает, что по результатам рассмотрения жалобы на постанов- ление по делу об административном правонарушении может быть вынесено ре- шение об изменении постановления, если при этом не усиливается администра- тивное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление90.
Например, Федеральный арбитражный
суд Поволжского округа,
рев в открытом судебном заседании кассационную
жалобу отделения Управле- ния ФМС России
по Астраханской области в Камызякском
районе, г. Камыз- як,на решение Арбитражного суда
Астраханской области от 07.11.2008 по делу
N А06-6027/2008 по заявлению индивидуального
предпринимателя Утебовой Раисы Харисовны,
с. Семибугры Камызякского района Астраханской
области, об отмене постановления отделения
Управления ФМС России по Астраханской
области в Камызякском районе, город Камызяк,
о привлечении к администра- тивной ответственности,индивидуальный
предприниматель Утебова Раиса Ха- рисовна
обратилась в Арбитражный суд Астраханской
области с заявлением о признании незаконным
и отмене постановления отделения Управления
ФМС по Астраханской области в Камызякском
районеот 09.10.2008 N 0040394 о прив лечении к административной ответственности
предусмотренной частью 1статьи 18.15 Кодекса
об административных правонарушениях
в качестве наказания было назначено штраф
в размере 200 000 (двести тысяч) рублей. Решением
Ар- битражного суда Астраханской области
от 07.11.2008 постановления отделения Управления
ФМС России по Астраханской области в
Камызякском районе от 09.10.2008 N 0040394 признано
незаконным и подлежащим изменению в части
назначения наказания. Предпринимателю
было назначено административное наказание
в виде приостановления деятельности
сроком на 1 месяц91. Из анали-
за указанного постановления арбитражного
суда следует, что суд учитывая кон- кретные
обстоятельства дела, имущественное и
финансовое положение предпр- инимателя,
суд обоснованно изменил постановление
о привлечении к админис- тративной ответственности
по части 1 статьи 18.15 Кодекса об административ-
ных правонарушений в части назначения
наказания в виде штрафа на приоста- новление
деятельности на один месяц, данный вид
наказания соответствует конституционно
закрепленному принципу справедливости
наказания и обеспе- чивает реализацию
превентивной цели наказания.
Меры административного взыскания представляют собой вид администра- тивной ответственности, применяются за совершение определенных правонару- шений.
Меры административного
1.Они носят ярко выраженный санкционный характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;
2.Воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, пос- кольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;
3.Взыскания могут применять не только органы государственного управ- ления, но и другие субъекты правоприменения;
4. Все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления — постановления или решения;
5.Наложение административных взысканий осуществляется уполномочен- ными на то государственными органами в определенном процессуальном по- рядке, при котором должны приниматься во внимание два критерия:
-Объективный, который заключается в том, что наказание назначается в соответствии с Кодексом об административных правонарушений.При этом учи- тываются особенности совершенного правонарушения, а именно причиненный в результате его совершения вред имущественного или неимущественного ха- рактера, общественная опасность;
-Субъективный, который предполагает оценку личных особенностей пра- вонарушителя, его имущественного положения, учет обстоятельств, смягчаю- щих или отягчающих ответственность за совершенное правонарушение.Учиты- вая указанные обстоятельства, государственный орган или должностное лицо, осуществляющие рассмотрение дела об административном правонарушении, должны исходить из принципа равенства всех перед законом и судом, который предполагает неотвратимость применения карательных санкций ко всем граж- данам, совершившим административное правонарушение независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств.
6.Являются эффективным средством реализации института ответственнос- ти, под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управ- ления и понести наказание в виде административного взыскания.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях в ка- честве меры административного взыскания за нарушение правил привлечения иностранных работников в РФ и использования их труда в санкциях статей 18.15-18.17 указан административный штраф92.За незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина Кодексом об админис- тративных правонарушениях установлены следующие размеры администра- тивных штрафов:
1.За правонарушение, объективная сторона которого выражается в прив- лечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина либо при от- сутствии у них разрешений на работу, если такое разрешение требуется в соот- ветствии с федеральным законом: для граждан - в размере от двух тысяч до пя- ти тысяч рублей; для должностных лиц - в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - в размере от двухсот пяти- десяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Например как следует из судебной практики индивидуальный предприни- матель МукатовТалип Булатович обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению ФМС России по Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления от 20.04.2009 N 080287 о прив- лечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса об административных правонарушениях то есть в момент проверки у иностран- ного гражданина Узбекистана Караева Т.Х. отсутствовало разрешение на рабо- ту Мулатов привлекал к трудовой деятельности иностранного гражданина вне установленном законом порядкеи в качестве наказания ему была наложена ад- министративный штраф в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.05.2009 оспорен- ное постановление административного органа оставлено без изменения93. Ана- лиз данного постановления суда показывает, что работодатель вопреки закону привлек к трудовой деятельности иностранного гражданина и совершенные им действия противоречат Миграционному законодательству и в качестве наказа- ния ему была применена такая мера ответственности в качестве административ- ного штрафа. Также привлечь работодателя к ответственности по данному ос- нованию могут и при истечении срока разрешения на работу в период действия трудового договора. Об этом нужно помнить и заключать трудовой договор только на срок действия разрешения.
2.За правонарушение, объективная сторона которого выражается в прив- лечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина без получе- ния в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом: для граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц - в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей. Чтобы наложить ответственность по данному осно- ванию, проверяющие должны доказать факт привлечения иностранных работ- ников к трудовой деятельности без наличия у работодателя соответствующего разрешения. Причем само по себе наличие договора с иностранным граждани- ном не подтверждает факт его допуска к выполнению работ или использования его труда. Если факт допуска иностранного работника к трудовой деятельности доказан, работодатель привлекается к ответственности по части 2 статьи 18.15 Кодекса об административных правонарушениях.
Как показывает анализ следующей судебной практики,должностными ли- цами отделения Управления ФМС России по Амурской области проведена про- верка предпринимателя на предмет соблюдения порядка привлечения к тру- довой деятельности в РФ иностранных граждан. В ходе проверки 16.04.2008 в парикмахерской, расположенной по адресу: г. Шимановск, ул. Орджоникидзе, 26 и принадлежащей предпринимателю Ш., выявлен факт осуществления тру- довой деятельности без разрешения на работу гражданкой КНР, которую пред- приниматель допустила к оказанию оплачиваемых услуг маникюра не имея раз- решения на привлечение и использование иностранных работников. По факту совершенного правонарушения должностным лицом управления с участием предпринимателя 30.05.2008 составлен протокол N 84 и вынесено постанов- ление N 84 о привлечении к административной ответственности, предусмот- ренной частью 2 статьи 18.15 Кодекса об административных правонарушений РФ в виде взыскания штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Индивидуальный
3.За правонарушение, объективную сторону которого составляют дейст- вия, выраженные в нарушении установленного порядка привлечения иностран- ных граждан к трудовой деятельности и предоставления им торговых мест на торговых объектах: для должностных лиц - в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;для лиц, осуществляющих предпринимательскую дея- тельность без образования юридического лица, - в размере от трехсот пятидеся- ти тысяч до восьмисот тысяч рублей; для юридических лиц - в размере от четы- рехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей. Фактический допуск к осуществлению трудовой деятельности на торговом объекте иностранного граж данина с нарушением правил его привлечения образует состав административ- ного правонарушения по части 1 статьи 18.16 Кодекса об административных правонарушениях.
Предприниматель М. обратился в арбитражный суд с заявлением о приз- нании недействительным постановления Управлением ФМС России по Ростов- ской области о привлечении его к административной ответственности по части 1 статье 18.16 Кодекса об административных правонарушений. При этом указ- ал, что между ним и гражданином Афганистана нет трудовых отношений, по- мощь он ему оказывал бесплатно, к тому же никакого помещения ему не пре- доставлял. Решением суда первой инстанции по делу № А 53-633/2007-С4 пос- тановление отменено в части назначения наказания по максимальному размеру штрафа, предусмотренному санкцией статьи и применен минимальный размер с учетом смягчающих обстоятельств. В деяниях заявителя имеется состав право- нарушения предусмотренные части 1 статье 18.16 Кодекса об административ- ных правонарушений. Апелляционная инстанция подтвердила правильность позиции суда первой инстанции. В материалах дела имеются достаточные дока- зательства того, что фактически предприниматель М. привлек к трудовой дея- тельности гражданина Афганистана на арендуемом торговом месте, что под- тверждается объяснениями иностранного гражданина о том, что он следил за товаром, когда предприниматель был занят95.
Информация о работе Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан