Методика развития гибкости школьников 9-10 лет на основе применения стретчинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Изучение особенностей воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Процесс развития и воспитания гибкости учащихся 9-10 лет общеобразовательной школы, не занимающихся спортом.
Предмет исследования. Методика развития гибкости детей 9-10 лет на основе применения стретчинга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
ГЛАВА I. ГИБКОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………...
1.1. Общая характеристика гибкости………………………………………
1.2. Особенности возрастного развития детей как важнейший фактор в воспитании гибкости …….
1.3. Методика воспитания гибкости…………………………………
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………….

ГЛАВА II. Организация, методика и результаты исследования
2.1. Организация исследования
2.2. Методика экспериментальной программы по развитию гибкости у детей 9-10 лет………. ……………………………………
2.3. Результаты исследования и их интерпретация……………………………………….
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТРЕТЧИНГА 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

ГЛАВА I. ГИБКОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………...  

1.1. Общая характеристика гибкости………………………………………

1.2. Особенности возрастного развития детей как важнейший фактор в воспитании гибкости …….

1.3. Методика воспитания гибкости…………………………………

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………….

 

ГЛАВА II. Организация, методика и результаты исследования

2.1. Организация исследования

2.2. Методика экспериментальной программы по развитию гибкости у детей 9-10 лет………. ……………………………………             

2.3. Результаты исследования и их интерпретация……………………………………….

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………… ……….……………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Деятельность человека на производстве, спорте и вообще в жизни требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных и приобретенных психологических и морфофункциональных возможностей организма. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. К таким физическим качествам относится и гибкость.

       Такое качество как гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

     Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.

    В отличие от основных двигательных способностей, являющихся непосредственными факторами действий, гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений и необходимых взаиморасположений звеньев тела. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размах) сгибаний и разгибаний и других движений. Движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других – коленном, лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы,  отрицательно влияет на скоростные и  координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие недооценивают значение гибкости в своей физкультурной и спортивной деятельности. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта  [7].

   Актуальность темы исследования вызвана необходимостью разработки наиболее эффективной методики развития гибкости школьников 9-10 лет на основе тщательного изучения особенностей развития гибкости, различных методик воспитания гибкости у младших  школьников.

Цель работы. Изучение особенностей воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования. Процесс развития и воспитания гибкости  учащихся 9-10 лет  общеобразовательной школы, не занимающихся спортом.

Предмет исследования. Методика развития гибкости  детей 9-10 лет  на основе применения стретчинга.

Предварительный анализ научно-методической литературы и практики по проблеме исследования позволили сформулировать гипотезу исследования: предположим, что применение стретчинга для развития гибкости школьников 9-10 лет, позволит качественно повысить уровень развития гибкости.

В соответствии с поставленной целью, предметом и выдвинутой гипотезой в работе определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
  2. Разработать наиболее эффективную методику  воспитания гибкости детей 9-10 лет с применением стретчинга.
  3. Выявить эффективность разработанной методики по воспитания гибкости школьников 9-10 лет.

База исследования. Исследование проводилось на базе Ивановской СОШ   Ивановского района  Ивановской области.

Практическая значимость обусловлена  возможностью применения результатов исследования  на уроках физической культуры, а также при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Структура выпускной квалификационной  работы состоит из введения, двух глав, заключения и использованной литературы, а  также включает в себя приложение, которое содержит таблицы с результатами исследования.

Глава 1. гибкость и особенности ее воспитания

    1. Общая характеристика гибкости

      «Гибкостью» в применении к физическим качествам человека принято называть свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела.

      Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Матвеев Л.П. [27] дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (часто узловые компоненты - техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономической работы часто является причиной повреждения мышц и связок.

     Одно из определений: гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, одно из важнейших физических качеств спортсмена [34]. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Термином "гибкость" целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить "подвижность" (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений  [27].

     Проявление гибкости зависит от ряда факторов. В специальной литературе выделяют анатомическою (скелетную) подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов. 

      Анатомическая подвижность  определяется путем теоретических вычислений. Для этого определяют величину суставной поверхности с помощью рентгенограммы, а затем, вычитая из угла большей кривизны угол меньшей кривизны, определяют предел возможной подвижности в суставе. Анатомическая подвижность относительно постоянна и она дает картину возможной амплитуды движений. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движение в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение) [36].

     Активная подвижность обусловлена силой мышечных групп, окружающих сустав, их способностью производить движения в суставах за счет собственных усилий. Активная гибкость зависит от силы мышц, производящих движение в данном суставе.

      Пассивная подвижность соответствует анатомическому строению сустава и определяется величиной возможного движения в суставе под действием внешних сил. Соответственно этому различают и методы развития гибкости. При пассивной гибкости амплитуда движений в суставе больше, чем при активной  [23].

     Активная гибкость  развивается следующими средствами , упражнениями, в которых движения  в суставах доводятся до предела  за счет тяги собственных мышц;

2) упражнениями, в которых движения  в суставах доводятся до предела  за счет создания определенной силы инерции.

Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание махов ногами с утяжелителями и махов ногами без них.

     Пассивная гибкость  развивается упражнениями, в которых  для увеличения гибкости прилагается  внешняя сила: вес, сила, вес различных предметов и снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно, но с большей частотой или длительно, с постепенным доведением движения до максимальной амплитуды. Хотя последний способ выполнения упражнений эффективен, он применяется несколько реже в связи с тем, что длительное удержание мышц в растянутом состоянии вызывает неприятные ощущения. Упражнения на растягивание мышц и связок следует выполнять, возможно, чаще, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда гибкость снижается.  
       Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого урока  [12].

      Кроме пассивной  и активной форм, гибкость можно  подразделить на общую и специальную виды [27]. Под общей гибкостью подразумевают подвижность в суставах и сочленениях, необходимую для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная гибкость - необходимый уровень подвижности, которая обеспечивает полноценное владение техническими действиями спортсмена. Специальная гибкость — способность успешно (результативно) выполнять действия с минимальной амплитудой  [28].

      Большая амплитуда  движения в суставах позволяет  спортсмена выполнять более широкий  арсенал приемов. Выполнение приемов  с большой амплитудой делает их более эффективными и результативными.

     Установлено, что в  обычной и даже спортивной  деятельности анатомически возможная  подвижность используется на 80 - 90 % , и всегда сохраняется запас  гибкости, который можно использовать  [34].

     Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц – антагонистов. Резерв гибкости же обусловлен  кроме этого - вязкостью мышечной ткани и эластичностью связочно-сухожильного аппарата. Это значит, что проявление гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, то есть от степени совершенствования межмышечной координации  [27].

     На гибкость существенно влияют внешние условия: [41].

    1. Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);
    2. Температура воздуха (при 20…30 С гибкость выше, чем при 5…10 С);
    3. Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки);
    4. Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды  +40 С или после 10 минут пребывания в сауне);

    Существенные трудности  могут возникнуть, если развивать  гибкость за счет изменения  строения сустава. Обычно суставы  имеют одинаковое строение у всех людей. Но известно, что подвижность в суставах у детей больше, чем у взрослых. Если давать упражнения с большей амплитудой движения с детского возраста, то большая подвижность сохраняется и в зрелом возрасте. В этом случае суставная головка кости больше покрыта хрящом.

     У взрослых, имеющих  меньшую гибкость, подвижность головки  поверхности сустава ограничена. Наличие скользящей поверхности  на суставных головках костей  позволяет им двигаться с большей  амплитудой. В результате выполнения упражнений с большей амплитудой эта поверхность может несколько увеличиваться.  Амплитуда движений в суставах чаще всего ограничивается тем, что мышцы-антагонисты и их сухожилия имеют недостаточную эластичность. Для того чтобы увеличить амплитуду движений, необходимо  с помощью упражнений привести мышцы в такое состояние, чтобы они растягивались до необходимой величины. Упражнения для растягивания мышц следует давать тогда, когда мышцы более эластичны. Эластичность мышц повышается с повышением их температуры. Следовательно, упражнения на гибкость следует давать после разогревания, что достигается выполнением физических упражнений со сравнительно большой нагрузкой  [5].

Информация о работе Методика развития гибкости школьников 9-10 лет на основе применения стретчинга