Структура обучения двигательного действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем - от умения к навыку.

Содержание

Введение



1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ



1.1 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании



1.2 Основы формирования двигательных умений и навыков



2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ



2.1 Общие понятия и классификация методов



2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками



2.3 Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей



3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК



3.1 Двигательные действия с точки зрения биомеханики и синергетики



Заключение



Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 57.64 Кб (Скачать файл)

1. Облегчает процесс усвоения  действия. К цели ученик подходит  постепенно, накапливая соответствующие  умения. Оттачивается каждая деталь действия.

2. Занятие становится  более конкретным. Успехи в чем-либо доставляют ученикам радость.

3. От многообразия подводящих  упражнений занятия становятся интереснее.

4. Применение этого метода  содействует быстрому восстановлению утраченных навыков

5. Метод незаменим при  разучивании сложно координированных  упражнений. Недостаток метода заключается  в том, что не всегда разученные  элементы по частям удается соединить.

Метод целостно-конструктивного  упражнения. Сущность его состоит  в том, что техника двигательного  действия осваивается с самого начала в целостной структуре без  расчленения на части. Целостный  метод позволяет разучить структурно несложные движения (например, бег, метания, ловля предмета) и применяется  на любом этапе обучения. Целостным  методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники. Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах возможно закрепление ошибок. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно.

2.3 Методы, направленные на  совершенствование двигательных  навыков и развитие физических  способностей

В основе методов, направленных на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей лежит определенный порядок сочетания  и регулирования параметров нагрузки: интенсивность, продолжительность, количество повторений, интервалов и характера  отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных  перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками. Остановимся на характеристике некоторых из них.

Равномерный метод характеризуется  тем, что при его выполнении занимающийся выполняет физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменной скорость передвижения, темп работы, амплитуду движений.

Различаю два варианта этого метода: Ильин Е.П. Двигательные умения и навыки / Ильин Е.П. // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - N 5. - С. 45-49.

1. Метод длительной равномерной тренировки.

2. Метод кратковременной равномерной тренировки.

Первый вариант характеризуется  выполнением работы небольшой интенсивности  на протяжении длительного времени. Энергообеспечение мышечной деятельности осуществляется за счет аэробных механизмов энергопродукции, т.е. потребление кислорода соответствует потребностям в нем. ЧСС колеблется от 130 до 180 уд/мин, продолжительность работы от 15 до 90 минут и более. Данный вариант содействует совершенствованию аэробного компонента выносливости.

Во втором варианте работа носит более интенсивный характер.

Упражнения выполняются  в смешанном аэробно-анаэробном режиме. Он применяется для воспитания и совершенствования чувства  темпа, а также для развития аэробно-анаэробного  компонента выносливости. Преимущества равномерного метода заключаются прежде всего в том, что он дает возможность выполнить значительный объем работы, способствует стабилизации двигательного навыка, улучшению центрального и периферического кровообращения в мышцах, совершенствованию координации работы внутренних органов и мышц. Продолжительные нагрузки содействуют у занимающихся воспитанию волевых качеств: настойчивости, упорства и др.

Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация  к нему организма, в связи с  чем снижается тренировочный  эффект. непрерывная длительность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, что со временем вырабатывается некоторый привычный стандартный темп движений.

Переменный метод характеризуется  последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, ритма и т.д. Примером его может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и технических приемов в спортивных играх. Задачи, решаемые с помощью переменного метода, весьма разнообразны: развитие скоростных возможностей и выносливости, координационных способностей, расширение диапазона двигательного навыка, воспитание волевых качеств.

Преимущества метода заключаются  в том, что он устраняет монотонность в работе. Смена интенсивности  выполнения упражнения требует постоянного  переключения физиологических систем организма на новые более высокие  уровни активности, что в конечном итоге содействует развитию быстроты их врабатывания, повышению способности  к одновременной перестройке  всех органов и систем. Чередование  скоростей и напряжений дает возможность  совершенствовать физические способности  и технику движения. Недостатком  переменного метода является то, что  нагрузка в данном методе планируется  приблизительно, как правило «по самочувствию».

Повторный метод характеризуется  многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение  которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых  способностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного  темпа и ритма, стабилизация техники  движений на высокой скорости, психическая  устойчивость.

Преимущества повторного метода состоят прежде всего в возможности точной дозировки нагрузки, а также его направленности на совершенствование экономичного расходования энерго-запасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если предыдущие методы действуют в основном на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, то повторный метод в первую очередь совершенствует мышечный обмен. Недостатком повторного метода является то, что при нем обнаруживается сильное воздействие на эндокринную и нервную системы.

При работе с недостаточно подготовленными занимающимися его следует применять с большой осторожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в технике и закрепление неправильного двигательного навыка.

Интервальный метод характеризуется  многократным повторением упражнений через определенные (различные) интервалы  отдыха. В зависимости от характера  применяемых упражнений и видов  отдыха, интервальная тренировка может  быть направлена на развитие аэробной, анаэробно-алактатной производительности в различных видах спорта. Преимущество метода заключается в том, что он позволяет достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит время» при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плотность нагрузки, быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости.

Недостатком метода является сравнительно монотонное чередование  нагрузки и отдыха, что отрицательно сказывается на психическом состоянии  занимающихся. Ввиду быстрого роста выносливости за короткий срок наступает адаптация к этому методу. Снижается его эффективность.

Круговой метод - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая  поточное, последовательное выполнение специально проработанного комплекса  физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности  их комплексных форм - силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Этот метод представляет собой  последовательное выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы по типу непрерывной или интервальной тренировки.

Игровой метод Холодов  Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

. Основу этого метода  составляет определенным образом  упорядоченная двигательная деятельность  в соответствии с образным  или условным сюжетом. Наиболее  характерные признаки игрового метода являются:

- ярко выраженное соперничество  и эмоциональность в игровых действиях.

- чрезвычайная изменчивость  хода игры требуют от участника  приспосабливаемости к изменяющимся условиям.

- вариативность игровых  ситуаций требует самостоятельность  в выборе наиболее результативных физических упражнений.

- отсутствие строгой регламентации  нагрузки и отдыха. Многое зависит  от инициативы самого ученика.

- комплексное проявление  разнообразных двигательных навыков  и качеств (бег, прыжки, метания).

Отрицательная сторона этого  метода - ограниченная возможность  дозирования нагрузки и формирования нового двигательного навыка.

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических  умений и навыков. Он может использоваться в элементарных формах (например, кто  точнее попадет в цель), в виде полуофициальных или официальных  соревнований. Обычно целесообразность применения этого метода зависит  от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной  системы и темперамента занимающихся.

Наиболее характерные  признаки соревновательного метода:

- подчинение всей деятельности  задаче победить в соответствие с правилами;

- стимулирование максимальных  проявлений двигательных и личностных  возможностей и качеств, выявление уровня их развития;

- обеспечение максимальной  физической и психической нагрузок.

Но необходимо помнить, что  соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности  для дозирования нагрузки и для  непосредственного руководства  деятельностью занимающихся. Знакомство с многообразием методов выполнения физических упражнений позволяет сделать вывод о том, что ни один из них, применяемый в отдельности, никогда не сможет оказаться как единственно полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной связи с ними.

 

 

3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК

 

3.1 Двигательное действие  с точки зрения биомеханики и синергетики

двигательный физический способность обучение

Системный подход в биомеханике  позволяет сформировать картину  строения движений Агашин Ф.К. Биомеханика  ударных движений. - М.: ФиС, 1977.

Двигательный акт (двигательное действие) человека можно рассматривать  как результат взаимодействия энергетически  и информационно открытой системы  с окружающей средой. Все движения в структуре делятся на двигательные (биокинематические и биодинамические) и информационные. Многие понятия в биомеханике можно рассматривать с позиций синергетики (самоорганизации) - современного междисциплинарного подхода, предметом исследования которого является динамическое поведение сложных открытых систем Хакен. Синергетика. М.: Мир, 1985.

По сути дела, это взгляд на мир через нелинейность. К самоорганизации  очень часто приводит игра нелинейных динамических процессов, когда как  динамическое, так и информационное содержание процесса оказывается согласованным  с большой степенью точности и  складывается в единый "организм" Ахромеева Т.С., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Самарский А.А. Нестационарные структуры и диффузионный хаос. - М.: Наука, 1992

Информационное поведение  сложных систем связывается с  проявлением свободы воли в критических  точках бифуркации и ограничивается физическими законами динамики . Системе, в которой происходит увеличение порядка, можно приписать намерение измениться таким образом, чтобы добиться лучшей приспособленности к окружающим условиям. Изучение закономерностей построения структур, возникновения упорядоченности, знание внутренних свойств системы и законов ее эволюции позволяют выбрать оптимальные решения, методы управления.

Одним из проявлений самоорганизации  в биомеханике можно считать  упорядочивание системы движений, превращение  ее в двигательное действие, сопровождаемое уменьшением симметрии системы  движений и возникновением коллективных степеней свободы (мод), характеризуемых  параметрами порядка; в этом случае остальные степени свободы как  бы "заморожены". Еще Н.А. Бернштейн  Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991.

 

Рассматривал развитие координации  и ловкости как преодоление "лишних" степеней свободы. По его образному  выражению, согласованная работа мышц всего тела - "синергия" подобна  игре оркестра, в котором в качестве дирижера выступает центральный  мозг. Нелинейный характер взаимодействия между элементами биомеханической  системы позволяет перераспределить энергию по степеням свободы. Как  и в синергетике, в биомеханике  сложная система приобретает  свойства когерентных структур, отсутствующие  у составляющих ее элементов (системные  свойства, согласно Донской Д.Д. "Теор. и практ. физ. культ.", 1997, 3.). Так, в частности, в костно-мышечной системе человека, представляющей собой активную среду с распределенными запасами энергии, возникают автоволны биомеханических цепей. Параметры порядка волнообразных движений определяются упругостью мышц, связок и силой тяжести, биомеханика становится волновой.

Информация о работе Структура обучения двигательного действия