История философии. Теория философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция

Краткое описание

Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия-все лекции.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

Тривиум:  - грамматика

- риторика

- диалектика (логика)

Квадриум  - арифметика

- геометрия

- астрономия (астрология)

- музыка.

 

Ранняя схоластика (6 – 12 века).

 

Главная философская  проблема этого периода - универсалии (общие понятия) – существуют ли они реально?.

Этот вопрос корнями уходит в философию Платона  и Аристотеля: "Идея, независимая от вещей" или "Идея реальна в самих вещах".

 

Направления:

 

Реализм: направление схоластики, признающее, что универсалии реально существуют до и независимо от вещей, как идеи божественного разума.

Представители: Ансельм (11 - 12 века). Он впервые выдвинул доказательство бытия Бога: "Даже безумец, восклицающий, что Бога нет, понимает смысл слова "Бог", то есть: "существо превыше и могущественней которого ничего нет". Эта идея не могла бы возникнуть в человеческом уме без участия самого Бога, ибо только бог мог внушить представление о самом себе, так как из обыденного этого не получишь". Из понятия о существовании Бога выводится его существование.

 

Номинализм: направление в схоластике, признающее, что универсалий не существует, а реально существуют единичные вещи. Универсалии всего лишь имена предметов (nomena – имена).

Представители: Росцелин.

 

Умеренный номинализм (концептуализм): универсалии – просто имена вещей, которые существуют в мыслях человека.

Представители: Пьер Абеляр – яркая личность периода ранней схоластики, "рыцарь диалектики".

Сочинения П. Абеляра:

"История моих бедствий"

"Да и нет"  – приговорена к сожжению за ересь.

Абеляр придавал большое значение логики, доказывая приоритет логики по сравнению с другими дисциплинами. Он ссылается на Евангелия от Иоанна: "Вначале было слово".

Абеляр в проблеме соотношения веры и разума впервые отстаивал превосходство разума над верой. Он говорил, что истина веры и истина разума не противоречат друг другу, но решающее слово всегда за разумом.

 

Мистическое направление: Наряду со схоластикой 12 века в философии возникает другое направление - мистическое. Суть: постижение Бога возможно не рациональным путем, а путём непосредственного созерцания, озарения, экстаза, интуиции.

 Величайший мистик раннего средневековья - Бернар Клервосский. Аббат из монастыря аскетов, впоследствии его возвели в лик святых. Он был оратором, и религиозным гением своего времени. Смысл человеческой жизни – по его мнению – заключается в постижении Бога. Достичь этого можно не разумом, а путем заветной любви к Богу. Бернар насчитал 12 ступеней смирения на пути к Богу, а награждением был экстаз.

Величайший  мистик 13 века – Бонавентура (бьл канонизирован). Он также признавал экстаз. Его главное произведение: "Путеводитель души к Богу".

Мейстер Экхарт (13 - 14века). Говорил о божественной искре в человеке, которая разгорится, если умерить человеческую боль

 

Зрелая схоластика (13 век).

 

Эпоха наивысшего могущества римской церкви, когда окончательно оформилось ученье католицизма. Для укрепления борьбы с ересью были созданы монашеские ордена:

Орден Доминиканцев: эмблемой стала собачья пасть с горящим факелом. "Псы господа" составляли святую инквизицию.

Орден Францисканцев проповедовал аскетизм и мораль.

Укреплялась не только церковь но и светская жизнь. Возникают университеты, которые становятся очагами светской культуры. Самый первый университет - Парижский. Затем были открыты: Оксфордский и Кембриджский, Кёльнский университеты. Было 4 факультета:

- Философский

- Медицинский 

- Юридический

- Теологический (богословский)

 

Большое влияние  на развитие схоластики оказали труды  Аристотеля. Они не сразу добились признания - инквизиция запретила Аристотеля как язычника – но потом он стал философским  и научным авторитетом средневековья. Из-за запрета инквизиции его нельзя было называть по имени. Его называли – Философ.

Никто не мог  получить степень магистра без изучения трудов Аристотеля.

 

Doctor Universales – почётный титул философов и теологов средних веков.

 

Первым этот титул получил Альберт Великий за широкую эрудицию.

А один из его  учеников создал единую философскую  систему.

 

Thomas Aquinus –  Фома Аквинский (1225 – 1274)

 

Крупнейший систематизатор схоластики, создатель католической идеологии и философии.

Родился в Италии в селении  Аквино. С 19 лет монах Доминиканского ордена. Учился в Парижском Университете, получил степень магистра теологии, затем работал при дворе папы Римского, был удостоен титула Doctor Angelus (Ангельский Доктор).

Сочинения: комментарии библии, трактаты, но наиболее важные произведения Фомы:

"Сумма против язычников"

"Сумма теологии".

Здесь "сумма" означает свод логически упорядоченных трактатов.

 

 

 

 Философия:

 

Это соединение философии Аристотеля с христианским мировоззрением. В Аристотеле Фома видит авторитет и антологию разума.

 

Проблемы соотношения веры и разума. Фома, как и большинство философов средневековья, придерживался учения о двойственности истины. Т.е. существуют два вида истины: философские и научные. Поскольку источником всякой истины является Бог, то не может быть принципиальных противоречии между наукой и религией, разумом и верой. учёные и теологи идут к одному и тому же.

Фома придерживался принципа гармонии веры и знания.

Фома считал, что наука и идеология должны находиться в гармонии, и этому свидетельствует тот факт, что в теологии имеется ряд истин и доводов, которые нуждаются в рациональном обосновании, но не потому что они не могут без него обойтись, а потому, что после доказательства, они становятся ближе к человеку.

К таким истинам относятся  положения о существовании Бога. Значительное число доводов рациональному объяснению не поддается. Но это вовсе не значит что эти истины противораэумны – они сверхразумны. Доказать их не под силу человеческому уму.

В своей идеологии  Фома выдвинул 5 доказательств существования Бога. В них идет речь не столько о Боге сколько, о мире.

Доказательство от движения :

Все вещи находятся в движении, но цепь двигателей не может быть бесконечной, и в этом ряду не может не быть предмета, который не движется, но который все движет - перводвигатель - Бог.

Доказательство от причины:

У каждого явления есть своя причина, но цепь причин не может быть бесконечной, и в этом ряду должна быть первопричина или Бог.

Доказательство от необходимости и случайности:

Все единичные  вещи случайны, но мир в целом не может быть  случайностью, абсолютная необходимость - и это есть Бог.

 

Доказательство от степени совершенства:

Все вещи, существа, люди имеют разные степени совершенства, но должно быть некое абсолютное совершенство, с которым все сравнивается, и это абсолютное совершенство и есть Бог.

Доказательство от целесообразности:

Все вещи и живые  существа имеют цель и смысл существования, мир устроен целесообразно и гармонично. Гармоничность мира не случайна, должно быть разумное существо, которое сообщает цель и смысл, которое целенаправленно руководит этим миром - это и есть Бог.

 

Авторитет Фомы сохранился в веках: в 14 веке он был причислен к лику святых, а в конце 19-го его учение провозгласили обязательным для всей католической церкви.

 

Поздняя схоластика (14 – 16 века).

 

Уильям Оккам – благодаря владению искусством логики получил титул "Doctor Invinebilies" – "Непобедимый Доктор".

Сформулировал знаменитый принцип "Бритва Оккама": "Сущности не следует умножать без крайней необходимости" или "То, что можно объяснить посредством меньшего не следует объяснять посредством большего"

 

Жан Буридан – составил руководство по логике "Pons Asinorum" ("Ослиный мост") с помощью которого можно было обучит логическим приёмам даже осла.

 

    Философия эпохи Возрождения (14 – 16 века)

 

Это эпоха завершения средневековья, заката феодализма и зарождения новых капиталистических отношений, период великих географических открытий, время мануфактур, торговли, личной предприимчивости.

Смена умонастроений  привела к секуляризации - освобождению общества от религии и церковной идеологии – культура и наука приобретают светский характер.

Название эпохи "Ренессанс" – означает возрождение  античной культуры. Возрождение относится к античности как к идеалу, которым надо и можно восхищаться.

Возрождение в  целом было общеевропейским. Однако начало и наиболее яркое его проявление связано с Италией.

 

Исторические этапы Возрождения:

- Раннее возрождение (14век)

- Высокое возрождение (15век)

- Позднее возрождение (16 – 17 века)

 

Основные философско - мировоззренческие принципы эпохи Возрождения:

 

Индивидуализм – превосходство личности. Ценность личности превыше всего. В средние века человек был представителем какой-либо системы. Выше всего ценится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Культ личности в творчестве.

 

Антропоцентризм (Antropos - человек) – мировоззрение или принцип, согласно которому человек есть центр вселенной, высшая цель мировоззрения. Эпоха Возрождения не устраняет Бога, но он только творец. В эпоху Возрождения происходит реабилитация плоти человека. Человек теперь рассматривается не только как духовное существо, но и как телесное. И тело человека это не только основы души, оно – самоценно. Возникает культ красоты. Живопись, которая должна изображать прекрасное – это главное искусство в эпоху Возрождения.

 

Гуманизм - мировоззрение или принцип, утверждающий ценность человека, его достоинство, его права и свободы. Возникает светская интеллигенция. Гуманисты-интеллигенты создают новую аристократию – аристократию духа.

 

Пантеизм – мировоззрение, согласно которому все есть Бог. Это обожествление природы. Христианский Бог утрачивает свой неприродный характер, он как бы сливается с природой, которая в свою очередь обожествляется. Природа представляется живым целым, пронизанным магическими силами, и как следствие из этого, в это время процветает магия и алхимия.

 

В философии Ренессанса выделяют три  периода:

 

Гуманистический (14 век до середины 15 века). Представители: Данте, Франческо Петрарка.

Неоплатонический (середина 15 до 16 века). Представители: Николай Кузанский, Пико деля Миранделла, Парацельс.

Натурфилософский (16 до начала 17 века).

Представители: Николай Коперник (философ, астроном, гуманист). Он окончательно заменил геоцентрическую картину мира на гелиоцентрическую. Гёте считал открытие Коперника величайшем из всех, которые когда-либо делал человек.

Галилео Галилей (итальянский математик астроном).

 

Николай Кузанский (Николай Кребз) (1401 – 1464)

 

Немецкий теолог и философ, видный церковный деятель. Был кардиналом Римской Католической церкви. Занимался медициной, астрономией, географией, математикой.

Основной его  труд – "Об учёном незнании"

Главная особенность  его философии - мистический пантеизм. Особенно ярко проявился в его учениях о Боге. Бог - абсолютный максимум, он един, единственен и бесконечен. Бог присутствует во всех вещах. Возникновение мира - это результат развертывания. Николай сближает божественное и земное, творца и его творение.

"Бытиё Бога  в Мире то же самое, что  и бытиё Мира в Боге".

В космологии он выдвинул идею о бесконечности вселенной в пространстве и о том, что Земля лишь одно из небесных тел и не является центром мироздания.

Николай был  диалектиком. Открыл принцип совпадения противоположностей (пример с нулём и бесконечностью). Бог - также единство противоположностей. Будучи абсолютным максимумом он ничем не ограничен. Как абсолютный минимум Бог неделим.

В своём учении о человеке Николай называл его микрокосмосом – малым миром, т.к. человек – подобие Бога, а Бог – это Мир. Сравнивая человека с Богом Николай использовал математику: человек – это многогранник, вписанный в окружность, а окружность – божественный мир.

 

 

Джордано Бруно (1548 – 1600)

 

Итальянский философ  и мыслитель.

Родился в местечке Иола близь Неаполя, в семье дворянина. Был монахом Доминиканского ордена, но вынужден был покинуть монастырь и уехать из Италии из-за религиозных преследований. 16 лет странствовал по Европе (Швейцария, Англия), преподавал в университетах. В 1592 вернулся в Италию, и был захвачен инквизицией по обвинению в ереси. 8 лет провёл в заключении, но не отказался от своих взглядов, за что и был сожжён 17 февраля 1600 года на площади Росс в Риме.

 

Сочинения:

- диалоги, поэмы

- "О бесконечности вселенной и мирах".

 

Философия Бруно:

 

Главное философское положение – это натуралистический пантеизм. Бог находится везде и повсюду, природа и есть сам Бог и в вещах скрыта божественная сила.

Материальная субстанция обожествлена. Единицей этой субстанции является монада (monos - единица),которая представляет собой духовное и материальное начало одновременно.

 Бруно, развивая идею Коперника, пришёл к выводу о бесконечности вселенной и числа миров, что Солнце это лишь относительный центр, а во вселенной нет абсолютного центра.

 

 

Философия Нового Времени (с 17 века)

 

17 век - это  век буржуазных революций (Нидерланды, Англия),он ознаменовал переход  от феодализма к буржуазному строю.

Развитие буржуазного  общества порождает изменения не только в экономике, но и в сознании людей. Важное место стала занимать наука и экспериментальное естествознание. 17 век называют веком научной революции, а также веком гениев (Кеплер, Лейбниц, Паскаль).

Развитие науки  привело к переориентации философии. Если в средние века она выступала в союзе с теологией, а в эпоху возрождения – с искусством, то в 17 веке она опирается на естествознание и точные науки.

 На первый  план в философии выходит гносеология (теория познания), особенно методология научного познания. "Что значит знать?", "Что лучше и вернее прокладывает дорогу к истине: ощущения или разум, интуиция или логика?", "Каков научный метод исследования и как быстрее достичь результата?"

Информация о работе История философии. Теория философии