Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 14:16, контрольная работа
Возникновение и развитие русской философии
Вопрос о происхождении русской философии спорный. Считают, что если на Руси до XVII в. философия была запрещена, а вся литература была религиозной, то и нельзя говорить о существовании русской философии. В данном случае речь пойдет о тех философских идеях, которые появлялись на Руси в какой бы то ни было форме. А появились они вначале вместе с принятием христианства.
Принятие христианства приобщало Древнюю Русь к более высокой античной и византийской культуре. В XI-XII вв. уже встречается термин «философия» («любомудрие»). Если Кирилла называли философом, то Мефодия святым, учителем, но не философом. В это время становятся известны труды не только Гомера, но и Аристотеля, Платона, Демокрита, Эпикура.
Александр Иванович
Герцен в своем мировоззрении
прошел сложный и внутренне
Общефилософские
проблемы, занимавшие интересы Герценa,
— это единство бытия и мышления,
жизни и идеала, поиски метода, в
котором гармонично сочетались бы эмпирический
и рациональные приемы человеческого
ума. Он стремился обосновать закономерность
движения человечества по пути к свободному
от антагонизмов обществу. По Герцену,
грядущий мир есть царство разума,
он как бы подытожит и воплотит
разумные начала всей предшествующей
истории: реалистическое преклонение
перед природой и принципы суверенности
личности, свободы духа, развитые первоначальном
христианстве. Он ратовал за снятие
крайностей материализма и идеализма.
В молодости он был глубоко
верующим, впоследствии разделял идеи
атеизма, говоря точнее, находился в
поисках и колебаниях в этом вопросе.
Герцен уделил особое внимание взаимоотношению
личности и общества; он критиковал
Как буржуазный индивидуализм, так
и уравнительные
Герцен с
глубоким интересом воспринимал
идеи социализма, например, высоко ценил
труды К.А. Сен-Симона, П.Ж. Прудона
и др. Он исходил из того, что пути
к социализму многообразны и зависят
от исторически сложившихся форм
общественной жизни и культуры. Относительно
России он считал, что для нее
наиболее приемлем крестьянский социализм,
так как русская деревенская
община содержит его зачатки. Хотя Герцен
верил в идеи социализма, но не рассматривал
его как окончательную и
“Где лежит
необходимость, чтобы будущее разыгрывало
нами придуманную программу?”
В области
философии истории в фокусе его
внимания была проблема сущности социальных
законов, которые осмысливались
как переплетение стихийного хода истории,
т.е. бессознательного начала в историческом
потоке, и сознательной деятельности
индивидов и общества в целом
в виде развития научного знания. Герцен
боролся за просвещение масс, подготавливающее
их к социальному перевороту. Но
после поражения революции 1848 г.
он существенно пересмотрел
Последним словом
социально-философских
По мнению С.Н. Булгакова, все сознаваемые страдания Герцена имели источником позитивизм и атеизм. Но при всех своих позитивно-атеистических воззрениях, Герцен был постоянно занят вопросами религиозного сознания — о смысле жизни, истории и т.д. — карамазовскими вопросами. Но, как и Карамазову, Герцену суждено было испытать не радость положительного разрешения этих великих и страшных вопросов, а горечь сознания их неразрешимости. Он искал и не нашел; однако истинная религиозность состоит именно в искании. Со всепобеждающей силой внутреннего переживания значение религии на русской почве было показано Ф.М. Достоевским, а позднее Вл. Соловьевым с помощью логической аргументации, опирающейся на философию идеализма. Поэтому можно сказать, что Герцен, хотя и кружным путем, более Отрицательным, чем положительным, ведет к... Достоевскому и Соловьеву. В нем дорог нам не только народный трибун, герой освободительной борьбы, но и один их провозвестников грядущего религиозного возрождения "3". Отношение к христианству у Герцена было противоречиво-поисковым. Заслуживает упоминания, что к Евангелию он всегда сохранял необычайно теплое чувство
Чаадаев спорил со славянофилами, но в то же время выдвинул идею об особом пути России, правда, своеобразную. Чаадаева считают автором «русской идеи» — идеи об особом божественном предназначении России, но в негативном варианте. То есть Россия — это пример того, как не надо жить. Причина в православии. Католицизм принял участие в создании цивилизации на Западе (то есть осуществлял царство Божие на Земле), а в России церковь попала в зависимость от светской власти. Но у России особая роль в будущем: она должна дать разгадку человеческой загадке. Это и есть русская идея в отличие от идеи Запада и Востока.
Вначале не считал, что у России есть особый путь развития и Александр Иванович Герцен (1812-1870). Герцен рано порывает с религией. Он считал, что «взгляд на жизнь как на дурную станцию на дороге в царство Божие» ведет к оправданию всех отрицательных сторон действительности. Он пришел к выводу, что логическим путем нельзя доказать существование Бога и бессмертие души, что религиозные воззрения нельзя оправдать разумом. Фейербах еще больше укрепил Герцена в атеизме. Философия для Герцена — это наука о всеобщих законах бытия. А законы имеют объективное значение. Философия — это живой организм, в котором раскрывается истина. Назначение философии — быть средством деятельности человека, сделать эту деятельность сознательной.
Диалектический метод Герцен считал важнейшим, так как он соответствует характеру процессов и явлений в природе. Диалектику Гегеля он назвал алгеброй революции.
От французского
утописта Сен-Симона он воспринял идею
социализма, считал, что социализм
исторически необходим и
Если славянофилы видели в общине противоположность обреченной западной цивилизации из-за индивидуализма и разрушающего его социализма, то Герцен объединяет социализм и русскую общину.
За революционную деятельность в 1835 г. он попадает в ссылку. В 1847 г. выезжает за границу, где в 1855 г. начинает выпускать журнал «Полярную звезду», а в 1867 г. «Колокол». Герцен оказал огромное влияние на дальнейшее политическое развитие России.
Последователем Герцена, идейным вдохновителем и вождем русского революционно движения 50-60-х гг. был воинствующий философ-материалист, литературный критикНиколай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Его деятельность развернулась в период подготовки и проведения реформ 1861 г. В этот период Россия потерпела поражение в Крымской войне, нарастала волна крестьянского движения. Чернышевский сотрудничал в «Отечественных записках», возглавил журнал «Современник». Он ярый пропагандист народной революции («К топору зовите Русь!»), материализма в философии, атеизма, что вызвало репрессии в отношении его со стороны царской власти. В 1862 г. он был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. Здесь им написан роман «Что делать», в котором он нарисовал картину будущего общества. Затем ссылка в Сибирь, откуда его пытались не раз безуспешно спасти. После 19 лет сибирской ссылки ему разрешают переехать в Астрахань.
Материализм
его проявляется в таких
Природа у Чернышевского — разнородная материя, пространство и время — ее основные формы. Материя и движение неуничтожимы. Критерием истины считал практику, так как она «великая разоблачительница всех обманов». Диалектику считал важным завоеванием философской мысли и делал из нее революционные выводы о смене форм собственности и неизбежности социализма. Отсюда и его исторический оптимизм. Прогресс общества у него зависит от прогресса знаний. Он был противником избранности народов, славянофилов, расистских и мальтузианских взглядов.
Идейным соратником Чернышевского был Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Глубокий мыслитель, блестящий литературный критик, в самодержавии и крепостном праве видел главных врагов освободительной борьбы, оплот реакции и консерватизма, мечтал о социализме. В философии — материалист.
Добролюбов
видел классовую борьбу в обществе
между трудящимися и
Движущей силой истории, по его мнению, являются народные массы. Но особенность его взглядов в том, что он большую роль отводил личности. Он сравнивал ее с искрой, которая может взорвать порох, или с дождем, орошающим землю, но личность появляется из испарений с той же земли. Эти положения явились идейной основой деятельностинародников, которые и являли собой пример таких личностей. Но их поход в народ в 1874 г. закончился тем, что народ их выдал полиции. Это удачно показано в картине И. Репина «Арест пропагандиста».
Народники перешли к индивидуальному террору, рассчитывая на то, что в результате смуты (особенно в случае убийства царя) народ будет вынужденным пойти за ними. Они организовали ряд покушений на высших чиновников, и им удалось взорвать Александра II.
Впоследствии народники образовали партию социалистов-революционеров (эсеров), которые продолжили тактику индивидуального террора. Эсеры участвовали в революции 1905-1907 гг. Это была самая крупная партия в России. В феврале 1917 г. представитель партии эсеров А.Ф. Керенский вошел в состав Временного правительства, затем возглавил его. Лидер партии эсеров Чернов стал министром земледелия. В сентябре 1917 г. эсеры могли бы осуществить то, о чем мечтал Герцен, но не сделали этого. После октября 1917 г. левые эсеры вошли в состав правительства большевиков (правые эсеры отказались), но в июле 1918 г. подняли мятеж. Вся власть сосредоточилась в руках большевиков, и с идей Герцена о русском социализме было покончено.
П.Я. Чаадаев
Выдающимся
русским философом и социальным
мыслителем был Петр Яковлевич Чаадаев
(1794—1856). Его общефилософскую концепцию
можно охарактеризовать как дуалистическую.
Согласно этой концепции, физический мир
построен из атомов и молекул, т.е. элементов
материальных”, из которых образуются
все тела. Тела Существуют в пространстве,
которое есть объективная форма
внешнего мира, и во времени, которое
трактовалось Чаадаевым в духе распространенного
в те времена механицизма. Однако
механицизм Чаадаева ограничивался
миром физических явлений. Сознание
человека, по его мнению, не подчиняется
механистическим
Человека
Чаадаев рассматривал как объективное
единство двух миров — физического
и духовного, как существо свободное,
которое в своем историческом
бытии подчинено диалектике необходимости
и свободы. На понимании соотношения
необходимости и свободы во многом
выстраивается концепция