Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и развитие русской философии
Вопрос о происхождении русской философии спорный. Считают, что если на Руси до XVII в. философия была запрещена, а вся литература была религиозной, то и нельзя говорить о существовании русской философии. В данном случае речь пойдет о тех философских идеях, которые появлялись на Руси в какой бы то ни было форме. А появились они вначале вместе с принятием христианства.
Принятие христианства приобщало Древнюю Русь к более высокой античной и византийской культуре. В XI-XII вв. уже встречается термин «философия» («любомудрие»). Если Кирилла называли философом, то Мефодия святым, учителем, но не философом. В это время становятся известны труды не только Гомера, но и Аристотеля, Платона, Демокрита, Эпикура.

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение и развитие русской философии.docx

— 80.76 Кб (Скачать файл)

 

Антропологические построения Хомякова и Киреевского  восходят к христианскому видению  цельного человека.

 

Что же касается идеализации истории России, то для  того чтобы   убедиться   в   обратном,   достаточно   посмотреть очерк А.С. Хомякова “О старом и новом”, где с огромной силой обличаются некоторые порядки допетровской Руси. Славянофилы не рассматривали  русскую историю как идеальную  и бескризисную, а, наоборот, подчеркивали ее сложность и драматичность. Однако болезненные явления, считали они, не могут быть преодолены внешними заимствованиями.

 

Хомяков многократно  развивает взгляд, что история  требует, чтобы Россия "выразила те всесторонние начала, из которых  она выросла". Православие дало русскому духу то, что давно уже  утратила Европа — целостность. Основная идея А. Хомякова та же, что и Гоголя: ЦЕЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ МОЖЕТ  БЫТЬ ПОСТРОЕНО ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВИЯ.

 

Борясь за восстановление цельности души образованного  русского человека, славянофилы только следовали по следам проложенным  выдающимся церковным деятелем Московской Руси, Нилом Сорским, за много веков  до нас писавшим: "И самая же добрая и благолепная деланна  с рассуждением подобает творити  и во благое время... ''./11/

 

Развитие  духовной жизни и культуры Европы определялось тем, что ее народы были приобщены к христианству насильственным путем, причем в форме насаждения “латинства”, т. е. христианства, которое, по определению А. Хомякова, выражало лишь внешнее единство всех христиан. Это внешнее единство утверждалось борьбой католической церкви во главе  с папой за государственную власть над всей Европой, организацией военно-монашеских орденов, крестовыми походами, единым дипломатическом и церковным  языком — латинским и т.д.

 

Реакцией  на насильственно насаждаемое единство и подавление свободы стала Реформация, в результате которой после долгой, мучительной и кровавой борьбы возник протестантизм. Сравнивая католицизм и протестантизм, А.С. Хомяков пришел к выводу, что протестантизм столь  же односторонен, как и католицизм, но односторонен в противоположном  направлении: “ибо протестантство удерживало идею свободы и приносило ей в  жертву идею единства.

 

И католицизм, и протестантизм, по мнению славянофилов, противопоставив единство и свободу, исказили дух первоначального христианства, которое “в полноте своего божественного  учения представляло идеи единства и  свободы неразрывно соединенными в  нравственном законе взаимной любви”./12/

 

Только православие  восприняло и сохранило, по мысли  славянофилов, вечную истину раннего  христианства во всей ее полноте, а  именно идею тождества единства и  свободы (свободы в единстве и  единства в свободе). Ими было включено в историософию важнейшее понятие, характеризующее русское своеобразие, которое вошло в содержание “русской идеи” — “соборность”, выражающее свободную общность людей. Соборность понималась славянофилами прежде всего  как церковная соборность — свободное  единство верующих в деле совместного  понимания ими правды православия  и совместного отыскания пути к спасению. Свободное единство православных верующих должно основываться на бескорыстной любви к Христу как носителю совершенной  истины и праведности. Единство в  свободе на основе любви — вот  сущность соборности как явления  русского духа:

 

“Внутренняя задача Российской земли есть проявление общества христианского, православного, скрепленного в своей вершине  законом живого единства”.

 

Православие в концепции славянофилов выступало  как духовная основа всей русской  жизни: “... проникая во все умственные и нравственные убеждения людей, оно невидимо вело государство к  осуществлению высших христианских начал, никогда не мешая его развитию”.

 

 

Отличительные особенности западничества и  славянофильства.

 

Западники и  славянофилы вошли в историю  как люди                 '' сороковых годов ''- люди, осмелившиеся на поиск истины в условиях николаевского  царствования.

 

Основными чертами  славянофилов являлись целостность  и разум, а западников - раздвоение и рассудочность. Во множестве проявлений жизни ярко выражено это различие:

 

1) в Западной  Европе - рассудочно-отвлеченное богословие, обоснование истины путем логического  сцепления понятий; на Руси - стремление  к истине “посредством внутреннего  возвышения самосознания к сердечной  целостности и средоточию разума”;

 

2) на Западе - государственность из насилий  завоевания, на Руси - из естественного  развития народного быта;

 

3) на Западе - враждебная разграниченность сословий, - в Древней Руси их “единодушная  совокупность”;

 

4) на Западе - поземельная собственность - первое  отношение гражданских отношений,  на Руси - собственность только  случайное выражение  отношений  личных;

 

5) на Западе - законность формально-логическая, на Руси - выходящая из быта.

 

Вообще на Западе раздвоение духа, наук, государства, сословий, семейных прав и обязанностей; в России - стремление к цельности  “бытия внутреннего и внешнего”; “ постоянная память об отношении  всего временного к вечному и  человеческого к Божественному” - такова древнерусская жизнь, следы  которой сохранились и теперь в народе.

 

Оторвавшись от бесконечной цели, поставив себе мелкие задачи, “западный человек  почти всегда доволен своим состоянием”; он “готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что  совесть его вполне спокойна, что  он совершенно чист перед Богом и  людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи”. Если он столкнется с  общепринятым понятием о нравственности, он выдумает себе оригинальную систему  нравственности и опять успокоится. “Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои  недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более  требует от себя и поэтому тем  менее бывает доволен собой”.

 

Заключение

 

Славянофилов  часто упрекали и упрекают в идеализации  истории России и желании восстановить старое. Эти упреки совершенно несправедливы. Они прекрасно понимали, что возврата к прошлому нет, история не может  пойти вспять, что, например, изменения, происшедшие вследствие петровских реформ, носят необратимый характер. Они проповедовали не возврат  к прошлому, а восстановление жизнеспособных начал российского общества в  изменившихся условиях.

 

Иван Киреевский, Хомяков и другие славянофилы  мечтали создать систему новой  русской философии, как и система  Григория Сковороды, построенной на религиозных идеях Православия. Если это им и не удалось, то тем  не менее "они оказались зачинателями, всего оригинального, что дала потом  русская философская мысль. Основная их заслуга остается в том, что  они круто и убежденно повернулись  к Православной Церкви, как к единственному  источнику Истины и окончательному судье всех человеческих помыслов и  домыслов"/13/.

 

"Гоголь, Киреевский, Хомяков, Константин Леонтьев  — вот крупнейшие русские строго  церковно-православные мыслители  и в то же время яркие  религиозные личности, которые глубоко  поняли первенствующее значение  Русской Православной Церкви  в истории русской духовной  культуры и которые отдали  все свои, полученные от Бога, высокие таланты на служение  этой Церкви, — пишет проф. Ив. Андреев в статье "Религиозное  лицо Гоголя"./14/

 

Виднейшие из славянофилов достигли той же духовной гармонии и целостности, как и "Непонятый  Предвозвеститель — Пушкин". Эту  целостность души они приобрели  изучая "духовную философию Восточных  Отцов Церкви", которая осталась почти неизвестной философам XIX столетия, и у которых духовные воспитатели  русского народа Сергий Радонежский  и другие русские святые приобрели  целостность духа, которую они  и передали русскому народу.

 

И. Киреевский достиг редчайшей целостности духа. По словам одного из старцев, он был "весь душа и любовь". По оценке Н. Арсеньева, автора биографического очерка о  Хомякове, жизнь Хомякова — "есть редко встречающееся проявление необычайного и последовательного  посвящения себя и своих сил единой высшей цели — проповеди И СЛОВОМ, И ДЕЛАМИ, той высшей Правде, которой  он служил всем своим существом"./15/

 

Хомяков был  убежденным противником крепостного  права. "Христианин, — писал он гр. Я.И.Ростовцеву, — может быть рабом, но не должен быть рабовладельцем"/16/. Он был горячим проповедником  освобождения крестьян и является идейным  вдохновителем виднейших деятелей эпохи Великих Реформ.

 

Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России прямым продолжением славянофильства выступило почвенничество. Большое влияние оказали их идеи и на философию всеединства.

 

Учение славянофилов, как и сами славянофилы не имеют  ничего общего с учением их идейных  противников — западников — "людей  потревоженного духа". Учение славянофилов исходит из основной духовной традиции Православия — борьбы с умственным "безмерием". Славянофилы не только на словах боролись с душевной раздвоенностью русского образованного человека со времен Петровской революции, но личным примером доказали, что Православие  способно вернуть душе образованного  человека былую целостность.

§ 4. Славянофилы

 

Своеобразным  направлением в русской философии  явилось славянофильство, яркими представителями  которого были Алексей Степанович Хомяков (1804—1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806—1856) и др., оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания (они поставили ряд важных социально-политических и философско-исторических проблем, связанных с крестьянской общиной, ее прошлым и будущим), тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею Чувстве “обманутой надежды” и “безотрадной пустоты”. По словам Вл. Соловьева, славянофилы, представляя всю западную историю как плод человеческого злодейства, имели в этом ложном Представлении достаточное основание для негодования и вражды. Но ожесточенно нападать на заведомые следствия естественной необходимости — хуже, чем бить камень, о который споткнулся. В критике ранней буржуазной цивилизации славянофилами были усмотрены негативные, нарушающие внутренний душевный лад, деморализующие факторы человеческого бытия. Отсюда славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и. о ее “центральных силах” (Хомяков) о “внутреннем средоточии духа (Киреевский). Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову, — “водящий разум”, или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием “духовного смысла”. Сущность мира, или “водящий разум”, может быть лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, так называемой “разумной зрячестью” или “живознанием”, исходным началом которых является “народная вера”. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась концепция русского исторического процесса.

 

Историческое  значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии  русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы “сверху”, славянофилы объективно были. выразителями перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.

 

§ 5. Западники

 

К западникам относятся выдающиеся мыслители  — В.Г. Белинский (1811—1848), Н.Г. Чернышевский (1828—1889), Н.А. Добролюбов (1836—1864), Д.И. Писарев (1840—1868), А.И. Герцен (1812—1870). Это талантливые  литературные критики, философствующие  публицисты, общественные деятели. Западники  прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского Просвещения. После глубокого увлечения  гегельянством русские философы, не без влияния Л. Фейербаха, повернулись  к материализму, стремясь, однако, сохранить  диалектический метод Г. Гегеля "1" . Они полагали, что сознание есть свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи — мозга. (Выдающаяся роль в исследовании функций мозга  принадлежит русскому физиологу  И.М. Сеченову, на труды которого опирался, в частности, Н.Г. Чернышевский.) Среди  западников в философском отношении  особо выделяются Герцен и Чернышевский. Николай Гаврилович Чернышевский, испытавший сильное влияние воззрений Л. Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этическими и, что очень важно, экономическими аспектами: для человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики Чернышевский проповедовал знаменитую идею “разумного эгоизма”, и поныне рождающую споры. В области эстетики (о чем он написал свой труд “Об эстетическом отношении к действительности”) Чернышевский рассматривал художественное творчество и категории прекрасного. Согласно Чернышевскому, “прекрасное — это жизнь”. Поэтизация самого факта жизни во всем ее разнообразии — существенный аспект в философских воззрениях мыслителя. Чернышевский жестоко пострадал на каторге за свои политические убеждения и выступления.

 

Александр Иванович Герцен в своем мировоззрении  прошел сложный и внутренне противоречивый путь. Его идейное развитие —  это духовная драма, процесс очарований и глубоких разочарований вплоть до пессимизма. Он был не согласен с  идеологией славянофилов, увлекался  западноевропейскими философскими концепциями. В своих изданиях —  альманахе “Полярная звезда”  И газете “Колокол” — он выступал против крепостничества и царизма, выдвигая общедемократические требования — освобождение крестьян с землей, общинное землевладение и уничтожение  цензуры. Провозглашая идеалом не какой-либо абстрактно-логический момент в жизни  абсолютной идеи, но справедливо устроенную жизнь, Герцен, например, отмечал, что  природа и человеческая история  вечно и непрерывно изменяются, что  они “течение, перелив, движение”, причем движение происходит посредством  борьбы двух противоположных тенденций (или стремлений) — ввозникновения и разрушения. Касаясь проблемы личности, Герцен утверждал, что она теперь становится центральной: личность —  вершина исторического мира, к  ней все примыкает, ею все живет.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"